Наурызбай vs Каскелен

Мурат УАЛИ
Каскелен – город-спутник Алматы в десяти километрах на запад от южной столицы. Загадочное слово «каскелен» впрямую не этимологизируется с казахского языка. Но если казахстанский топоним легко не этимологизируется с казахского и относится к местам, где обитали ойраты, то наверняка он ойратского происхождения. Предлагаю свою версию…

Поход на Ургу

После того как Аблай султан в 1752 году по требованию джунгарского хун­тайджи Лама Доржи не выдал джунгарских нойонов-беглецов Даваци и Амурсану, началась очередная казахско-джунгарская война. Джунгар­ские войска были сконцентрированы на севере Тарбагатая и начали боевые действия против Орта жуза. Но обычного блицкрига у хунтайджи не получилось. Война в Восточном Казахстане затягивалась и шла с переменным успехом. Тог­да для усиления войск Лама Доржи перебрасывает из Жетысу в Тарбагатай от­ряды нойона Саин Белека, оставляя Иле-Алатау без регулярных войск в расчёте на договор с Толе би и лояльность Улы жуза. Но Толе би сразу сообщил Аблаю об уходе отрядов Саин Белека и об отсутствии джунгарских войск в западном Жетысу.
К этому времени перманентные войны и поражение от Коканда привели Джунгарию к экономическому кризису и истощению людских ресурсов. В армию пришло молодое неопытное ополчение, началось падение дисциплины, нехват­ка вооружений, бегство иностранных наёмников. В результате существовавшее ранее превосходство джунгар в вооружении, дисциплине, согласованных дей­ствиях разных родов войск постепенно рассеялось как дым. Казахское ополче­ние под руководством батыров стало сражаться с джунгарскими войсками на равных. Тем не менее Аблай султан был готов к перемирию и компромиссу, но  высокомерный Лама Доржи, переоценивая свои силы, жёстко требовал безоговорочной выдачи беглецов. Столкнувшись с жёсткой позицией Ламы Доржи и получив информацию от Толе би, казахский султан задумал спецоперацию по за­мене несговорчивого хунтайджи.
Из сторонников беглых джунгарских нойонов и казахских жигитов был сформирован сводный джунгаро-казахский отряд общей численностью около 500 воинов. Джунгарскими цириками ру­ководил нойон Даваци, а казахскими жигитами – шапрашты Наурызбай батыр. Аблай султан сам тщательно следил за подготовкой вооружения и снаряжения отряда «спецназа». У каждого воина были стальные доспехи джунгарского типа – на­шивные куяги, комплект оружия, боевой и два заводных коня и неприкосновенный запас еды. В начале декабря после парадного смотра и благо­словления-бата Казыбек бия отряд отправился в поход на Ургу.

