Ольга ЗОРИНА
Известной в Казахстане и за его пределами группe этнических инструментов BugaraBu в этом году исполняется 20 лет. Этому событию посвящена серия юбилейных концертов и выступлений. Состав BugaraBu: Юрий Леонов – соло, руководитель группы (табла, джамбей, думбек и сотня других инструментов) Абликим Акмуллаев – бас (шаманский бубен, сурдо маркакао, дудочки, флейты и др.) Найман Муратаев – соло (мриданга, жамбей, дарбука, диджериду и др.) Венера Уразбекова (Болгария) – вокал Джавад Айдауи (Королевство Марокко) – соло (рояль) Шаман Рамха (Бишкек, Кыргызстан) – соло (диджериду).
В составе группы – музыканты разных стран, а в арсенале – несколько сотен самых необычных и традиционных этнических инструментов со всего мира. Ветер странствий близок духу BugaraBu. А мы знакомимся через Юрия Леонова с родоначальниками барабанной музыки в Казахстане, создателями оригинального жанра и понятия «трансшаманс».
Юрий Леонов, основатель и руководитель группы, он же соло и музыкант, виртуозно владеющий сотней разных инструментов, композитор, ученик индийских гуру и самого мощного в стране барабанщика, создателя первой ударной установки в Казахстане, руководителя оркестра Казахтелерадио Валерия Юлевича. Сам Юра никогда не называет себя руководителем и основателем BugaraBu, считая, что всегда происходит важное притяжение между людьми и магнитные волны привлекли друг к другу музыкантов группы. Нет в ней главных, нет лидирующих – все созидают на равных.
Юра, с какого момента в Алматы появилась группа BugaraBu?
– Дело было в 1998 году, когда в музее народных инструментов проходили какие-то съёмки, и нас, меня и Абликима Акмуллаева, попросили продемонстри1ровать инструменты. У меня тогда уже была идея создать свою группу. Я барабанил с самого детства, воспитываясь в меломанской семье. Играл на всех банках, кастрюлях, тазах и вёдрах (иногда, кстати, делаю это и сейчас). Найман Муратаев также ещё в детстве стучал кисточками по книжкам, а Абликим соорудил себе бубен из крышки старого советского магнитофона. Начинали мы играть с Абликимом, а позже к нам присоединился Найман. Группа тогда называлась иначе – «МООМ» – это мантра голодного телёнка и зеркальное отражение «ОМ». Мы играли в разных клубах, на улицах, выступали на выставках.
Как появилось название BugaraBu?
– В 2000 году Абликим в дуэте с Зиттой Султанбаевой (ZITABL) ездил в Европу с проектом современного искусства. Там, в Берлине или Амстердаме, он прогуливался с нашим другом по набережной и, увидев в витрине магазина ударные инструменты, загорелся идеей купить джамбей. Но наш друг Гера сказал ему, что джамбей есть у многих музыкантов, а вот африканский барабан бугарабу мало кто использует. Так в Алматы прилетел экзотичный инструмент. Вместе с ним мы ехали на Чимбулак на ка- кое-то мероприятие и по дороге от Медео до Чима решили, что BugaraBu в названии группы будет звучать лучше. Буквы-то какие: Б! Г! Р! В общем, на Чимбулак мы приехали уже как BugaraBu.
В составе группы всегда есть музыканты из разных стран?
– Да. Мы притягиваемся. Сейчас, например, с нами часто выступает виртуозный пианист и композитор из Марокко Джавад Айдауи. Часто в команду включается шаман Рамха из Бишкека. Венера Уразбекова теперь живёт в Болгарии, а если появится ещё какой-то «магнит», он будет с нами. Но в костяке всегда были и остаются Абликим и Найман.
На ваших концертах всегда можно увидеть зрителей со своими инструментами.Это постоянные практики?
– Да, мы любим интерактив, для нас важнo, чтобы зритель не только слушал, но и участвовал в действе. А почему не делиться с людьми! Мы также раздаём инструменты в руки, чтобы к завершающему каждый наш концерт барабанному шоу все желающие могли присoединиться. Получается мегашамански!
Вас можно назвать основателями барабанной музыки в Казахстане?
– Это так и есть, разве что стоит уточнить, что мы являемся основателями свободной барабанной музыки.
Музыку сами пишите?
– Всегда! Мы создаём и исполняем этническую музыку, но ту, что звучит современно, как роковая, брейкбитовая. Основные инструменты группы BugaraBu Бугарабу – африканский барабан Табла – индийский классический барабан Мриданга – ритуальный индийский барабан Сурдо маркакао – карнавальный бразильский барабан Джамбей – африканский барабан Диджериду – австралийский духовой инструмент Дудочки ирландские, восточные, разные Бубны шаманские И ещё несколько сотен инструментов Пишем в стиле 3DDRUM. Мы первыми ввели понятие «трансшаманс». Это теперь его легко используют. Есть у нас и композиция «Трансшаманс», которую мы очень любим исполнять. Кроме концертов, нашу музыку можно послушать на аудиoальбомах, которых на нашем счету пока пять.
Очень часто ваши концерты носят одно название. Почему?
– Когда мы работаем в международных проектах, включающих выступления музыкантов из других стран, мы называем их «Небо одно для всех». Оно же так и есть. Разве по-другому? Небо одно для всех, и мы лишь любопытные странники в этом красивом и огромном пространстве под названием Земля. Всем здоровья, счастливых путешествий и хорошей качественной музыки! Ом!
Фото: Кристина ЗОРИНА и из архива Юрия ЛЕОНОВА