От равных прав к равным возможностям  

От равных прав к равным возможностям   

11 октября в г. Риддер состоялась диалоговая площадка «От равных прав к равным возможностям». Для обсуждения актуальных вопросов в мероприятии приняли участие представители общественных организаций, сотрудники госучреждений, родители особенных детей.

 

Мероприятие проведено в рамках проекта «Организация деятельности проектного офиса по формированию лидеров новой формации в гражданском обществе», реализуемого с использованием гранта Центра поддержки гражданских инициатив Азаматтық бастамаларды қолдау орталығы – ЦПГИ

Как отметила координатор проекта ЧФ «ТРИНТА» Жадыра Анкобаева: «В условиях постоянно меняющегося мира необходимо не только вовремя слушать и слышать друг друга, но и убедительно говорить о волнующем. Казахстан взял курс на построение «слышащего государства», но очевидно, что для этого нужны и «говорящие» граждане. Активисты у нас есть, и они делают серьёзную работу, но мы считаем – чем больше каждый будет проявлять активность, тем эффективнее будут решаться вопросы».

Цель диалоговой площадки: провести совместный анализ качества и результативности действующих механизмов, выработка рекомендаций по повышению уровня правовой грамотности жителей. Формат диалоговой площадки предполагал организованную форму дискуссии посредством равноправного взаимодействия заинтересованных сторон для обсуждения социально значимых вопросов.

img_2107_novyj-razmer

После предусмотренного по программе знакомства всех присутствующих друг с другом, организатор мероприятия, руководитель общественного фонда «БлагоДарую» Елена Гречишкина выступила с презентацией.

– Задача гражданского общества – быть посредником между населением и государством, – говорит Елена Александровна. – Целью гражданского общества является защита интересов каждого члена общества, представление его интересов перед лицом власти и общества, общественный контроль за деятельностью власти и формирование внутренней и внешней политики этого общества. Президент Казахстана поставил перед госаппаратом задачу воплотить в жизнь концепцию «слышащего государства». Такого, которое оперативно и эффективно реагирует на все конструктивные запросы граждан.

Концепция «слышащего государства» предполагает вовлечение НПО в обсуждение наиболее актуальных общегосударственных задач с целью их решения. Наша общая задача – воплотить в жизнь концепцию «Слышащего государства», которое оперативно и эффективно реагирует на все вопросы граждан. Только путем постоянного диалога государства общества можно построить гармоничное государство.  В слышащем государстве каждый гражданин должен чувствовать себя в безопасности и защищенным от любых проявлений некомпетентности.

img_2108_novyj-razmer

В Казахстане активно работает гражданское общество и гражданское общество как раз-таки является одним из важных механизмов выстраивания слышащего государства. На примере нашего Восточного Казахстана мы видим, что активно представляют позицию нашего общества неправительственные организации. Всего в Казахстане зарегистрировано более 22 000 НПО, 12 000 из них активно работают в республике. У нас в городе Риддер зарегистрировано – 21 НПО.

Среди них есть те организации, которые открывают наши активные мамы особенных детей. Именно с той целью, чтобы их голоса были услышаны. Кстати, благодарю тех, кто принял участие в онлайн анкетировании, организованном нами в родительской ватсап группе. Мы делаем одно общее дело!

– Ещё немного цифр, – продолжает Елена Гречишкина. – По данным Бюро национальной статистики, на лето 2022 года в Казахстане проживали 742 тысячи лиц с инвалидностью. Из них 175 тысяч детей с ОВЗ. Из 175 тысяч официально инвалидность имеется у 99 тысяч детей. Остальные 76 тысяч – вне статуса. То есть они имеют ограниченные возможности, но их заболевания не входят в перечень заболеваний, которым положена инвалидность. Это в основном неврологические нарушения, такие как РАС, ЗПР, ЗРР, различные дефекты речи.

Активные организации, которые работают с детьми с особыми образовательными потребностями и помогают людям с инвалидностью в нашем городе как раз здесь, за этим столом. Это организации, которые занимаются проблемами данной категории людей и помогают защищать их интересы сегодня. Общественные организации становятся неотъемлемой частью гражданского общества, решая ключевые интересы граждан и реализуя инициативы некоммерческого характера. Таким образом они обеспечивают значимые социальные изменения в обществе.

Далее присутствующие перешли к обсуждению трёх заявленных тем.

Первая. Правовые возможности людей с особыми потребностями и инвалидностью в городе Риддер.

Слово было предоставлено Анастасии Абдрашитовой, специалисту юридического отдела акимата г. Риддер.

