Энтони НИКОЛАЦЦИ
Знаменитая гора Эльбрус, страдает от интенсивного посещения туристами. Три французских альпиниста поднялись на вершину этой технически лёгкой горы и очистили от мусора стандартный маршрут до самого верха!
Перевод статьи, написанной Энтони Николацци для журнала Trek Magazine, Франция (выпуск № 162), осуществлён редакцией журнала «Ветер Странствий». Авторские права на текст и фото принадлежат Энтони Николацци (anthony.n@trekmag.com)
Самый высокий пик Европы, гора Эльбрус (5642 метра над уровнем моря), расположенная на Российском Кавказе, страдает от интенсивного посещения туристами, вызывающего ощутимую деградацию и без того хрупкой местной окружающей среды. Три французских альпиниста, сторонники экологической чистоты, достигли двойной цели: поднялись на вершину этой технически лёгкой горы и очистили от мусора стандартный маршрут до самого верха.
В чём смысл взбираться на вершины?
Я регулярно сталкиваюсь с подобной риторикой, на которой по сути зиждется многое из написанного о горах. Ответ на самом деле достаточно очевиден. Само по себе восхождение на горы не имеет никакого особого смысла, кроме, может быть, того, чтобы потешить эго самого восходителя. Наполнить его безграничным счастьем, поддерживающим чистоту души. Порадоваться преодолению себя, созерцанию бесконечной красоты или достижению личной цели, осуществлению сокровенной мечты. Иногда, возможно, чтобы попытаться этим что-то сказать или поделиться своим глубинным душевным состоянием, или постичь смысл жизни. Это, конечно, делается для чего-то, у каждого своя причина и каждый прав. И по этим причинам, вне всякого сомнения, человек будет продолжать в течение ещё многих-многих лет подниматься в горы. Но он одновременно разрушает то, что он так превозносит. Поэтому, к сожалению, наши горы уже изранены и засорены. Редко можно найти примеры, избежавшие этой участи. Наша эгоистичная жадность безгранична. И настанет день, когда подъём в горы не будет более доставлять нам удовольствие. И восхождение потеряет свой смысл. Как и о многом другом, я привык мечтать об Эвересте до того пока не забыл, что же лежало в основе этой мечты. В любом случае, будучи физически неподготовленным для такого предприятия, я бы не имел достаточно воли, чтобы попытаться принять участие в таком популярном безумии.
Эльбрус
Экспедиция по уборке горы Эльбрус (5642 м). Должен отметить привлекательность заголовка, когда я получил презентационное досье по электронной почте. Я знал Эльбрус только как высочайшую гору Европы, одну из «Семи вершин» – самых высоких пиков семи континентов: Эверест (Азия), Аконкагуа (Южная Америка), Денали (Северная Америка), Килиманджаро (Африка), Эльбрус (Европа), Массив Винсон (Антарктида) и Косцюшко (Австралия).
Восхождение выше 5000 метров всегда немного волнительно. Достичь самого высокого пика в Европе – тоже. Но настоящим стимулом для этой поездки было выяснить, что же из себя будет представлять операция по уборке этого старого Кавказского вулкана. Капля в море, без сомнения, но также и возможность для меня почувствовать заново гармонию, посетив горы. Заявление о любви к ним за то, что они мне до сих пор давали. Я связался с Бреффни Болзе (Breffni Bolze), Филиппе Гоитсчелом (Philippe Goitschel) и Жаном-Франсуа Россиллоном (Jean-Francois Rossillon), организаторами экспедиции, и они приняли меня с распростёртыми объятиями. Отъезд был назначен на конец августа. Я буду там.
Это не было первой подобной экспедицией для этих трёх альпинистов. Благодаря их энтузиазму уже несколько состоялось раньше: Дхаулагири (Непал), Аконкагуа (Аргентина) и ближе к дому – несколько уборок в Французских Альпах. У меня не заняло много времени разобраться в моих компаньонах по путешествию: Бреффни Болзе, 39, экологический инженер, с перманентной, неутомимой энергией и способностью доводить любое дело до его логического завершения, и так без остановки. Того типа человек, кого вы найдёте работающим над пресс-релизом далеко за полночь, когда все уже глубоко спят. Филиппе Гоитсчел, 52, хорошо известный как первый человек, превысивший скорость в 250 км/ч на горных лыжах. Он завоевал серебряную медаль на Олимпийских играх в Албертвилле. Его фамилия в связи с этим широко известна, но Филиппе сейчас интересуется больше окружающей средой, экономикой и прогрессом. Сегодня он посвящает свою жизнь чистоте гор, всё так же на скорости 250 км/ч. Что до Жана-Франсуа Россиллона, 48, инженера, специализирующегося на переработке мусора, его благоразумие, доброта и скромность соответствуют его способности анализировать ситуации в постановочной, спокойной манере. Три совершенно разных и взаимодополняемые характера и заложили основу «Команды Духа».
