Рольф МАЙЗИНГЕР
Широко распространено мнение, что название «каменная баба» произошло от тюркского слова «баба» (предок), с чем категорически не согласен российский историк и археолог И. Л. Кызласов. Считая, что это изначально русское народное определение, закрепившееся за степными изваяниями в связи с их неказистым и часто женоподобным внешним видом.
И приходят кыпчаков сюда племена,
И пред идолом гнётся кыпчаков спина.
(Из поэмы Низами Гянджеви «Искандер-наме», XII в.)
Споры о предназначении антропоморфных менгиров, «ареал распространения» которых протянулся от Украины до Монголии, не утихает до сих пор. Кто-то приписывает им связь с усопшими предками и вменяет в обязанности охрану древних погребений. Другие считают, что это каменные изображения воинов на могилах вождей, которые обязаны прислуживать своим правителям в загробном мире. Третьи полагают, что в представлении наших пращуров в степных истуканов должны были вселяться души убитых ими врагов. А четвёртые и вовсе твердят о тотемных божествах и мистических практиках. Но скорее всего, правы они все. Ведь скульпторами этих незамысловатых шедевров были представители самых разных народов на протяжении тысячелетий. И за столь долгое время назначение каменных баб наверняка менялось неоднократно.
В отдалённых аулах на юге Казахстана местные жители до сих пор делают приношения каменным изваяниям, пытаясь задобрить духов предков. Нечто подобное, оказывается, происходит и на Украине. Недавно там была обнаружена каменная баба, у основания которой лежали дары в виде денег, вещей и даже еды. Похоже, люди продолжают верить в магическую силу степных истуканов и боятся их гнева.
Так, в Хакасии во второй половине прошлого века были популярны истории об оживающих в ночи каменных идолах, которые с одинаковым рвением гоняли по степи как местных вандалов, так и профессиональных археологов. Впрочем, былички эти в основном и курсировали в среде экспедишников.
Увековеченные в металле
Степные скульптуры – нередкие гости на памятных монетах. На сегодня только на Украине таких известно уже пять.
При этом на двух гривнах 2009 года, как и на 5 гривнах 2005 и 2017 годов, скорее всего, изображены несуществующие либо видоизменённые художниками изваяния. То есть это некие собирательные образы. И знаете почему? Потому что науке неизвестны каменные бабы с украинскими чубами на голове. Казаки ведь хоронили своих мертвецов уже под крестами. А у этих истуканов явно просматривается чуб (оселедец).
А вот курганный идол на памятной монете в 2 гривны 2017 года в честь украинского поэта Михайло Петренко – это скифское изваяние V века до нашей эры. Из собрания музея Института археологии Национальной академии наук Украины в Киеве. На груди «скиф» сжимает двумя руками рог с вином. А у него на поясе закреплён знаменитый меч-акинак. Вывезен он был из-под села Нововасильевка Николаевской области. Кстати, копия этого изваяния установлена в комплексе «Зорова Могила» («Дозорный курган») на острове Хортица.
Из вышесказанного следует, что каменный идол на фоне высокого кургана как на самой монете, так и на сопроводительном буклете лишь симпатичный коллаж. Особый шарм которому придаёт опустившийся на голову каменного стража сокол.
Загадочная Мара
Ещё интереснее дела обстоят с изображением на золотых 10 долларах 2009 года, отчеканенных по заказу Островов Кука в серии «Двенадцать чудес Украины». Эта монета посвящена конкретным достопримечательностям национального заповедника «Хортица».
На переднем плане композиции четыре антропоморфные фигуры из мемориально-исторического комплекса «Скифский стан». При этом те три, что поменьше, расположились вдоль тропинки в лапидарии – собрании каменных артефактов под открытым небом.