– В городе Риддер, как и во всём Казахстане мы живём по законодательству, где прописаны все права и обязанности, но не всегда эти правовые нормы реализуются, поэтому и создаются такие союзы, объединения, чтобы начать говорить, чтобы нас услышали. Помимо того, что я юрист в акимате, я мама двоих детей с инвалидностью, поэтому очень хорошо понимаю проблемные вопросы родителей, имеющих таких детей.  Спасибо за организацию данной диалоговой площадки, я считаю, что подобные встречи будут способствовать решению многих проблемных вопросов. Я всегда открыта, готова проконсультировать, подсказать, что-то по правовым вопросам. Со Светланой Чупиной (ОО «Твои, мои, наши») Ольгой Пономаревой (сообщество ЦДП «Свет»), Надеждой Нужных (Центр поддержки женщин «Незабудка») мы постоянно на связи.

img_2117_novyj-razmer

Какие шаги вы планируете предпринимать от риддерского филиала «Союза родителей», который был открыт в августе этого года, чтобы законодательство исполнялось на местном уровне?

– Республиканский Союз уже сам продвигает идеи, задачи поставлены. Это социально важные проекты, которые направлены на улучшение качества жизни особенных детей. Причем здесь не важно с инвалидностью ребенок или нет. Также идет разработка шагов по инклюзии: с чего начать, куда обратиться, что делать? Поэтому и мы потихоньку движемся в намеченном направлении, проводим анкетирование с вопросами актуальными именно для нашего города. Некоторые уже обозначены. Например, пенсионный возраст мамы, которая воспитывает такого ребенка. Бывает же, что мама не работает, а занимается лишь ребенком.  Мы считаем, что необходимо, чтобы стаж шел в этот период. Также волнует вопрос реабилитации детей. В данный момент есть реабилитация только для ходячих детей, для тех, кто лежат – нет. В нашем городе нет ни массажистов, ни эпилептологов, не хватает невропатологов. Такие профессионалы необходимы не только детям, но и взрослым с инвалидностью. Ещё один наболевший вопрос по госзакупкам. Действующая система просто не выдерживает критики. Провели конкурс, кто меньшую цену назначил у того и купили, а бывает, что данное оборудование не подходит ребенку – у него свои потребности. Качество и цена играют большую роль.

– К сожалению, к нам сегодня не смогли присоединиться представители отдела образования, но они предоставили нам информацию, – вступает в диалог Елена Гречишкина. – Как мы знаем, в отделе образования есть такая должность методист по инклюзивному образованию, кроме того в городе функционирует КГУ Специальная школа-интернат №7, активно работает КГУ «Кабинет психолого-педагогической коррекции г.Риддера» УО ВКО, в котором за год курс коррекционно-развивающего обучения проходит порядка 100 детей с различными диагнозами. При общеобразовательных школах города созданы инклюзивные классы, но по факту мы знаем, что это, как правило, классы в которых обучаются дети с задержкой психического развития. В Риддере необходимо усиливать работу педагогов-ассистентов, для оказания сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в учебно-воспитательном процессе на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической консультации. ПМПК рекомендует педагога-ассистента в том случае, если у ребенка имеются трудности в освоении типовой учебной программы, то есть «государственного стандарта образования», важно привлекать подобного рода специалистов.

Согласно информационной справке, предоставленной заведующей социальной помощи на дому детям с ограниченными возможностями при ГУ «Отдел занятости, социальных программ и РАГС г. Риддера» Еркежан Заманбекова, отделение предоставляет специальные социальные услуги в соответствии с гарантированным объемом услуг Стандарта оказания специальных социальных услуг на бюджетной основе. На обслуживании находится 51 получатель услуг, из них: старше 18 лет – 25 человек. Социальные работники посещают получателей услуг два раза в неделю. У каждого социального работника на обслуживании находится от 4 до 6 детей, в зависимости от тяжести заболевания.

Следующим вопросом для обсуждения стало «Взаимодействие государственных структур и гражданского общества г.Риддер по вопросам инклюзии и защиты прав для людей с ООП и инвалидностью». Слово предоставили заведующей учебной частью КГКП «Риддерский аграрно-технический колледж» Надежде Меркульевой.

 – Студенты нашего колледжа очень активно задействованы в волонтерской работе. В данный момент это порядка 30 учащихся и двадцать человек, которые продолжают с нами сотрудничать, даже покинув стены учебного заведения. Но нам хотелось бы принять участие в каких-то обучающих тренингах для будущих волонтёров, и встречах по обмену опытом.  Дело в том, что ребята порой не знают, как себя правильно вести с определенными категориями детей. Ведь у детей с разными заболеваниями разные потребности, разное восприятие окружающего мира.