Настоящие залежи, ребята!
По дороге в Терскол (республика Кабардино-Балкария в Российской Федерации), вы не поверите, три моих горных приятеля попросили водителя микроавтобуса остановиться, чтобы сделать фото общественной свалки, извергавшей переполнявший её мусор прямо в реку чуть ниже. Водитель, проводник и я, всё ещё считавший себя сугубо горным восходителем, недоумевали, но наши три товарища уже были поглощены духом уборки. Чегет, 3200 метров над уровнем моря, лыжная станция, достойная декораций игры «Безумный Макс», со сдвоенными креслами-подъёмниками и стандартами безопасности едва выше, чем в Мозамбике. День на то, чтобы перевести дух (от 700 метров перепада высот), акклиматизироваться и, конечно же, начать уборку! Туристы толпились тесными очередями наверху лыжного подъёмника для того, чтобы сделать фотографии, включая селфи на фоне Эльбруса. Мы же взялись за пластиковые пакеты и начали наполнять их – пластиковая упаковка, аккумуляторы, старые высохшие обрывки бумаги, куски кабеля, стекло. Один пакет, два, десять. За полчаса до спуска мы натолкнулись на реальные залежи – сотни ржавых старых жестяных банок, сброшенных сюда сверху, где находилась старая научная обсерватория.
«Спасибо»…
Мы наполнили до краёв ещё несколько мешков, параллельно договариваясь, чтобы нам разрешили свезти вниз всё, что мы собрали, на кресельном подъёмнике. Парень, заправлявший подъёмником, поглядывал на нас с подозрением, так же как и некоторые российские туристы. Тем не менее некоторые всё же вознаграждали нас словами «спасибо» и улыбками, излучающими искреннюю благодарность, иногда, правда, смотря немного виновато. Реально же немногие понимали, чем же мы на самом деле заняты. Но подспудно они все знали, что это необходимо, включая и парня на подъёмнике. Он вздохнул, потянулся, посмотрев наверх, и дал нам зелёный свет, наслаждаясь произведённым эффектом, как будто бы он только что спас человечество. Эти 200 кг мусора первого дня были спущены в долину, где местные нанятые рабочие перевезли их на свалку. Начало было положено.
Валентин Сипавин, наш украинский проводник, выяснивший, что за странная миссия ожидает его на неделе, внёс немалый вклад в этот первый успех. Опытный альпинист, он каждую зиму завоёвывает славу на Кубке мира по ледолазанию, а летом зарабатывает на жизнь в качестве гида, сопровождая таких, как мы, на вершину Эльбруса. Он работает в небольшом местном агентстве. Валентин загадочно улыбается от мыслей, что мы пытаемся здесь совершить. Взирая на количество отходов (и урон, нанесённый мусором), задача кажется несказанно громадной. Непосильной! А идея нагибаться за каждым куском пластика, чтобы затем сунуть его в мешок, видится просто абсурдной. Ненужной. Почти идиотской. Чтобы завершить такую миссию, потребуется армия – целая Красная армия. Но несмотря ни на что, из чувства солидарности и симпатии Валентин готовит свой мешок и наполняет его без каких-либо вопросов. Я делаю то же самое, то и дело останавливаясь, чтобы фотографировать процесс. И в первый день несколько туристов на Чегете со сдержанной улыбкой на лицах принесли нам старую ржавую жестяную банку и связку старых тросов, подперев ей наши мешки, сложенные напротив станции прибытия. И даже один гид, проходявщий мимо со своей группой, со слезами на глазах протянул мне маленький подарок – невзрачную жёлтую кепку, которую я тут же сунул на дно своего мешка. «Спасибо».
Подобно Валентину я стал постигать эту новую логику. То, что мы делали, не имело никакого смысла, как и восхождение в горы, – никакого, кроме распространения осведомлённости о проблеме, которую мы публично пытались решить. Наше присутствие здесь имеет смысл. Филиппе полностью убедителен, как обычно. Конечно, это незначительно, но идея в том, чтобы иметь возможность сказать: я выполнил свою часть работы. Это известный вклад колибри по Пьеру Рабхи (Pierre Rabhi). Это касается всех и каждого из нас: все должны внести свою лепту.
Гарабаши, 3750 метров. Мы в базовом лагере на Эльбрусе. Взору предстаёт апокалипсический вид. Повсюду старые ржавые контейнеры разбросаны по льду, тающему под бензиново-нефтяными лужами. Железо, которое может дать фору арсеналу рок-группы «Устаревшие Инсталляции», балки очень старых вагонов фуникулёра, тросы, вмёрзшие в лёд, раскуроченные аккумуляторы, старый матрас, брошенная машина по укладке лыжных трасс, перевёрнутая гусеницами вверх. Мы провели обследование местности в направлении гостиницы «Приют 11-ти» (4100 м) и Чёрных Скал (4700 м) между рейсами снегоукладчиков и снегоходов, перевозивших с регулярными интервалами иностранных туристов за довольно существенную плату в 100 евро. Местные туристы между тем пользовались подъёмниками, чтобы достигнуть базового лагеря и продолжить свои исследования экскурсиями на снегоходах и снегоукладчиках до высоты в 5000 метров.
