Кочевники-номады в горах Улытау

Дмитрий РУГИС
Горный массив, носящий имя Великой Мировой горы, являющейся центром мироздания, исторические памятники, мавзолеи великих предков, многочисленные курганы и городища, древние традиции и обычаи казахского народа, бережно хранимые местным населением, привлекают многочисленных паломников и туристов в Улытау.А каждую весну есть ещё один очень хороший повод посетить этот район – это ежегодные народные этнофестивали под общим названием «Терисакканская img892111весна». Зародившаяся в Национальном историко-культурном и природном заповеднике «Улытау» идея превратила небольшое мероприятие в селе Терисаккан в народный фестиваль, поднявший свой статус с районного до республиканского значения и получивший статус программы ЮНЕСКО. Очень символично, что всё это происходит в географическом и сакральном центре страны, месте объединения казахских жузов и зарождения казахской государственности. В этом году фестиваль получил название «Кокмайса» и принял около двух тысяч гостей со всех уголков Казахстана.

img894111Накануне его участники, прибывшие на внедорожниках, стартовали из Жезказгана, намереваясь добраться до места проведения фестиваля, посетив такие сакральные памятники Улытауского района, как мавзолеи Жошихана, Алашахана и Домбауыл. Несколько общественных объединений казахстанских путешественников, в частности «ТОР» и Nomad105kz, объединились в колонну из сорока автомобилей под эгидой общественного движения NomadExplorer. Образовалась масштабная экспедиция, прошедшая в атмосфере исторических и легендарных повествований археолога Айдара Искакова и с элементами экстрима и романтики, в виде преодоления бродов и обеда на открытом воздухе. А вечером в живописнейшем месте, в окружении Улытауских гор участников ждал юрточный городок с дымящимися котлами и запахом жареных баурсаков. Современные казахстанские кочевники-номады прибыли на место проведения древних обрядов, обычаев и традиций.
img896111И вечером, накануне фестиваля, и с раннего утра можно было насладиться как национальной пищей номадов, так и зрелищем её традиционного приготовления в полевых условиях. Горячие баурсаки можно было попробовать прямо с вынутой из кипящего масла шумовки. А процесс приготовления плова в огромном котле просто завораживал. Ловкие движения кулинарного искусника с типичной внешностью кочевника, приправленные отборным красноречием, не могли не вызвать восторга!
img899111Клубы густого, ароматного дыма окутали юрточный город тёплым туманом, из которого то появлялись, то вновь исчезали женские фигуры в национальных одеждах, переносившие в юрты приготовленные блюда и кипящие самовары. Здесь можно было увидеть и процесс сборки традиционного жилища кочевников – юрты. Благодаря слаженным действиям, требующим особого умения всей семьи, юрта собирается в течение часа. А перед юртами показывали своё мастерство умельцы традиционных народных ремёсел – плетение камчи, изготовление аркана, изделий из дерева. Жездинский музей древней металлургии представил искусство литья металлических изделий по древним технологиям. Особенно поразили национальные ювелирные изделия, представленные Райхан Кожахметовой, женой директора одного из организаторов фестиваля – Национального историко-культурного и природного заповедника «Улытау».
img901111Нужно отметить большую работу отдела культуры акимата Улытауского района и его акима, известного акына Ануара Омара, взявших на себя в этом году организацию большинства мероприятий фестиваля. А также роль общественного объединения NomadExplorer и известного предпринимателя Маргулана Сейсембая, осушествляющих в Казахстане программу развития внутреннего туризма и взявших на себя значительную часть финансирования, доставку гостей спецвагонами, выбор места проведения, работу по популяризации фестиваля и освещению в СМИ и уже не первый год поддерживающих фестиваль и входящих в число его организаторов. Особый интерес у представителей прессы вызвали граждане США, выучившие казахский язык.

Целого барана за один присест
А программа фестиваля началась уже ближе к обеду с традиционных конкурсов «Мешкей» и «Бие кымыз», постоянно вызывающих ажиотаж среди участников. Недостатка в желающих вдоволь наесться бара- нины и напиться кумыса да ещё денежный приз за это получить не было. Любой желающий мог принять участие в конкурсах и померяться с другими своим аппетитом. Невозможно поверить, что когда-то батыры могли съедать за один присест целого барана. Но такова древняя легенда.
img908111Кумыс – традиционный напиток, священный у казахов дар кобылы-матери, обладает насыщенным, освежающим и терпким вкусом. Одной-двух чашек для простого обывателя вполне хватает, чтобы утолить жажду и оценить его вкусовые качества.
img906111В большом количестве его выпить непросто. Но это не задача для настоящих батыров, поглащающих кумыс быстрее, чем девушки успевают пополнить пустые чаши. Конкурсы шли своим чередом, а гостей фестиваля уже ждали накрытые в юртах дастарханы, национальные блюда и задушевные беседы за чашкой душистого чая.
img904111По достоинству оценив традиционную кухню кочевников, можно было приступить к зрелищу казахских единоборств. Слегка замыленный традиционным на праздниках «Казакшакурес» взгляд резко обострялся при виде не столь частого зрелища женской национальной традиции «Катынкурес». Участие в ней не ограничивается ни возрастом, ни весом участниц. Лишь одно традиционное условие – замужество. Зрелище захватывающее и забавное, заставляющее выплеснуть эмоции за край своего обычного поведения.
Мужчины же порадовали традицией «Аударыспак», встречающейся только у степных кочевников, которую можно сравнить если только с битвой греческих мифических кентавров, прообразами, которых скорее всего и были степные народы. В единоборство вступили всадники. Непростое, требующее и ловкости, и физической силы, и умения держаться в седле и управлять лошадью соперничество. Захватывающее действо! Эмоции победителей, разорванные одежды и грязь на лицах поверженных на землю соперников. Где ещё можно такое увидеть! И всё это можно отнести к заслугам организаторов, включающих в каждый новый фестиваль новую народную традицию и стимулирующих посещать его снова и снова.
Зафиксировать это действо приехали лучшие видеографы и фотографы страны, а такие как Максим Левитин (Алматы), Ерболат Шадрахов и Евгений Волков (Астана) стали почти штатными на фестивале, регулярно посещая его, увидев большой потенциал для творчества. Да и встретиться здесь с друзьями из многочисленных экспедиций дорогого стоит.

