Кто поддержит охотхозяйства?

Наталья БОРОВАЯ
В конце ноября в Астане в здании Комитета по аграрным вопросам Мажилиса Парламента РК состоялся «круглый стол» «Актуальные вопросы охраны, воспроизводства и устойчивого использования объектов животного и растительного мира».

Данный «круглый стол» – своеобразное подведение итогов работы не одного десятка людей над законопроектом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам растительного и животного мира».

Основные доклады были строго регламентированы, но у присутствующих было время пообщаться и обменяться мнениями дополнительно в перерывах и по окончании мероприятия, ведь собраться в таком составе со всей страны удаётся не очень часто. Говорили о наболевшем.
К сожалению, отдельные меры Министерства сельского хозяйства по усилению борьбы с браконьерством, незаконной вырубкой леса, изъятием лекарственных трав, запрета вылова осетровых и т. д., временно решают только локальные задачи и не устраняют имеющиеся проблемы в целом. Участники «круглого стола» сошлись во мнении, что сегодня необходимы системные меры, включающие разработку Концепции развития лесной, охотничьей и рыбной отраслей, определяющей единую государственную политику в области развития данных отраслей на долгосрочный период, а также соответствующая законодательная база.
Первым с отчётным докладом о принимаемых мерах министерством по сохранению, воспроизводству и использованию объектов растительного и животного мира РК выступил вице-министр сельского хозяйства РК Ерлан Нысанбаев.
Доклад касался нескольких основных тем: области развития рыбного хозяйства, развития лесного хозяйства, развития особо охраняемых природных территорий и развития животного мира и охотничьего хозяйства. Мы коснёмся только небольшой части доклада.
– В Казахстане объектами охоты являются 93 вида животных, из них 34 вида млекопитающих и 59 видов птиц, – говорит Ерлан Нуралиевич. – Закрепление охотугодий производится в соответствии с Правилами проведения конкурса по закреплению охотничьих угодий. Численность егерей на начало 2016 года составляет 2627 человек, в охране животного мира задействовано 2200 единиц автомашин. Частными охотпользователями финансовые средства направляются на развитие охотничьих хозяйств, включая затраты на содержание егерей и на биотехнические мероприятия. Мы отчётливо осознаём положительную роль, которую играют охотпользователи в сфере охраны животного мира, и заинтересованы, чтобы охотничьи хозяйства были рентабельными и жизнеспособными. Одна из мер, что должна привести их к финансовой состоятельности, – это дичеразведение (по сути, увеличение численности животных на территории угодий). В рамках законопроекта «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам растительного и животного мира», который находится сейчас здесь в Мажилисе Парламента, предусмотрен ряд мер, направленных на стимулирование развития этого направления.
Выступление Александра Бербера, генерального директора Республиканской ассоциации общественных объединений охотников и субъектов охотничьего хозяйства «Қансонар», было словно призывом, с которым мы полностью согласны:
– Проблема охотхозяйственной отрасли в первую очередь кроется в том, что многие чиновники и большинство граждан отождествляют охотничье хозяйство с охотой, а охотника ставят на равных с браконьером, несправедливо забывая об охранных и воспроизводственных мероприятиях, проводимых охотхозяйствами. Только вместе благодаря государственному и частному партнёрству мы сможем спасти нашу природу!
Охотпользователи (охотхозяйства «Кучиха» и «Чёрная Уба») Восточно-Казахстанской области, также присутствовавшие на «круглом столе», озвучили в прениях свой наболевший вопрос о планируемом запрете весенней охоты на медведя, тетерева и глухаря:
– За последние шесть лет численность тетерева в ВКО увеличилась на 26 процентов, что доказывает: весенняя охота ущерба популяции не приносит, – говорит биолог-охотовед Валерий Дьяков. – Популяция глухаря стабильна и даже имеется небольшой рост.
Так, по данным, приведённым в биообосновании РГП «Институт зоологии» КН МОН РК (на основе которого хотят закрыть охоту), рост популяции за последние четыре года, составил 11 проц. Что касается медведя, то его численность в последние годы в ВКО, несмотря на проведение весенней охоты, устойчиво растёт. По состоянию на 2016 год, на территории области учтено 2017 особей животных, из которых 1425 особей приходится на территории охотхозяйств, 299 – на ООПТ, а 293 – на территориях резервного фонда охотничьих угодий. Как видно из статистики, большая часть поголовья медведей обитает на территории охотничьих хозяйств и охраняется силами егерской службы. И если раньше понятие «медвежий угол» ассоциировалось с местами очень отдалёнными и глухими, то теперь с ростом численности появление медведей на окраинах городов и населённых пунктов стало чуть ли не обычным явлением. В некоторых случаях это связано с добычей лёгких кормов, как посещение помоек и садовых участков на окраине города, а также туристических баз. А в некоторых, как, например, посещение медведицей с медвежатами села Поперечное, – чтобы спасти медвежат от возбуждённого самца в июне во время гона. Кроме того, многие пункты в данном биообосновании не выдерживают никакой критики. Мы готовы по пунктам расписать и обосновать их несостоятельность! В частности, пункт о том, что гон медведя приходится как раз на период весенней охоты. Это совершенно не так, сроки охоты 10 дней в период с 15 апреля по 15 мая, гон же медведя на Алтае проходит с начала июня до середины июля и никак не накладывается на сроки проведения весенней охоты. Это подтвердит любой зоолог, специализирующийся на медведях. В связи с этим считаем совершенно необоснованным запрет на вышеперечисленных животных. И надеемся быть услышанными.
Доклад менеджера проектов программы развития ООН в области биоразнообразия и экосистем Талгата Кертешева касался межхозяйственного охотустройства, мы приведём из него только некоторые пункты: межхозяйственное охотустройство предусматривает распределение территории охотничьего фонда между отдельными охотпользователями и должно решать вопросы рационального использования охотничьих ресурсов на уровне регионов.