– Надежда, вы абсолютно правы, – говорит Елена Гречишкина, – необходимо объединяться НПО и волонтёрским движениям для того, чтобы вместе комплексно осуществлять социальные проекты. Так у нас есть уже подобный опыт. Фондом «БлагоДарую» организован и ведётся проект «Творческое волонтёрство» с использованием нестандартных подходов для формирования наставничества и расширения участия неравнодушных людей нашего города в опыте волонтерства.

– Надо добавить, что волонтеры РАТК работают не только с детьми, но и с ветеранами города, –добавляет Нина Михайловна Гуненко, Союз ветеранов г. Риддер, – в частности с ветеранами Риддерского аграрно-технического колледжа. И эту работу надо расширять. В городской совет ветеранов сейчас входит 60 человек и это очень разные люди многие с инвалидностью.

Третья заявленная тема для обсуждения – это «Возможности для объединения родителей и опекунов людей с особыми потребностями и инвалидностью с целью оперативного решения актуальных вопросов». 

Елена Банникова руководитель ОО «Талап» по поддержке семей с ОВ:

– Мы ведём работу на системной основе уже не первый год. Работаем через проекты.  Сейчас у нас небольшой госзаказ по оздоровлению детей. Проводим различные мероприятия. Посещают нас ребята старше 18 лет, но открыты мы для всех. Оказываем поддержку семьям, которые воспитывают детей с инвалидностью, психоневрологическими расстройствами или опорно-двигательными заболеваниями. В данный момент оказываем поддержку и охватываем 28 человек.

Екатерина Викторова, мама особенного ребёнка ОО «Филиал Союза родителей особ. детей г. Риддер»:

– Когда нам в три года поставили диагноз «аутизм», мы поняли, что никому не нужны. Ни в детском саду, ни в какой-либо учебной организации, мы не знали куда обратиться за помощью, за подсказкой, а как нам вообще жить дальше? Пока я не встретила Светлану Чупину, и она мне рассказала, что есть группа в садике, про кабинет коррекции. А до этого сама не могла найти информацию. Ни в интернете, ни у врачей, у которых мы проходили обследование.

Елена Банникова: – Да, к сожалению, само общество не готово принимать таких детей, людей. Тут дело не только в реабилитации детей с инвалидностью, а в работе с обществом.

Екатерина Викторова: – Да, самое ужасное, это отсутствие информации. Только в  общественном  объединении нам пошагово объяснили  что делать, куда обратиться за помощью, как приступить к занятиям. Информация в том числе шла от самих мам особенных детей. Но она была разрозненная, ведь у каждого ребенка своя история, свой возраст и т.д. Как я сказала, моему ребёнку тогда было три года, а инвалидность дается с 4-х лет, в больницу кладут с 4-х лет на месяц, а как даже в 4 года я его одного положу в больницу?! В результате мы попали в больницу не в 4 года, а в 5 лет из-за большой очереди! И так везде либо мы сильно маленькие, либо уже взрослые и не понятно куда идти.

Елена Гречишкина: – Возникает потребность для формирования единого информационного окна, куда родители особенных детей могут обратиться и получить консультацию, как по правовым вопросам, так по вопросам выстраивания самых простых маленьких шагов для получения какого-либо результата. Будь то оформление инвалидности или запись на медицинскую реабилитацию или консультирование по вопросам доступа к курсу коррекционно-развивающих занятий, или посещение узких специалистов.

Итогом диалоговой площадки «От равных прав к равным возможностям» стало составление рекомендаций для дальнейшей совместной работы всех заинтересованных сторон. Ниже приведены некоторые из них.

Первое. В рамках концепции слышащего государства усиливать взаимодействие неправительственных организаций и государственных структур в вопросах оказания комплексной системной помощи лицам с ООП и с инвалидностью.

Второе. Рассмотреть возможность формирования «единого окна» в городе Риддер для консультирования родителей детей с ООП и оказания помощи в психолого-педагогическом сопровождении. А также для информирования родителей по правовым вопросам и о наличии возможности получать образовательные услуги данной категории в государственных учреждениях, НПО и частных образовательных центрах города.

Третье. Неправительственным организациям и молодым инициативным людям объединяться для развития городского волонтёрского движения, обмениваться опытом, обучаться работе с разными категориями населения, в том числе с детьми с особыми образовательными потребностями, детьми находящимися в трудной жизненной ситуации и людьми «серебряного возраста» как с инвалидностью так и без.

Подготовила Наталья Боровая

Ваш комментарий