Мария ЛИЛИСОН
Вот и поворот в деревню «Поперечное». Узкая дорога… Открывается чаша, наполненная домами и снующим свободно домашним скотом. Проезжаем улицу, поворот, окраина деревни, речка, подножие горы «Николайчиха». Дом моих прародителей… мой дом…
Выхожу их квартиры, собаки суетятся вокруг ног, цокая коготками, а я, ступая кроссовками по асфальтированной дороге, шоркаю попавшими на подошву мелкими камушками. Впереди слышится гул споров «продолжений моего рода»: кому ж так свезёт усесться в панорамном месте на заднем сиденье «посередине». Распутавшись в поводках и фразах: «мам, ну скажи…», сажусь в машину и, окинув неодобрительным взглядом никак не угомоняющихся «продолжений моего рода», припоминаю, что могла подзабыть… телефон… Так связи всё равно не будет…
Едем… Вот уже и закончился асфальт, циклично ремонтирующийся, но каким-то неведомым мне методом всё-таки каждый год бугрящийся, фрактально повторяя окружающие природные возвышенности города Риддера. Гравийная дорога… И вот оно, то самое место, крутой поворот, преодолев который, погружаюсь в затаившееся детское ощущение колдовства видимых и невидимых объектов, я его вижу издалека… скалистая гора… обступившие дорогу деревья, прикрывающие вдали более массивные выступы земли в заснеженных шляпах – Алёшкин лог. Удивительно время… 30 минут назад была суета, беготня, ноющий телефон и забирающий моё внимание Интернет… 30 минут спустя я ощущаю безмятежность всего…
Сколько раз я проезжала по этой дороге, радуясь каникулам? Встреча бабушки и дедушки у деревянных ворот транспорта, напичканного усть-каменогорскими городскими мелочами, а также родителями, внучками. Старая избушка, низкие двери, обеспечивающие вновь прибывшим и забывчивым своеобразный ритуал инициации – биться лбами, недостаточно нагнувшись. Утренний запах пирожков с тремя видами начинок, каша, запечённый картофель, ежедневные постройки шалашей да домиков, походы вдоль ручьёв добытчиков мелкой рыбёшки, особенных камней, палок и другой всячины… Утренняя роса, шум дождя, близкие и такие видимые звёзды…
«Зажатая со всех сторон острогрудыми горными кряжами и горными взлобками, глухой, местами непроходимой тайгой, в тридцати верстах от города Риддера, в глубокой горной чаше, притаилась деревня Поперешная», – так описывал деревню краевед и писатель Геннадий Богдаев. Увидев эти внецивилизованные панорамы, выходишь за пределы самого себя, растворяешься в пространстве и впадаешь в лёгкое изменённое состояние сознания – состояние себя во всём, такое доступное, безвредное…
Как же вы здесь очутились, мои прародители? Что за сила вас притянула к этим местам? И ведь действительно, сила-то и притянула. Из Москвы и центральных губерний старообрядчество распространилось, спасаясь от преследований, во все стороны… и за рубежи Российской империи тоже. На территории Стародубье (сейчас г. Стародуб в Брянской области России) в 1669 году возникло несколько поселений русских старообрядцев. После выхода 12 статей царевны Софьи старообрядцы были вынуждены уйти за границу на Ветку (тогда федерация Королевства Польского и Великого княжества Литовского, сейчас город Ветка в Гомельской области Беларуси).
В XVIII веке в России предприняли целый ряд мер по укреплению новых государственных рубежей. Большое внимание было уделено строительству военных линий по Иртышу. Строились серии крепостей, и самой острой нуждой было обеспечение их всем, особенно хлебом. Правительство убеждалось в том, что хлебопашество надо развивать на месте, что необходимы крестьяне для поселения на этих землях. В 1760 году последовал указ Сената «О занятии в Сибири мест от Усть-Каменогорской крепости…», потом следующий – «ссылать за предерзостные поступки» в Сибирь. Но, несмотря на все эти меры, крестьянская колонизация Рудного Алтая не шла. И правительство прибегло к поселению в этих местах выведенных с Ветки и из Стародубья русских старообрядцев. Первая выгонка Ветки была при Анне Иоановне, но новые волны старообрядцев снова пополнили её население. И вот, вспомнив о старообядцах, Екатерина II издала манифест, а Сенат в 1762 году на его основе издал Указ, приглашавший страообрядцев на Родину с указанием мест для поселения, среди них значились места «в ведомстве Усть-Каменогорской крепости по рекам Убе, Ульбе, Берёзовке, Глубокой и протчим…». Но добровольно старообрядцы не покидали Ветку. И Екатерина предприняла ещё одну «выгонку» с Ветки. В 1764 году на Ветку был послан генерал Маслов, который жёстко расправился с ветковцами и выселил оттуда 20 тысяч старообрядцев. По этапу их сопровождали в Сибирь, где часть была отделена и отправлена на Алтай, а остальные – в Иркутскую губернию. Алтайских старообрядцев стали называть «поляками», а отправленных в Забайкалье – «семейскими». Так возникли на Рудном Алтае «польские» сёла, которых сначала было шесть (Черемшанка, Бутакова, Поперечное, Стрежная, Пихтовка и Орловка), а потом число их выросло. А село Поперечное получило своё название, скорее всего, из-за речки, которая протекала поперёк долины.