zapret1
Первое. Имеется необходимость анализа и актуализации работ по межхозяйственному охотустройству с детальным проведением биолого-экономических обследований с определением оптимальных площадей охотничьих угодий, удобных для управления.
Если особо охраняемые природные территории имеют пятилетние планы управления, то охотничьи хозяйства управляются на основе материалов внутрихозяйственного охотустройства, являющихся техническим документом.

Второе. Устойчивое управление животным миром на охотничьих хозяйствах должно осуществляться на основе Плана управления (5 или 10 лет), как практикуется в других странах.

Третье. Имеется необходимость разработки и реализации программы на видовом уровне.

Следует отметить, что права традиционных пользователей и местного населения практически полностью упущены из виду за исключением общего признания возможности осуществления таких прав в экологических коридорах, буферных зонах и природных резерватах.
И так далее. Полный текст доклада вы можете прочитать на сайте журнала «Ветер странствий».
С заключительным словом выступил депутат Мажилиса Парламента Республики Казахстан, член Комитета по аграрным вопросам, руководитель рабочей группы по проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам растительного и животного мира» Роман Ким:
– Хотелось бы коротко остановиться на тех проблемных вопросах, с которыми мы столкнулись во время рассмотрения законопроекта «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам растительного и животного мира». В частности: о какой перспективе развития можно говорить, если сегодня отсутствуют программные документы на долгосрочный период по развитию лесной, охотничьей и рыбной отраслей? Надеемся, что в новой государственной программе АПК будут заложены отдельно программы развития этих отраслей. Второе, это безнадёжно устаревшие нормативно-правовые акты, а создать новую, обеспечивающую эффективное функционирование указанных отраслей, к сожалению, пока не удалось. И таких моментов множество. Мы попытались все их отразить в законопроекте.

Астана

Фото автора 

Метки:

Ваш комментарий