kaskelen3
Стремительным марш-броском с севера на юг джунгаро-казахский «спецназ» обошёл Бал­хаш с запада и по долине Сарыбель (современ­ная Жусандала) вышел к северным склонам гор Иле-Алатау. Наурызбай батыр, сам родом из Западного Жетысу, не раз сражался там с джунгарами, поэтому уверенно вёл сводный от­ряд по знакомым тропам. Вот уже показались предгорья Алатау. Это джунгарская территория, и здесь возможно появление местных отрядов ополчения. Действительно, через день на бе­регу реки Карасай отряд Даваци и Наурызбая встретил джунгарских ополченцев. Наурызбай был удивлён видом джунгар. Где былой блеск стальных джунгарских шлемов и доспехов, кото­рый он видел в Анракае? Где чёрный лес копий с конскими бунчуками, длинные ружья и занбураки на верблюдах? Перед ним стояла толпа молодых воинов в малахаях с заострёнными и обожжён­ными на костре длинными палками, ружей почти не видно. Лишь десяток-другой воинов имели грозный джунгарский вид. Командир, видимо, местный нойон выехал вперёд и, гарцуя на коне, стал вызывать противника на поединок. На сме­си ойратского с казахским он закричал: «Би Хасг Геленг батур!» Повторяя это, он проскакал вдоль казахских рядов. Затем, возвращаясь, снова за­кричал: «Эй вы, трусливые нохойи! Кости убитых мной хасагов рассыпаны по берегам Балхаша! Есть ли здесь батур, который осмелится принять мой вызов?» Он, видимо, понимал расклад сил, но решил взять противника на испуг. «Может, удастся победить какого-нибудь молодого не­опытного хасага. У молодёжи поднимется мо­ральный дух, появится шанс…»
Наурызбай батыр, глядя на джунгарское вой­ско, решил не давать никакого шанса. Он уже не раз побеждал джунгарских батыров и знает, как с ними сражаться жекпе жек. Сев на сво­его боевого коня Шубара и взяв в руки копьё, он сам выходит на бой… В непродолжительном бою пожилой и грузный Хасг Геленг был прот­кнут копьём.
После того как их опытный командир был убит, джунгары уже не представляли серьёзной угрозы и были быстро рассеяны. Отряд двинул­ся дальше вдоль русла реки Карасай и пере­правился на другой берег Или. Дальше уже его повёл Даваци. Редкие джунгарские разъездные караулы если и видели отряд, то принимали за своих. Больше уже не встречая в пути органи­зованного сопротивления, в начале января 1753 года джунгаро-казахский «спецназ» врывается в слабо охраняемую Ургу. Появление Даваци с Наурызбаем было полной неожиданностью для Ламы Доржи. Окружив и изрубив сотню телен­гитов личной охраны хунтайджи, отряд взял его в плен. 12 января по приказу Даваци Лама Дор­жи был казнён. Новым хунтайджи стал Даваци. После этой блестяще проведённой операции Аблай султан ещё более утвердился в своих планах установления контроля над Джунгари­ей…

kaskelen2

Хасг Геленг – Каскелен

Сейчас город Каскелен – это город-спутник Алматы в 10 километрах на запад от южной сто­лицы. Как же можно расшифровать загадочное слово «каскелен», которое впрямую не этимо­логизируется ни с казахского, ни с монгольско­го. Если не считать наивных попыток букваль­ного перевода с казахского типа «лысое место» или «две келин» в духе народной этимологии, то наиболее вероятно, что Каскелен – имя джун­гарского батыра. Но что оно означает?
В историко-краеведческом музее Каскелена происхождение топонима «Каскелен» связы­вают с именем джунгарского батыра, а зафик­сированная в документах история города начинается с середины XIX века. Как оказалось, название местности Каскелен претерпело уди­вительные метаморфозы в XIX и XX веках. Но обо всём по порядку.
В предыдущих статьях о топонимике уже говорилось, что если топоним легко не этимо­логизируется с казахского языка и относится к местам, где обитали ойраты, то наверняка он ойратского происхождения. Повторим, что искажение названий – это обычная практика любого языка, когда непонятный иностранный термин (топоним) народ подгоняет под похо­жее по звучанию родное слово. После изгнания джунгар и до появления русских, в западной части Иле-Алатау хозяйничали казахи, киргизы, кокандцы. Поэтому искажение первоначально­го джунгарского словосочетания в тюркской среде неизбежно, а его буквальная казахская этимо­логия даст совершенно другое значение. Так же как, например, искажения казахских названий в русском языке: Бура бай – Боровое, Ким асар – Комиссар.
Конечно, при восстановлении искажённых слов возможны разные варианты. Приходится выбирать наиболее вероятный. По казахским преданиям батыр Каскелен имел казахские корни. Возможно, он был или с детских лет взят джунгарами в плен, или был сыном влиятельного нойона Хорена от казахской пленницы­наложницы. Таких полукровок было много как среди джунгар, так и среди казахов. Хорошо известны упомя­нутый выше Лама Доржи или один из предводителей джунгарского восстания против китайцев 1757–1758 годов Хасаг Сары.
Предлагаю версию, что слово «каскелен» – ис­кажение джунгарского «хасаг гёлёг», что означает казахский щенок. Хотя мальчик и получил в детстве пренебрежительное джунгарское имя, но вырос в сильного и умного воина-батыра. А затем, как и Лама Доржи, став наследником отца и уважаемым нойоном, мог и слегка изменить своё имя, чтобы оно ассоциировалось не со щенком, а с гёленгом – буддийским монахом. Кроме того, в калмыцком языке существует тенденция сокращения концевых гласных звуков, и монгольское хасаг может звучать как хасг. Монгольская буква «х» в тюркских языках (в казахском особенно) обычно заменяется на «к». Таким образом, выстраивается лингвистическая последовательность изменения начального вариан­та: хасаг гёлёг – хасг гёленг – касгёлен – каскелен. После смерти Каскелена и местную реку (Карасай) стали называть по имени погибшего нойона.