Сейчас немногое осталось от прежних преданий на селе, но есть и неизменные, которые можно наблюдать воочию: вовлечённость всех членов проживающих семейств в организацию общего труда («Все работают – и ты трудись, все веселятся – и ты веселись»), приезжают помогать и разъехавшиеся «городские» дети; своевременное распределение усилий: огород – вовремя, уход за домашним скотом – вовремя, венички заготовить – вовремя, сено поставить – вовремя, и так день за днём – каждый день для сельчан очень дорог («Сегодня гуляшки, завтра гуляшки – останешься без рубашки»); здороваться обязательно со всеми и не важно, как к этому человеку относишься; родительское благословение перед свадьбой: «Отцово благословение – богатство умножает, материно – от бед ограждает»; почитание и уважение пожилого поколения; да и по питанию есть определённый устав: если непраздничные дни, то скромная пища, а в праздничные можно и «разгуляться»…
Также в селе Поперечное действует деревенский музей, где можно ознакомиться с предметами быта и одеждой поселенцев конца XIII – начала XIX веков. Существует фольклорный творческий коллектив «Поперечье» (Ирина Абакумова, Анна Абакумова, Павлина Богдаева, Клавдия Богдаева, Степанида Плотникова, Зоя Фёдорова, Роман Фёдоров), в репертуаре которых есть песни наших праотцов и праматерей. Очень ярко и живо описывает непридуманный исторический быт и жизнь поселенцев-старообрядцев в своих романах писательница Анна Матвеева, коренная жительница села. Клим Первушин (член Союза писателей России), проведший своё детство в деревне, большинство своих стихов и рассказов начинает именно с Поперечного, как сам и говорит: «…всё моё творчество там и зародилось…»
Сейчас моя деревня «просыпается» и «отряхивается». Несмотря на статистический отток населения, разрушенность опустевших домов, силой местных инициатив, государственной и международной проектной поддержки жители обрели перспективы и надежду на возрождение, увидели турвозможности своей местности. В частности, особый вклад и особую поддержку развития сельского туризма в село привнёс международный проект «Золотой Алтай – богатство для развития региона». На настоящий момент здесь есть четыре гостевых дома, готовых принимать постояльцев: «Заезжий двор» Татьяны Бутвилене, «Дом хлеба» Светланы Чупиной и Владимира Мамаева, «Дом ремёсел» Романа Фёдорова, «Дом лесника» семьи Филатовых. Кроме услуг непосредственного проживания есть услуги бани, конные прогулки, пешие путешествия, велотур, добавятся этнопрограмма, посещение пасеки, сенокоса, походы по ягоды, по грибы, фотосафари. За последний год наблюдается возросший интерес к приобретению городскими жителями (и из других областей Казахстана) домов в Поперечном. Собственно, и я волею судеб оказалась вовлечена со своей семьёй во все эти бурные события и сейчас готовлю свой гостевой дом, своё гостевое пространство. Также летом 2015 года в рамках вышеупомянутого проекта проведён международный эко-этнофольклорный фестиваль «Убинские распевы», привлекший столь долгожданное внимание к деревне. И местные жители на этом не собираются останавливаться. В планах ещё ворох работы по улучшению качества предоставляемых туруслуг, сохранению дарованной природой местности и культурного наследия.
Ко всему прочему Поперечное – единственное село, расположенное по близкому соседству с одним из красивейших мест в Казахстане Западно-Алтайским заповедником, который находится в северо-восточной части Казахстанского Алтая, называемой Рудным Алтаем. Территория заповедника распространяется по склонам оконечностей и отрогов главных хребтов Западного Алтая – Коксуйского, Холзуна, Ивановского и Ульбинского, к которым примыкают менее мощные хребты – Тургусунский и Линейский. Местность представляет эталон среднегорных и высокогорных природных комплексов обширного региона Западного Алтая, обладает значительным обилием и разнообразием растительного и животного мира, эстетической привлекательностью. Основным объектом охраны заповедника являются типичные для Западного Алтая ландшафты, в частности черневая тайга. На территории расположены уникальные для этого региона природные объекты и памятники природы, из которых наиболее значимыми являются: государственный памятник природы – комплекс гранитных останцев «Линейские столбы», расположенный на восточной оконечности Линейского хребта; геоморфологический комплекс «Чёрный Узел», расположенный в истоках р. Большой Тургусун; высокогорный болотный комплекс «Гульбище», расположенный на водоразделе рек Чёрная Уба и Барсук.
…Приехали… «Продолжения моего рода» повыскакивали из машины, выпустили собак и,повизгивая, не ограничивая себя в обертонах, понеслись открывать ворота… Смотрю на заснеженный Ивановский хребет, слышу «продолжений моего рода» и разгавкавшихся псов, закрываю глаза и знаю: это место без меня скучало и очень ждало… И я также знаю, что и мои дети уже этим пространством запечатлены… Это и их дом, который, так же как и по мне, будет скучать и ждать…
Восточно-Казахстанская область
Фото автора и Даниела СЗАБО
Метки: золотой алтай, Мария ЛИЛИСОН, Поперечное, экотуризм