А вот истукан на переднем плане – вещь совершенно уникальная! Ну, во-первых, потому что улыбающихся каменных баб наши предки не устанавливали. Ибо к погребальным ритуалам и к смерти вообще относились очень серьёзно. А во-вторых, потому что лицо у этого половецкого изваяния вообще находится… не на своём месте! То есть не на голове, а на груди. Да, да, именно так. Как у мифической монструозной расы блеммиев из античной Нубии. Похоже, голову идол потерял уже давно, и какой-то шутник взял да и создал из безликой глыбы новый и вполне себе обаятельный образ. Похожий, кстати, на добродушную старушку, закутавшуюся в пушистый платок и спрятавшую озябшие руки в муфту. В действительности это ритуальная чаша.
Спрашивается, знал ли создатель эскиза монеты об удивительных метаморфозах, произошедших с выбранным им артефактом? Скорее всего, нет. Ведь он вряд ли приезжал из-за границы на Хортицу, чтобы срисовать с натуры пару-троечку камней. А почти наверняка воспользовался снимками и рисунками поседевшего от времени идола. Первый из которых был сделан ещё в 1253 году фламандским монахом-францисканцем Гильомом де Рубруком.
Кстати, поэтапными изменениями внешности интересные сведения о каменной «старушке» с острова Хортица не ограничиваются. Так, доктор философских наук, профессор В. А. Чудинов утверждает, что это никакая не «половчанка», а изображение «русской богини болезней, смерти и загробного мира Мары»!
И ещё. К каменной бабе до сих пор ходят «на поклон» женщины, мечтающие забеременеть. Почему-то считается, что если обнять истукана и прошептать заветное желание, то оно обязательно сбудется. Вот только интересно, а многие ли знают, что обнимают совсем не женское, а мужское изваяние? Ведь изначально статуя изображала именно половецкого воина. Впрочем, может, поэтому и обнимают…
Страж с монеты «Аскания-Нова»
По-прежнему обозревает степные просторы и первообраз каменной половецкой бабы с реверса замечательной украинской монеты «Аскания-Нова» в две гривны 1998 года. Выпуск её был приурочен к 100-летию со дня образования знаменитого биосферного заповедника в Херсонской области.
В официальном описании сюжета значится: «На реверсе размещена композиция, состоящая из изображения степной каменной бабы и динамической группы акклиматизированных в заповеднике животных». На обеих сторонах памятного дензнака увековечены четыре из более чем 270 видов птиц (больше половины перелётные), несколько бабочек, змея и ряд эндемичных растений, обитающих в заповеднике. А из 18 видов млекопитающих там показаны сразу пять: лошадь Пржевальского, благородный и пятнистый (на аверсе) олени, муфлон и бизон. Уж не вожак ли это по прозвищу Батька Махно – бык огромных размеров с чёрной косматой головой?
На монете самая что ни на есть половецкая каменная баба. Учёные научились классифицировать степных идолов по иконографическому характеру позы и полу изображённого. В данном случае налицо характерные отличия, типичные для скульптур кочевых тюркоязычных народов, известных нам под именем половцы (самоназвание – кыпчаки). В XI–XII веках они заселяли обширные евразийские территории от Дуная до Иртыша. Так называемую Половецкую степь.
Несмотря на многочисленные повреждения, у «половчанки» можно рассмотреть некое подобие шляпки, детали причёски и одежды. Хорошо сохранилось украшение в виде шейных гривн или бус. И обязательный атрибут таких статуй – чаша со священным напитком, прижатая к животу.
Монета «Рубеж тысячелетий»
Эта одна из самых редких казахстанских монет. Но не потому, что её тираж всего 2000 штук. А потому, что это первая памятная монета, изготовленная Казахстанским монетным двором с качеством чеканки proof. Что значит – высшая коллекционная.
Впрочем, при её создании была применена не одна, а сразу две новые технологии. Со слов автора эскиза В. П. Ивженко,1 «Обычно монета имеет форму линзы. А здесь у монеты чёткая грань – одно тысячелетие, с другой стороны – другое. Эти два изображения ловятся под определённым углом освещения». На наклонных плоскостях, символизирующих миллениум, показаны сюжеты из истории прошлого и признаки будущего. Монета выбивается из ряда привычных тематических выпусков, посвящённых культурно-историческому наследию Казахстана. А кроме того, «Рубеж тысячелетий» – ещё и первая из казахстанских монет, на которой изображены антропоморфные каменные изваяния.
