Караван надежды

Алексей МАЛЬЧЕНКО
Караванинг – новое направление туризма в Казахстане.

karavaning1

Пожалуй, самые приспособленные путешественники – это улитки – где бы они не остановились, считай, уже дома. Как раз о таком «улиточном» формате путешествий и пойдёт речь.

Карантин загнал любителей отельного формата отдыха в очень тесные и оттого дискомфортные рамки: covid-справки, соцдистанцирование, ношение масок, «покалеченный» all inclusive и т. д. Но даже в этих условиях можно путешествовать с комфортом, при этом не нарушая установленный порядок. Дают такую возможность путешествия с домом (или в доме) на колёсах, есть такое целое направление – караванинг.

Культура эта широко развита в Европе, США и даже в соседствующих России и Китае. К примеру, в Германии ежегодно отправляются в путешествие более 5 млн. караванеров, а ещё 1 млн. автотуристов въезжают в эту страну из других государств, принося суммарный доход около 4 млрд. евро. Казахстанский же парк караванеров насчитывает чуть более 150 «домов» и всех их объединяет Казахстанская ассоциация кемпингового туризма и караванинга.

mas_3469

В наших широтах дома на колёсах остаются экзотикой и если такая машина появляется на дорогах города, то неизбежно притягивает взгляды не только автомобилистов, но и пешеходов. Немалое число караванеров-интуристов въезжает к нам, но, увы, лишь транзитом, задерживаясь в Казахстане всего на пару-тройку дней. И это при том, что большинство автотуристов стараются уделить каждой стране, по меньшей мере две недели. Корреспонденту «Ветра странствий» посчастливилось попасть на старт уникального проекта – автопробега казахстанских караванеров, на котором председатель Казахстанской ассоциации кемпингового туризма и караванинга Баян Шапагатова рассказала о всех нюансах этого туристического сегмента.

mas_3643

mas_3761

Ключевых причин, почему Казахстан остаётся лишь транзитом, спикер выделила две.
Первая заключается в отсутствии информации о местных достопримечательностях и самих кемпингах на англоязычных сайтах. Члены клубов из других стран, готовя туристическую поездку и изучая маршрут по Казахстану, сталкиваются с массой неудобств из-за дефицита информации. Но это, можно так сказать, проблема широкого спектра, касающаяся всех сфер туризма… Вторая касается непосредственно кемпинговых зон для караванеров, а точнее полного их отсутствия.

 – На Шёлковом пути есть множество старых исторических караван-сараев, но современные тенденции требуют того, чтобы рядом с ними появились новые – туристические места для кемпинга, – говорит Баян Шапагатова. – Яркий тому пример – вопиющий случай, произошедший на озере Кобейтуз. Это очень популярное место, однако никакой организованной стоянки там нет и, как следствие, мы видим хаотичное размещение машин, что, может привести к экологической катастрофе…

mas_3550

mas_3490

mas_3500

Очень большой поток туристов идет в Узбекистан (ежегодно около 6 млн.), где львиную долю составляют автотуристы. Но Казахстан они проскакивают, потому что у нас нет туристической инфраструктуры. Европейские туристы останавливаются в КНР или в Узбекистане, на несколько недель или даже месяц. А ведь это потребление продуктов, покупка сувенирной продукции, траты на экскурсии – т.е. валютный поток, поступающий в экономику страны, но, увы, не нашей. Если бы в Казахстане были аналогичные кемпинги международного стандарта, то многие туристы останавливались и на Балхаше, и на Алаколе и даже у береговой линии Капчагайского водохранилища. Т.е. сейчас первостепенная задача сделать так, чтобы все те туристы, которые проскакивают Казахстан за 2-3 дня, оставались тут на 2-3 недели. Китайские караванеры едут в Европу, Европа тянется к Китаю, а Казахстан выступает в роли той площадки, которая может принять оба этих потока, но по факту лишь провожает их транзиты взглядом.

mas_3504

mas_3532

mas_3589

Под полноценным кемпингом понимается не только заасфальтированный пятачок, на котором можно будет оставить свой прицеп. Международный стандарт подразумевает полноценные комплексы, позволяющие пополнить запасы пресной воды и возможность запитать дома на колёсах электричеством. Не менее важным, особенно для европейцев, является возможность цивилизованного способа освобождения ёмкостей для отходов. Конечно, должны быть продуктовые и сувенирные магазины, а также заведения общепита. Это тот минимум, который должен быть на каждой точке, где автотурист решит остановиться на неделю или даже один день.

16 сентября при поддержке Комитета индустрии туризма Минкультуры и спорта РК, АО «НК Kazakh Tourism» стартовал автопробег караванеров, которым предстояло проследовать по сравнительно небольшому отрезку Великого Шёлкового пути практически от границы КНР до Узбекистана. В маршрутном листе были обозначены локации и популярные места, расположенные близ городов Жаркент, Алматы, Тараз, Шымкент и Туркестан. Всего же за 15 дней следования караванеры преодолели более 3500 километров пути.

mas_3582

mas_3620

mas_3650

В основу цели пробега поставлена не только популяризация данного формата путешествий, но и проведение инвентаризации всего маршрута. Члены экспедиции оценили и отметили дорожную навигацию, удобство подъездных путей, наличие мест размещения и прочей инфраструктуры, оценивая ситуацию именно с позиции автотуриста.
По итогам экспедиции были определены более 10 мест, в которых будут организованы стоянки для караванеров, отвечающие всем международным стандартам. Также, для удобства туристов будет выпущен путеводитель по стоянкам, кемпингам, караванинг- и автомаршрутам вдоль Великого Шёлкового пути. Кроме того, стоит задача по выработке предложений для дальнейшего развития данного вида туризма в Казахстане.

 mas_3696

mas_3722

mas_3679

Изучая тему культуры караванинга, можно выделить ещё одно важное направление – организация проката автодомов и жилых прицепов. Ведь потратиться на то, что мало известно и непопулярно, человек вряд ли захочет. Если же будет возможность взять жилой модуль в аренду, скажем, на неделю и прочувствовать все преимущества такого формата отдыха, то принять верное решение будет гораздо проще.
Сейчас в Европе бум на продажи туристического транспорта, которые возросли на 30–35 процентов. Это объясняется тем, что многие люди боятся отдыхать в местах большого скопления людей. А караванинг является практически единственным вариантом для комфортного отдыха.
В Казахстанской ассоциации кемпингового туризма и караванинга считают, что здесь хорошим подспорьем и толчком к развитию могут послужить госсубсидии. Чтобы туроператоры могли приобретать караванинговые минибусы и продавать икак услугу. Ведь есть такие туристы, которые хотят путешествовать исключительно внутри конкретной страны. Например, они прилетают из Европы в Казахстан на самолёте и уже тут в качестве услуги туроператора арендуют дом на колёсах (причём, возможно, даже с водителем) и путешествуют в том направлении, в котором им захочется.
Перспективы у караванинга не имеют границ. В открытом доступе есть готовые решения и опыт других, более развитых караванеров, вопрос лишь в том, когда Казахстан реализует весь тот потенциал, которым, по большому счёту, уже обладает, но не пользуется.

mas_3809

Фото автора

Метки: , , , ,

Ваш комментарий