Ольга ЗОРИНА
Первый Рестораунд состоялся 21 февраля при Школе Гостеприимства и Туризма AlmaU в Алматы. Это был практический круглый стол по трендам ресторанного бизнеса Казахстана.
И первый блин не оказался комом: десять ярких спикеров, экспертов индустрии ресторанного бизнеса, обсуждали за «круглым столом» довольно злободневные вопросы развития рынка ресторанных услуг, последние международные тренды, вопросы дальнейшего развития ресторанного бизнеса и сферы услуг на нём. Также были выявлены и актуализировали проблемы казахстанского образования в части подготовки специалистов по сервису. Даже мне, человеку, казалось бы, далекому от ресторанного бизнеса, было довольно интересно участвовать в обсуждении некоторых вопросов. И это объяснимо – каждый из нас сегодня пользуется сервисом и сферой услуг ресторанов, кафе, кофеин и известных трендов пищевой промышленности.
Только в Алматы, оказывается, насчитывается 1047 заведений общепита на 69 тысяч посадочных мест. Практически все важные встречи и переговоры сегодня проходят за столиком в кафе или ресторане, и даже праздники мы уже привыкли отмечать не дома, а в ресторанных интерьерах. Потому вопрос кухни, гостеприимства, качества питания и сервиса важен как для каждого современного казахстанца, так и тем более, для иностранных гостей и туристов – ибо в этом случае мы показываем своё лицо.
Здесь, в этом материале, хочу остановиться на тех моментах, которые показались бы любопытными многим из нас. Но прежде уведу к некоторым фактам и замечаниям, которые озвучила Гаухар Ассион, владелица ресторана Chez Mademoiselle в Париже. Согласитесь, столица моды и кулинарии Франция может претендовать на сольную партию в своих выступлениях.
Гаухар уже несколько лет живёт во Франции, и с удивлением наблюдает, как роскошны в её родной стране рестораны и как дорого они предлагают свои услуги:
- В Париже нет таких ресторанов, которые могут позволить себе огромные пространства. Обычно это очень маленькие заведения, чаще семейного бизнеса, передающиеся по наследству. В таких точках работают не более пяти человек (речь не идёт об очень больших ресторанах). К примеру, я сама готовлю, участвую в обслуживании клиентов, делаю всё. Моя главная самоцель – это быть качественными. То есть, это содержание вашей тарелки и обслуживание. Казахстан меня, конечно, по-прежнему, вдохновляет качеством еды, но не сферой услуг. И не стоимостью на некоторые блюда. Не может в Париже кусочек стейка стоить так дорого, как в Алматы. 45 евро! За эту сумму я пробиваю средний чек в центре Парижа. И не может во Франции так дорого стоить кофе. Здесь за 1 200 тенге (!) я попробовала отвратительнейший напиток.
При этом, качество сервиса достаточно большого количества ресторанов и кафе Алматы можно считать безупречным. Среди спикеров как раз оказались самые успешные рестораторы. К примеру, Радован Симонович, директор ресторанов Cafe Central и Roma Caffe (ТЦ Dostyk Plaza), сумел создать довольно душевные точки в центре Алматы с индивидуальным подходом к каждому клиенту, с уважением к каждому из членов своего персонала. К тому же, выяснилось, что он единственный из приглашённых рестораторов, имеет специальное образование и уделяет внимание повышению квалификации своих сотрудников.
Олег Литвинов, Brand ambassador MONIN поделился новыми трендами в создании напитков, а Эдгар Давтян, совладелец проектов «Ларисс Иванну Хачу», «Saebiz», «Seven Seven» караоке бар рассказал, какие маркетинговые акценты делаются в этих достаточно популярных заведениях.
- Главное, что мы делаем, это вкладываем душу в каждое своё заведение, – говорит Эдгар Давтян. – И, естественно, работаем до открытия новой точки над созданием концепции и верно выбранной локации и архитектурного решения здания, а хайп, как с названием «Saebiz» (Морковка) и тактильная сопровождающая – важны также, как самый вкусный и оригинальный рецепт любимых блюд. Это не мы опрокинули грузовик с морковкой возле «Saebiz» (шутит Эдгар), но и это создало определённую шумиху для раскрутки заведения.
Дмитрий Королёв, шеф-бармен «Parmigiano Group», Barmaglot поднял тему вопросов кадрового дефицита в ресторанном бизнесе Казахстана, еще раз обратив внимание на то, что качество кухни и качество сервиса – самое важное. Оказывается, только Алматы нуждается в двух тысячах специалистов ресторанного сервиса в год, а получает лишь 80-100.
Акценты на пиар-раскрутке и визуализации трендов сделал Жардем Оспанбеков, Brand ambassador алкогольного бренда Beam Suntory, сооснователь консалтингового агентства 3 Branches. Он считает, что digital-проекты в ресторанной индустрии действуют на подсознание потребителя и несут большую эстетическую составляющую.
Словом, спикеры открыто делились своими кейсами и обсуждали вопросы развития рынка ресторанных услуг. Такие встречи, вероятнее всего, отразятся и на качестве повышения казахстанского образования в части подготовки специалистов по сервису, и стимулируют уже ставших стабильными учреждений общепита идти в ногу с новыми тенденциями.
Университет предлагает сделать Рестораунд постоянной дискуссионной площадой для рестораторов, преподавателей и студентов вуза для обмена практическим опытом и обсуждения реальных кейсы из жизни отечественных рестораторов.
Алматы