Древние тюрки называли такие менгиры бэдиз. А в народе за ними закрепилось определение балбалы. Хотя современные учёные с ним не согласны. Ибо балбалами в древнетюркских погребальных комплексах именовались каменные столбики, вкопанные (иногда рядами по нескольку десятков и даже сотен штук) к востоку от основного захоронения. И символически представлявшие либо поверженных врагов погребённого (этой версии, правда, противоречит наличие балбалов также в женских и даже детских захоронениях). Либо коновязные столбы, «которые предназначались для лошадей, на которых приезжали родственники и гости, принимавшие участие в погребально-поминальном обряде».
Идолы, украсившие монету «Рубеж тысячелетий», были впервые обследованы археологами летом 1985 года. Тот, что повыше, найден на территории совхоза «Коммунизм» в Жамбылской области, в ущелье Унгурли. Левой рукой усатый кочевник придерживает кувшин. А на правой у него сидит ловчая птица. Почему ловчая? Учёные отвечают на этот вопрос так: «Расположением на руке – в том месте, где обычно и усаживают ловчих птиц во время охоты, видимо, определяется функциональное назначение птицы».
Фигуру поменьше с безусым лицом археологи «изъяли» в Улытауском районе Джезказганской области, близ реки Джангабыл. Пол существа не определён. Человек обеими руками прижимает к животу всё тот же кувшин. Историки обратили внимание и на схожесть сапог у обоих – они высокие с «характерным наколенным выступом».
Касаемо возраста изваяний, исследователи пришли к следующим результатам: «На основании формы изображённых сосудов, с учётом типологической принадлежности («половецкий» тип) оба эти памятника датируются IX–XI вв.»2. Сегодня статуи хранятся в Алма-Ате, в музее народных музыкальных инструментов. Весьма интересным является и тот факт, что раннесредневековые изваяния каменных баб с проработанными изображениями ног, в казахстанских степях до середины 90-х годов прошлого века вообще не были известны!
Традиция надмогильных памятников не канула в Лету. Сегодняшние казахи, прямые наследники древних кочевников, в память о своих усопших также устанавливают каменные изваяния (в основом в Западном Казахстане). Это так называемые кулпытасы – стелы, испещрённые вырезанными в камне витиеватыми надписями. Взглянуть на них, не нарушая покоя мусульманских погостов, можно обратившись к давно вышедшей из обращения банкноте Казахстана в 5 тенге 1993 года.
Обязаны сохранить!
Ещё на заре XX века каменных истуканов можно было встретить повсеместно. Но свои коррективы внесло освоение целинных земель (1954–1960), когда под посевы распахивались огромные территории в степных регионах. Простоявшие сотни, а порой и тысячи лет каменные бабы выносились за границы полей или сбрасывались в канавы. Поэтому сегодня ситуация кардинально изменилась.
Удалось сохранить лишь отдельные камни, большая часть из которых собрана в исторических и ландшафтных заповедниках. В Казахстане, к примеру, в окрестностях гор Шынгыстау, в Чу-Жайсанском святилище (Жамбылская область) или в комплексе Кумай (Акмолинская область). Да те сравнительно немногочисленные, что были своевременно вывезены в музеи археологическими и этнографическими экспедициями.
Обширные равнины Украины, Кавказа, юга Сибири и Центральной Азии на протяжении тысячелетий представляли собой историческую коммуналку. Где разные этносы и народы сменяли друг друга, даже не всегда догадываясь, кем были их предшественники.
Тем не менее они старались по возможности не разрушать чужих погребальных комплексов и побаивались наносить ущерб загадочным каменным бабам. И не важно, чем эти страхи были продиктованы. Куда важнее понимать и осознавать, что сегодня наша очередь сохранять бесценные свидетельства уникальной степной хроники.
Увлекательным историям из мира денег посвящены и актуальные книги Рольфа Майзингера