Мы начинаем нервничать. Не только то, что мы видим, огорчает нас, но и складывается устойчивое впечатление, что наше присутствие раздражает других. Коммерческие власти Эльбруса рассматривают нас как команду Гринпис – тех, кто пришёл им докучать. Становилось очевидным, что основная часть нашей работы придётся на окрестности базового лагеря, где скопился наибольший объём мусора. День за днём мы наполняем наши мешки, одновременно привыкая к высоте на случай, если погода позволит нам попытаться совершить восхождение на вершину. Возникла другая проблема. Связана она была со спуском собранного нами. Три подъёмника идут до точки Асау, внизу: два кресельных подъёмника и один вагон фуникулёра. Должны ли мы получать разрешение снова, чтобы использовать их для транспортировки наших мешков с мусором? Рассматривая то, что мы делаем, как бесполезное занятие туристы имеют приоритет. Тогда мы вынуждены ориентироваться на утро, когда поток посетителей только начинает нарастать и, конечно же, уговаривать персонал, отвечающий за управление пассажиропотоком. Нам дают подсказку к решению проблемы – небольшой «конверт» будет, безусловно, оценен.
Легенда о колибри
Эта народная американская легенда, пересказанная Пьером Рабхи, рассказывает о начавшемся однажды огромном лесном пожаре. Все звери метались в ужасе и не знали, что делать с этой бедой. Только маленькая колибри не сдавалась. Она набирала в клюв несколько капель воды из реки и возвращалась, чтобы сбросить их на огонь. В какой-то момент броненосец, раздражённый тем, что он видел, сказал: «Да что ты делаешь, колибри! Ты же знаешь, что тебе не удастся потушить пожар несколькими каплями воды?!» На что колибри ответила: «Знаю, но я делаю свою часть работы» https://vimeo.com/32564879
Две тонны!
С многочисленными мешками мусора и баннером движения Mountain Wilderness («За Дикие Горы»), развевающемся по ветру на виду у всех, нас невозможно не заметить! Несколько присутствовавших иностранных туристов активно симпатизировали нам: немцы, индусы, японцы… Кто-то спонтанно предложил нам помощь на следующее утро. Груда мешков росла на глазах. По мере того как мы собирали мусор, мы параллельно начали собирать впечатляющую гору металлолома за лагерем. Это точно нельзя было спустить вниз на кресельных подъёмниках, но по крайней мере в «окученном виде» его легче будет убрать потом, когда подвернётся такая возможность.
Валентин кажется серьёзно заинтересован в этом железе, так как оно может иметь какую-то цену, если его продать в долине. «Я переговорил с руководителем своего агентства, и он, возможно, сможет послать нам наверх грузовик», – сообщил он нам по секрету. Внезапно размер проекта начал приобретать совсем иной масштаб. Спустить вниз десятки мешков на кресельном подъёмнике – это одно дело, отправить же вниз гружёный трак – совсем другое. Сбор продолжился, и каждый собранный килограмм металла добавлял блеска в глазах местных, размышляющих о десятках рублей, которые это принесёт. Мы на верном пути. Мои три товарища, эксперты в утилизации мусора, продолжают шаг за шагом делать то, в чём они преуспели во Франции, – настаивать на том, что мусор имеет ценность с точки зрения продажи: брошенный метал Эльбруса точно так же, как и пластиковые бутылки из жёлтых контейнеров во Франции.
Победа! Хорошие новости пришли утром во время завтрака. После бесчисленных телефонных звонков грузовик уже в пути! Большой КамАЗ, который позволит нам перевезти две тонны мусора в долину. Мы счастливы. Даже если это сравнительно немного, наша миссия (заметьте, уже «наша») – это настоящий успех. Кроме этого, хорошая погода вдобавок позволила троим из нас ещё и взобраться на вершину Эльбруса за день до нашего отъезда. Восхождение на горы не имеет никакого смысла! Кроме, может быть, попытки этим что-то сказать или поделиться своим душевным состоянием, или придать некоторый смысл своей жизни.
Дополнительная информация
Презентация движения «За Дикие Горы»:
http://www.mountainwilderness.fr/se-tenir-informe/actualites/nettoyage-de-l-elbrouz.html
Видео экспедиции: https://vimeo.com/111621644
Страница экспедиции в «Фейсбуке»: www.facebook.com/elbrouz.nettoyage.2014
Фото автора