kaskelenДальнейшая письменная история Каскелена на­чинается с возникновения в 1857 году казачьего пикета на почтовом тракте Семипалатинск – Вер­ный. В местном историко-краеведческом музее экскурсовод рассказывает, что казачий пикет стал выселком Любовинский, а затем казачьей станицей Каскеленская.
– А что было здесь в XVIII веке? – спрашиваю я. Экс­курсовод пожимает плечами. Но потом вспоминает, что где-то здесь была кокандская крепость Тойчубек.
– А правда, что после установления советской вла­сти казачью станицу переименовали в село Троцк в честь Льва Троцкого? – задаю я ещё более коварный вопрос (об этом пишет известный краевед и писатель Владимир Проскурин, а на стендах музея никакой ин­формации об этом нет). Девушка растеряна и делает круглые глаза. К ней на помощь приходит директор му­зея и утверждает, что по архивным документам стани­цу Каскеленскую переименовали в Троицк. Тут круглые глаза делаю я. В эпоху «красного террора», борьбы с религией, разрушений храмов и расстрелов священни­ков переименование большевиками казачьей станицы православным термином не поддается никакой логи­ке. А вот переименование в честь вождя победоносной Красной армии Льва Троцкого вполне в духе времени.
Директор музея Мария Кожанова настаивает на приоритете архивных документов, уверяя: «То, что написано пером – не вырубишь топором». Но ведь для большевиков такие законы не писаны. После осуждения Троцкого, Каменева и прочих «врагов на­рода» местные коммунисты, спасая свои шкуры, лёгким движением руки могли пре­вратить Троцк в Троицк, Каменевку в Каменку. И не только в Казахстане. В конце кон­цов, не без помощи Марии ханум выстраивается историческая последовательность для местности Каскелен. На берегу местной реки с неизвестным названием в раннем Средневековье был построен караван-сарай на Шёлковом пути. В XVI веке Шёлко­вый путь заглох и караван-сарай разрушился. После захвата Жетысу джунгарами на месте развалин караван-сарая у местного ойратского племени в XVIII веке была ставка, а возможно, даже буддийский храм. Речку, а заодно и место ставки позже ста­ли называть Каскеленом по имени кочевавшего на её берегах и погибшего там же владельца улуса. Кокандцы, захватившие край в начале XIX века, выстроили на месте джунгарской ставки крепость Тойчубек. Русские войска в 1851 году взяли и разрушили кокандскую крепость, изгнали кокандцев и на месте крепости (или рядом) в 1857-м образовали казачий пикет. Затем пикет превратился в выселок (от крепости Верный) Любовинский, а в 1901 году стал станицей Каскеленской. После Гражданской войны в 1920-х годах, казачья станица ненадолго стала селом Троцк (или Троцкий), затем Трои­цком, затем снова стала Каскеленом. Круг замкнулся.
Одна из главных современных достопримечательностей города – памятник На­урызбай батыру. Памятник установлен в честь 300-летия батыра на вершине есте­ственного холма на въезде (выезде) в Каскелен. Внушительный и высокий постамент великолепная конная скульптура с хорошей детализацией. Батыр как бы парит над местностью и, смотря на север, охраняет её от вражеского вторжения. Не исключено, что в будущем город Каскелен станет Наурызбай батыром.

Фото и коллаж автора

Метки: , , , , , , ,

Ваш комментарий