НЕ ПОСЛЕДНЯЯ ЗАГАДКА БАРТОГАЯ

Алёна САЙФУЛЛИНА
Последней загадкой Бартогая, учёный и писатель-натуралист М. Д. Зверев считал вальдшнепа. Много лет он сам и другие исследователи слушали тягу, наблюдали перелёты, но найти гнёзда в тех местах так и не смогли…

Когда-то давно нас впечатлила история о том, как в далёкие 70-е Урочище Бартогай переродилось в водохранилище. Из книг мы знали, что в 60-х годах ходили слухи о том, что Бартагой обречён, но вот о том, что, построенное в 70-х, водохранилище также окажется не в лучшем виде – никто и не подозревал.

Ведь цель постройки в те годы была весьма значительна – город Алматы расширялся, нужны были новые ресурсы, нужна была вода. Почему же сейчас, с каждым годом озеро мельчает, оставляя лишь следы ранее впадающих рек? Для нас это осталось не последней загадкой…

Маршрут мы запланировали не сразу. Добирались не спеша. Наш путь, в 200 км к востоку от Алматы, начался в пятницу, в 16.00 и лежал через город Иссык по Кульджинской трассе. На экологическом посту мы были уже в 18.00. Далее вверх по Ущелью вдоль реки Тургень – так мы добрались до Плато Ассы.

Плато расположено на высоте почти 3000 метров над уровнем моря.
Уже на жайляу нас встретили невероятной красоты пейзажи. Шёл дождь, но он не нарушал тишины…

Закат дарил последнюю надежду на тёплый вечер и успешный привал. На верхней площадке плато построена обсерватория астрофизики, в которой установлен один из огромнейших в мире телескопов.
Наш маршрут не включал посещение тех мест, поэтому мы двигались дальше по реке Асcы на восток. Около 20.00 мы выехали на скалы. Закат! За гору пряталось солнце – бледное, едва видимое из-за облаков. Тучи слегка развеялись, за бортом +13… Невероятные ощущения после городских +39.

Позже, невероятнейшей красоты розовый закат сменил картину желто-синего неба.

Жайляу – сколько жизни в этом слове, кто бы мог подумать! Ведь среди пустых полей зелёной травы кажутся такими крохотными величественные юрты. Масштабы впечатляют! Глядя на скот, на этот кочевой образ жизни понимаешь, что вот она – наша история, история нашего народа, нашего Казахстана.

Далее нас встретили горы, за которыми вновь началась равнина. Совсем не хотелось покидать эти места, но разбивать лагерь там нельзя, поэтому мы двигались дальше.

Темнело, на часах 21:00. И тут началось всё самое интересное! Под впечатлением от завораживающей красоты, мы ехали медленно, поэтому в темноте быстро заблудились. Нарезая круги по пустынным местностям, блуждали до 23:00, пока не наткнулись на местного пастуха, который  проводил нас к руслу реки и велел дальше двигаться по воде.
Вскоре мы съехали на почву. В кромешной темноте, где свет фар толком не дает обзора, под пасмурным, безлунным небом мы передвигались, встречая на своем пути развилки, подъемы и спуски. И вот, спустя час, мы вновь услышали шум воды. Нашей радости не было предела! Все жутко устали от однообразия картины под шум колёс. Впервые мы столкнулись с ощущением слепоты и невесомости в такой густой темноте. Нас ждал привал. Так мы прибыли на место. После нас ожидало не менее увлекательное путешествие по всей ветке гор к озеру.
Утром встретили поражёнными тем, как мы вообще заехали на место ночёвки?! Вокруг машин были камни, пни и кочки.… Вот что значит темнота!

Субботу мы провели там же – у реки с невероятно чистой водой. Удивительна природа этих мест – красные скалы, с почвой необычного состава и цветущими колючками, растущими на камнях, причудливой формы деревья, красивые цветы и бабочки, порхающие над ними.

Не оставили нас равнодушными живописнейшие холмы, меняющие оттенки с каждым проблеском солнца. Погода менялась раз 10 за день, едва солнце выглядывало – ощутимо припекало, за тучку – вновь зябко.

Но, несмотря на холодный ветер, мы наслаждались чистым воздухом, свежестью от воды, тишиной и дымом от костра. Кстати, костер разжигать мы не планировали, но пришлось, так как газовая печка у нас взорвалась: подбросив чайник с водой вверх, разлетелась в стороны. Но, как ни странно, в чайнике остался кипяток. Так что обед пришлось жарить на углях, за что мы извинились перед экологами и оплатили штраф.

Следующая ночь была лунной, куда светлее обычного.
В воскресенье мы выдвинулись к озеру, предстоял путь на целый день.

Погода баловала нас и солнцем, и градом, и дождём с пронизывающим ветром. Небо, казалось, невероятно низко! Так близко к облакам мы ещё никогда не были.

Фотографировала я уже из люка автомобиля, останавливаться не было смысла, каждые несколько метров нас ждал новый, не менее интересный пейзаж.

Летом плато приобретает, поражающие воображение, оттенки и буйство красок.

Одно из примечательных мест – скалы кирпичного цвета. Уверяю, вы не проедите мимо без остановки! Величие этих гор несравнимо ни с чем!

Ещё пара часов и вдалеке уже виднелось озеро.

Еще час и что мы увидели?… Озеро измельчало не меньше, чем втрое, с последнего нашего визита! Как же не по себе было видеть обмельчание и уже половину высохшего дна.

Мы были обескуражены! Каких-то 10 лет назад в него впадали горные реки, теперь же, их потрескавшиеся русла лишь добавляли грусти сложившейся картине.

Ранее, летом водохранилище питало канал, длиной  160 км, идущий вдоль Заилийского Алатау. Потоки воды под давлением вырывались на простор и, разбиваясь на брызги, образовывали шквал, сверкающей на солнце, водяной пыли. Теперь же мы видели перед собой лишь илистое, непредсказуемое дно озера.
Песок на берегу невероятно мягкий, как мука, одно удовольствие держать его в руках.

Но разнообразные представители фауны не покинула тех мест, возле пня мы встретили мохнатого паука, не меньше 8 см в диаметре. Неожиданный свидетель нашего визита заставил нас сделать пару шагов назад. Однако всё же дал согласие на портрет. Больше никто не встретился, лишь птицы украшали небо над высокогорьем.

Стоя на берегу озера, мы не верили, что сказочная красота, ныне увядающая, была когда-то жемчужиной Семиречья.

Путешествие шло к концу, становилось грустно. Все были под впечатлением от фантастически красивых пейзажей. Создавалось такое чувство, что мы побывали на другой планете.

Кстати, отправляться туда нужно только на внедорожнике, иначе не доедите даже до плато. Меня всегда увлекала дорога, и знаете, в таких местах пассажиром, в роли зрителя, быть куда интереснее, чем водителем!