Сегодня в акватории Каспия зарегистрировано более 80 затонувших и брошенных кораблей, судов и металлических конструкций общим весом более 54 тысяч тонн.
По статистике 60 процентов таких судов на своем борту имеют нефтепродукты, отходы производства, бытовой мусор. Являясь источниками техногенного засорения и загрязнения, они оказывают определенное негативное влияние на гидрологическое и гидрохимическое состояние вод Урало-Каспийского бассейна.
Поэтому Министерство по инвестициям и развитию Республики Казахстан собирается начать работы по очистке Урало-Каспийского бассейна от затонувших объектов.
При выполнении проектируемых работ предусмотрено максимально минимизированное воздействие на окружающую среду. Все образующиеся отходы запланировано доставлять и утилизировать на берегу на специальных полигонах. Также запланирован принцип «нулевого сброса», исключающий сброс загрязненных вод и отходов в реку или море. При правильном ведении работ и при условии выполнения всего комплекса природоохранных мероприятий, отмечают разработчики проекта, воздействие будет минимальным. Разработан и комплекс противоаварийных мероприятий, направленных на защиту окружающей среды при возникновении нештатных ситуаций.
Однако, атыраускую общественность в проекте министерства заинтересовало сразу несколько моментов. Главный – вопрос утилизации. Кто будет утилизировать поднятые на берег объекты? Ведь средств на это не предусмотрено, а вес только одного судна, которое планируется поднять в 2015 году, около 100 тонн.
Муратбек Маханов, директор КГП «Спецавтобаза», переживает, что в итоге проблемой, куда девать эту массу металлолома, заниматься придется ему: «Министерство выделило средства, надо вытаскивать. Но если вы хотите не просто освоить деньги, а довести работу до конца, выбейте деньги на утилизацию, не вешайте на облакимат. Эти вопросы вкупе надо решать, а то поднимут, бросят, оно проваляется на берегах пять–десять лет, а потом опять будут изучать, привлекать проектировщиков на предмет утилизации. Нужно разработать совместный план мероприятий, сто тонн все-таки собираются поднять, куда девать потом столько мусора?».
Все присутствующие на общественных слушаниях сошлись во мнении, что раз уж деньги выделили, то заказчики должны заранее объявить тендер и до 15 июля решить все вопросы. Ведь Урал – это природоохранная зона, там находится резерват «Акжайык». Согласно Экологическому кодексу, в период нереста с 1 апреля до 15 июля нельзя проводить никакие работы. Поэтому все вопросы нужно согласовать с природоохранной прокуратурой и другими заинтересованными ведомствами. Если запоздают с тендером, то выделенные бюджетные средства не успеют освоить.
По материалу Оксаны Мартынюк (“Литер”)
Для справки
По данным Forbes, самый экономичный вариант дайвинга к затонувшим кораблям – погружение к месту гибели британского фрегата «Сириус» (Маврикий, Юго-Восточное побережье, Порт-Луи), который затонул при битве с французскими кораблями в 1810 году. Это стоит всего 50 евро. А самое дорогое погружение – на незабвенный «Титаник» – обойдется в 59680 долларов. Дурной славой пользуются некоторые погибшие корабли. Так, лайнер «Андреа Дориа» (Атлантический океан) вошел в историю кораблекрушений как самая успешная спасательная операция: из 1706 находившихся на нем человек удалось спасти 1662. Однако с тех пор на уже затонувшем лайнере погибло 15 профессиональных дайверов. Считается, что побывать на «Андреа Дориа» – предел дайверских мечтаний и сверхзадача, так как лайнер находится на глубине 75 м, а температура воды в этом месте – не выше 7 градусов.