На недавней пресс-конференции, посвященной проведению ежегодной природоохранной акции «Марш парков», руководители пяти национальных парков Алматинской области (Иле-Алатауского ГНПП, ГНПП «Алтын-Эмель», Жонгар-Алатауского ГНПП, ГНПП «Колсай колдери», Чарынского ГНПП) рассказали о том, как много делается для сохранения природы.
Но достаточно ли этого, чтобы будущие поколения увидели уникальную природу казахстанских национальных парков? Анализ законодательства и состояния особо охраняемых природных территорий говорит о том, что национальные парки страны находятся под угрозой.
Экологическое общество «Зеленое спасение» считает, что сегодня существует
Одиннадцать угроз национальным паркам
1. Отсутствие экологической политики в Республике Казахстан привело к тому, что действия правительства, министерств и ведомств напоминают скорее броуновское движение, чем целенаправленную деятельность по охране природы и рациональному природопользованию.
2. Бесконечные изменения законов завели в правовой тупик. Действующее природоохранное законодательство уже не отвечает требованиям международных конвенций о всемирном наследии, о биологическом разнообразии, об ОВОС в трансграничном контексте, Орхусской конвенции. Закон «Об особо охраняемыхприродных территориях» (ООПТ) больше не может служить правовой основой для создания, управления и обеспечения целостности особо охраняемых природных территорий. С момента принятия закона в 2006 году в него 14 раз вносились поправки!
3. Природоохранное законодательство не обеспечивает выполнение государственными органами своих функций! Функциональные обязанности многих государственных органов подменены правами. Законодательство РК не обеспечивает четкого разделения полномочий между госорганами республиканского уровня и местными исполнительными органами, что подрывает систему управления государственной собственностью и ставит под угрозу целостность экологических систем ООПТ.
4. Исполнительные органы власти (акиматы) превышают свои полномочия по управлению ООПТ. Нарушая закон об ООПТ, они самым активным образом вмешиваются в деятельность ООПТ республиканского значения, создавая серьезные препятствия для их нормальной работы и, все чаще, способствуют нарушению их территориальной целостности.
5. МОСВР в чьем, ведении находятся ООПТ республиканского значения, не обеспечивает эффективного использования государственного имущества на благо общества, должным образом не контролирует сохранность имущества республиканских юридических лиц (ООПТ).
6. Аренда земельных участков в ООПТ республиканского значения не соответствует их целевому назначению и создает серьезную угрозу для естественных экологических систем.
7. Частные владения на территориях ООПТ наносят существенный ущерб экосистемам парков, являются главной причиной возникновения несанкционированных свалок и загрязнения водоемов.
8. Перевод земель ООПТ в земли запаса согласно ст.23 Закона «Об ООПТ», противоречит целям и задачам ООПТ, создает серьезную угрозу расхищения этих земель и их приватизации.
9. Санитарные рубки леса в заповедниках (ст.40) и национальных парках (ст.47) противоречат целям и задачам ООПТ, создают серьезную угрозу разрушения естественных экосистем и нарушения целостности почв.
10. Отсутствие достаточного финансирования не позволяет ООПТ выполнять свои цели и задачи.
11. Недостатки законодательства не позволяют ООПТ получать действенную поддержку со стороны широкой общественности, частных и общественных организаций. Отсутствие поддержки со стороны общественности мешает установлению общественного контроля над деятельностью ООПТ, отталкивает потенциальных спонсоров, не позволяет привлекать местное население для участия в охране ООПТ.