Конь – продолжение батыра
img911111Лошадь на фестивале на первом плане. Повсюду всадники, конская упряж, изделия из конского волоса и кожи. Здесь можно увидеть традиционные обряды казахов, связанные с лошадью. Такие как «Бие байлау» и «Кымыз мурындык», процесс доения кобыл, кормления жеребят, приготовления кумыса. Можно испытать себя в качестве наездника. А опытные табунщики блистают здесь мастерством обуздания и стременения.
Захватывающее зрелище несущихся лошадей нечасто можно увидеть, двигаясь по асфальту. Здесь же в степи его можно наблюдать в непосредственной близости и с полным контактом, самостоятельно регулируя направление движения табуна.
Не случайно, что традиционные обряды казахов, связанные с лошадью, привлекли внимание ЮНЕСКО и ИСЕСКО. И в этом году ожидается их включение в Список мирового нематериального наследия.
Программа фестиваля не ограничилась двумя днями и третий день начался с экскурсионной программы. Выбор впечатляющий – «Хан Ордасы» – ханская ставка, «Алтыншокы» – гора и плита Хромого Тимура, подъём на историческую гору Едыге с могилами великих эмира Едыге и хана Тохтамыша и, наконец, на священную Аулие- тау, место общения с Богом и Небом. Обидно что-то пропустить, но ведь не разорвёшься… Будет повод вернуться сюда ещё.

Поля тюльпанов Шренка
И четвёртый день программы фестиваля был не менее интересен, чем предыдущие, и принёс массу впечатлений. Первым впечатлением становится расположенное по дороге в село Коргасын поле краснокнижных тюльпанов Шренка. Небольшие полянки и одиночные цветки сменяются разноцветным ковром, покрывающим значительную территорию и поражающим своим цветовым разнообразием. С директором заповедника Бахтияром Кожахметовым (на фото слева) насчитали на один цвет меньше количества цветов радуги. И судя по количеству машин, останавливающихся у дороги, такое невероятное зрелище поразило не только нас.
img914111Но почему такое количество тюльпанов именно в этом месте? Разгадка несложна. В прошлом году здесь горела степь, и тюльпаны, уже не прячась в сухостое, предстали во всей своей красе. Такое явление наблюдается и в окрестностях Караганды, когда на выжженных участках весной появляются либо белые поля из тюльпана поникающего, в простонародье – подснежника, либо синие на более возвышенных местах из пострела раскрытого, либо жёлтые из адониса весеннего (златоцвет). Но если здесь преобладает только один цвет – белый, синий или жёлтый, или красный, как на юге Казахстана, то Улытауский район отличает удивительное цветовое разнообразие тюльпанов Шренка. Здесь можно найти тюльпаны даже редкого чёрного цвета. Такие места наряду с фестивалями просто необходимо включать в программу посещения Улытау и села Коргасын. И недаром тюльпан изображён на гербе села, автором которого является директор заповедника-музея «Улытау».

img916111

Коргасын – место, где бережно хранят традиции
А село Коргасын (второе название Шенбер) стоит посетить не только из-за тюльпанов. Село расположено на живописном скалистом берегу реки Караторгай и является одним из старейших Улытауского района. Более чем двухвековая история связана с разработкой здесь русскими и английскими промышленниками, а затем и советскими горняками свинцового месторождения, внесшего весомый вклад в обороноспособность советского государства в годы Великой Отечественной. Здесь остались многочисленные выработки, привлекающие к себе внимание побывавших здесь туристов. Сохранился и постепенно уходящий в прошлое традиционный способ ведения хозяйства, основанный на семейном или родовом подряде. Но особенной ценностью села являются бережно хранимые жителями древние традиции, чем, впрочем, славится и весь Улытауский район. И огромная заслуга в этом сотрудников Национального историко-культурного музея-заповедника «Улытау» и его руководителя, самозабвенно отдающего дань памяти своим предкам, покоящимся в этой земле. Проводимые здесь народные фестивали также свидетельствуют об этом.
Известно село Коргасын и уже в десятый раз проводимыми здесь скачками – байге. Недаром все заезды в этом году, кроме одного, выиграли его представители. Эта традиция и завершила программу фестиваля «Кокмайса», вошедшего в серию этнофестивалей под общим названием «Терисакканская весна».
Богатая история и сакральность Улытау для казахов крепкими корнями держит здесь национальные традиции, имеющие решающую роль в самосознании народа. Для тех, кто чтит казахскую культуру, историю, преемственность поколений и традиций, Улытау обязателен для посещения. И желающим это сделать предоставляется такая возможность уже этим летом. 12–15 июля в Улытау пройдёт ещё один фестиваль – «Жезкиик», организуемый уже Карагандинской областью.

Ваш комментарий