Ольга ЗОРИНА
В двадцати минутах езды от города Шымкента в посёлке Турланская экспедиция есть необычный музей-хильвет, посещают который с любопытством и простые школьники, и известные культурологи, и послы, и туристы из разных стран мира.
Создатель музея и его же хранитель Кендыбай Карабдалов – этнодизайнер, музыкант и философ. Он сам принимает гостей, сам ведёт философские экскурсии, сам же играет на музыкальных инструментах и проводит мастер-класс по изготовлению изделий из глины.
Больше тридцати лет назад он, как выпускник художественно-графического факультета одного из вузов Казахстана, участвовал в международной археологической экспедиции на городище Древний Отрар. При обнаружении древнеотрарской гончарной печи вектор судьбы художника изменился. Он стал исследовать тонкости гончарного ремесла старинных мастеров, и за годы экспериментов ему удалось воссоздать технологию создания печи древнего городища и особого обжига глины. Там же, на территории Отрара был обнаружен и саз-сырнай – национальный музыкальный инструмент, который мастер усовершенствовал и формой и более разноплановым звучанием за счёт дополнительных отверстий.
Посещение этого музея – настоящее приключение! Необычна форма его и содержательное наполнение. Первым, что увидит турист, приближаясь к музею,будет значительных размеров глиняный сосуд. Он встречает каждого гостя прямо по центру улицы, и туристы тут же начинают доставать фотоаппараты. Далее можно видеть каменное ограждение и деревянную входную дверь в хильвет. За ней открывается необычный вид на два специфических помещения. Первое появилось как гончарная мастерская и библиотека по истории Древнего Отрара. Оно выполнено из глины и соломы. В южно-казахстанскую летнюю жару в нём всегда прохладно и бодро. Экологически этот фактор был предусмотрен ещё нашими предками, а Кендыбай выполняет миссию связующей нити времён. Здесь, в свежести самана, он рассказывает об Отраре, его мыслителях и исполняет на созданных им кобызе и саз-сырнае мелодии Аль-Фараби, который первым в Средней Азии написал трактаты о музыке. Кендыбай просит посетителей закрыть глаза, расслабиться и погрузиться в Средние века, когда ковыль создавал свою музыку ветра, а мимо золотых степей медленно проходили караваны Великого Шёлкового пути.
Мастер смотрит на своих гостей, стараясь почувствовать, с какой целью они пришли к нему. Кому-то просто любопытно, кто-то ищет ответов на серьёзные вопросы, другой интересуется историей мира и Казахстана, но ответы находит здесь каждый, если душа открыта, а слух и зрение способны воспринимать информацию всеобъемлюще.
Ульдеки, шанкобыз, свирели и дудочки, старинные гармошки, домбра и гитары – всё подвластно Кендыбаю. Но когда в его руках звучит гулкими проникновенными звуками чаша из сплава семи металлов, подаренная ему тибетскими шаманами, дрожь проходит по телу, а разум просветляется. Во всяком случае, так чувствуешь.
В таком подшаманенном состоянии художник приглашает вас дальше – спуститься на семь метров под землю в музей-хильвет из глины.
Идея создать подобное пришла автору во сне. Он спроектировал строение, и ровно девять месяцев с молитвой копал землю, чтобы получилось ровно семь залов со своей темой и энергетикой.
Здесь есть подземная гончарная печь, она же выполняет и функцию холодильника в случае надобности. Большие хумганы и сосуды продолжают повествовать историю Шёлкового пути. Вода, настоявшаяся под глиняной землёй, предлагается в серебряной пиале. Её вкус свеж и наполнен волшебным нашёптыванием истории земли. Долиной Любви называет хозяин узкий спуск-проём в мини-ущелье, в котором над головой сверкают капельки росинок проросшей травы. Здесь мастер просит отпустить все суетные мысли, выдохнуть, поблагодарить за всё матушку-землю и попросить её покровительства. Прижимаешься челом к мягкой освежающей глине, чувствуешь её запах и дыхание, прикладываешь открытые ладони к ней, и всякое чувство тревог испаряется. Это лучшая на свете медитация на гармонию души и тела.
Зал молитв исполнен духа демократичности и космополитизма. В нём нет распознавательных символов и знаков. Разве что три михраба, которые сами собой были направлены в сторону Каабы, и три свечи, которые олицетворяют настоящее, прошлое и будущее. Кендыбай предлагает послушать суры из Корана, которые читает на русском и казахском языках, желая всем людям Земли мира, согласия, гармонии, здоровья и любви.
Есть ещё выход к Небу – помещение в виде юрты, соединяющей подземные храмы с выходом на поверхность. Над головой круглое отверстие, шанырак, оно всегда открыто и видно небо, Солнце и Луну. Такой вот выход в космос совершает каждый из посетителей и символично – весь Казахстан на примере Байконура. В этом поднебесном помещении 12 михрабов и только в одном из них горит свеча. И Кендыбай, зачаровавший путников, задаёт всегда один и тот же вопрос: «Посмотрите на эту свечу и скажите мне, что она символизирует сейчас?» Не все отвечают правильно, хотя каждый ответ философичен. На самом деле, свеча определяет день настоящий. Вот вы здесь. Имеете счастье видеть, слышать и даже прикасаться друг к другу. Не это ли уже счастье?! Не слишком ли многого мы требуем от Вселенной. Но просить её можно о помощи и защите постоянно. Главное, чтобы желания и помыслы были чистыми и светлыми. Вот с такими мыслями возвращаешься на землю и благодаришь её за встречу с Кендыбаем.
Южно-Казахстанская область
Фото из архива автора
Метки: Oльга ЗОРИНА, городище Древний Отрар, караваны Великого Шёлкового пути, Кендыбай Карабдалов, саз-сырнай, хильвет