От «нашей деревни» до Чёрной горы

Виталий ШУПТАР
Работа по развитию экотуризма в Центральном Казахстане шла четвёртый год, и мы, сотрудники «Авалона», с завидным постоянством ездили в уже полюбившееся и ставшее почти родным село Шабанбай Би, которое между собой чаще всего именовали не иначе, как «наша деревня». Непременный бешбармак в исполнении хозяйки Корлан или её дочери Раушан, древние гробницы Бегазы, вдохновляющие прогулки по горным ущельям в тени высочайшей вершины Сарыарки: всё это уже начинало становиться хорошей традицией. Но человек таков, что помимо вполне ожидаемых радостей ему время от времени хочется и чего-то нового. К счастью, Кызыларай в этом смысле был просто неисчерпаем.

ЧЁРНОЕ И БЕЛОЕ, ПЛОХОЕ И ХОРОШЕЕ

В очередной раз мы поднялись вместе с моим коллегой Олегом на Аксоран (на этот раз по южному и, как оказалось, самому удобному склону горы) в один из последних тёплых октябрьских деньков и обозревали степь с уже ставшей нам родной «Крыши степей». Я стал вглядываться в горы Жаман-Кызыларай, находящиеся за рекой, которую нам по имеющимся бродам прежде так и не удавалось ни разу пересечь. Мы спустились с Аксорана вниз по той самой тропе, которая годом позже была маркирована нами для удобства прочих туристов, до урочища Торкора (теперь там есть оборудованная нами же стоянка). Но мысли о том, чтобы попытаться попасть в восточную часть горного массива, преодолев один из бродов через речку Жинишке, так меня и не покидали. «Чёрная гора» (название наивысшей точки Жаман-Кызыларая – Карасоран дословно означает «чёрная вершина») на востоке манила более чем обычно. Неудивительно, что вечером, во время привычно сопровождаемого вкуснейшей едой застолья, было принято решение: следующий день посвятить расширению горизонтов.

Мне всегда было интересно, почему в понимании людей (а затем и в топографии) какие-то места считаются и обозначаются хорошими и положительными, а какие-то, напротив, – плохими и отрицательными. Такие случаи я встречал в Китае, в Непале, да и в других местах по всему миру, включая и Казахстан. В очередной раз пришлось задуматься об этом, узнавая больше о горячо любимом мною Кызыларае, который состоит из двух основных горных массивов, разделённых долиной реки Жинишке: соответственно Кызыларая и Жаман-Кызыларая («жаман» по-казахски как раз и значит «плохой»). Что ещё интереснее, наивысшими точками двух массивов являются соответственно Аксоран и Карасоран – «белая скала» и «чёрная скала» – опять же противопоставление светлого и тёмного, хорошего и плохого. Другими словами, интрига присутствовала и требовала каких-либо действий.
На следующее утро мы ехали в восточном направлении. Я помнил, что тремя годами ранее мы уже пытались пересечь Жинишке, подтверждением чему было большое количество точек на моём GPS, которые были помечены как потенциальные, но, к сожалению, непроходимые на тот момент броды.
Действовали мы тогда довольно осторожно, поэтому выталкивать машину из болотистой слякоти пришлось всего лишь один раз. К счастью, сейчас была уже середина октября, причём осень выдалась на удивление сухая и тёплая. Поэтому шансы были неплохие.
Но испытывать судьбу тем не менее не хотелось, ибо идти за трактором пришлось бы очень далеко. Через полтора часа мы были на том самом месте, где нам преграждала путь пусть и небольшая, но всё-таки река. Олег, выйдя из машины и окинув профессиональным взглядом имеющийся брод, сказал, что попытаться стоит, и, скорее всего, нам повезёт. А ещё через пару минут мы радостно оглядывались назад на речку, уже с её левого берега.
Проехав ещё минут двадцать, мы добрались до места, где по соседству с ручьём (который ниже по течению превращается в почти уже речку и впадает в Жинишке) лесники некогда оборудовали стоянку с обложенным камнями прямогульным кострищем, привязью для лошадей и местом, где можно набрать воды. Бросив машину, перейдя через ручей и выбравшись из зарослей, которые в Центральном Казахстане сопровождают даже самый небольшой источник воды, мы налегке направились в юго-восточном направлении в поисках наиболее удобного места для начала восхождения.
Взгляд привлёк небольшой каменный тур, расположенный на возвышенности. К нему мы и направили свои стопы, дабы с этой возвышенности окинуть взглядом местность и понять, что делать дальше.
В общем-то, впечатления, полученные ранее от осмотра карт, весьма сходились с картинкой, наблюдаемой вживую. Поэтому мы, не мешкая, двинули на северо-восток, к небольшому ущелью, с северной стороны которого и начинался довольно крутой подъём.


Надо сказать, что склоны Карасорана – это просто находка для любителей альтернативной истории с её атлантидами, лемурийцами и прочей не совсем научной лабудой (было у меня несколько контактов с подобными товарищами в последние годы, поэтому весьма предвижу их реакцию). То здесь, то там богатая фантазия обнаруживает «следы каменной кладки» в виде основания пирамиды, беспорядочно разбросанные каменные блоки, «распиленные алмазной пилой» и словно приготовленные для гигантской стройки «площади» и прочее, прочее, прочее. К сожалению (или к счастью), я (как оказалось, и Олег тоже) всё-таки больше верю официальной исторической науке. Тем не менее мы вдоволь поразвлекались, находя в камнях «следы цивилизации». Кстати, может быть, именно в этом причина «плохого» названия этих гор – люди могли не понимать того, что всё это было создано природой, и, возможно, могли приписывать создание этих каменных «конструкций», к примеру, дьяволу.

Фото автора

Полный текст читайте на страницах нашего журнала.
Купить полную бумажную (либо pdf) версию

Метки: , , , ,

Ваш комментарий