Материал подготовила Наталья БОРОВАЯ
Позволят ли снизить риски захвата оружия и повысят ли безопасность граждан нашей страны планируемые изменения в Законе РК «О государственном контроле за оборотом отдельных видов оружия», в частности дополнительный подпункт в статье первой, где говорится о том, что специализированный магазин по торговле гражданским и служебным оружием и патронами к нему, должен быть «отдельно стоящим зданием»? Нет, уверены члены ассоциации «Корамсак».
Отдельно стоящее расположение оружейного магазина, по мнению разработчиков проекта, позволит существенно снизить риски захвата оружия и использования террористическими элементами. Но возникает очень важный вопрос: где же можно устанавливать здание? В любом населённом пункте мимо и вокруг любого магазина всегда ходят и будут ходить люди. Если учитывать возможности магазинов в условиях экономического спада, то строить по силам будет только за пределами населённых пунктов, что автоматически превращает оружейный магазин в крайне уязвимый объект для нападения.
…По данным Министерства внутренних дел, в Казахстане имеются 103 работающих магазина по торговле гражданским и служебным оружием и патронами к нему, 42 из которых уже находятся в отдельно стоящих зданиях. Ассоциация «Корамсак» провела собственный анализ, согласно которому магазинов, находящихся в отдельно стоящих зданиях, менее 20. То есть при тщательном «рассмотрении» под угрозой передислокации могут оказаться 90 процентов всех охотничьих магазинов. Для подавляющего большинства оружейных магазинов «переход» в отдельно стоящие здания означает значительные, в ряде случаев невыполнимые затраты, что повлечёт за собой прекращение деятельности и уход с рынка. В случае такого запрета торговли оружием, кроме как в отдельных зданиях, государство понесёт большие издержки в виде непоступления налогов и других отчислений по причине ухода из отрасли, либо приостановки деятельности на период передислокации подавляющей части оружейных компаний. Также посещение покупателями этих магазинов существенно осложнится по причине их переезда из центральной части населённых пунктов и увеличит время реагирования правоохранительных органов на нападение.
– Мой бизнес крепко стоит на ногах, – говорит один из крупнейших владельцев сети охотничьих магазинов в стране. – Я могу позволить себе, некоторое время терпя убытки, сменить дислокацию магазинов, но, если честно, не вижу в этом смысла. Ведь это ничего не даст. Думать надо о другом! О технической оснащённости магазинов, о подготовке сотрудников магазина к действиям в экстремальной ситуации, о лучшей организации взаимодействия с правоохранительными органами. Так, к примеру, тревожная кнопка должна быть незаметной, никто не будет ничего нажимать открыто, ведь его убьют. Нужно придумать нечто незаметное. Я в своих магазинах задолго до событий в Актобе проводил своеобразные учения, по незаметному нажатию тревожной кнопки. Более того, кнопка обязательно должна находиться ещё и в кабинете главного бухгалтера и директора, которые, в свою очередь, должны видеть с экрана монитора съёмки видеокамер и в случае необходимости отреагировать. Ведь нам самое главное – оповестить уполномоченные органы. Так же как это делают банки, ювелирные магазины, на которые, не секрет, тоже нападают… Нашим сотрудникам незачем хвататься за оружие. Их задача – вызвать специализированную охрану. А самим в это время остаться невредимыми. Для этого в каждом магазине должна быть продумана система защиты.
…12 ноября 2011 года было совершено нападение на оружейный магазин «Маке и Ко», расположенный в г. Таразе на первом этаже жилого дома, в результате которого преступник захватил две единицы нарезного оружия (карабины «Сайга» и CZ). При этом нет никакой связи между расположением магазина и пострадавшими, так как среди жителей дома, в котором расположен магазин, пострадавших нет.
5 июня 2016 года неизвестными лицами в количестве 25 человек было совершено нападение на оружейный магазин «Паллада», расположенный в г. Актобе на первом этаже жилого дома, и в тот же день неизвестными лицами в количестве 6 человек было совершено нападение на оружейный магазин «Пантера», также расположенный на первом этаже жилого дома. Пострадал житель дома, в котором находится магазин «Паллада», из-за того, что преступникам понадобился автомобиль пострадавшего. Таким пострадавшим мог быть любой автовладелец, находящийся рядом. При этом сотрудником «Паллады» тревожная кнопка была нажата быстро, и тревожная группа «Кузета» приехала быстро. Но жертвы всё равно были, так как и охранников приехало мало, оружие у них было не самое эффективное из того, что могло быть, и, главное, правоохранительные органы узнали о нападении поздно. Но самое основное – перечисленные случаи не являлись автоматической причиной теракта из-за нахождения в жилом доме. А если магазин будет отдельно стоящий и на окраине? Пока туда будет ехать охрана – от магазина камня на камне не останется.
Поэтому альтернативой предлагаемых изменений в Законе ассоциация «Корамсак» видит сохранение существующего расположения магазинов при введении одновременно дополнительной меры в виде приведения всего находящегося в магазине охотничьего оружия в состояние, исключающее производство выстрела в течение времени, необходимого для реагирования охранных структур и правоохранительных органов, улучшения взаимодействия оружейных компаний и оперативных служб, а также введения дополнительных требований к технической защищённости магазинов и подготовки персонала магазинов по действиям в критической ситуации. При реализации данных мер угроза жизни и здоровью граждан будет сведена к минимуму. В самом деле, если оружие на прилавке будет представлять из себя, грубо говоря, нестреляющую «железную палку», то какая разница, в каком доме будет оружейный магазин. Преступник всё равно не сможет воспользоваться захваченным оружием, а это главное. При этом магазины не пойдут «по миру» в поисках отдельных зданий и отрасль будет сохранена.
…И последнее. Предлагается подпункт 1) пункта 1 статьи 15 Закона изложить в следующей редакции: «1) охотничьего огнестрельного оружия: с нарезным стволом – двух единиц; гладкоствольного – двух единиц».
Сегодня охотник по закону может иметь до пяти единиц гладкоствольного и пяти единиц охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом. Предполагается, что сокращение существенно повлияет на снижение фактов браконьерства. Существующее регулирование обеспечивает нужное количество оружия для «правильной» охоты, когда соответствующему виду дичи должен соответствовать нужный калибр оружия. Наличие всего двух единиц гладкоствольного и двух нарезного оружия понятию «правильной» охоты однозначно не отвечает, и этот факт был признан Парламентом нашей страны, вернувшим после трёхлетнего перерыва норму 5 + 5 единиц.
Министерством сельского хозяйства не приведены убедительные данные о том, что увеличение у граждан количества охотничьего оружия более четырёх единиц автоматически приводит к увеличению случаев браконьерства именно гражданами, имеющими более четырёх единиц охотничьего оружия. Как показывает анализ, проведённый ассоциацией «Корамсак», большинство случаев браконьерства как раз происходят по вине лиц, у которых не более одной единицы оружия, нередко незарегистрированного. Ещё одним аргументом может служить санкция в виде конфискации охотничьего оружия, предусмотренная нормативными актами, устанавливающими ответственность за браконьерство. Охотник с 5-, 6-, 7-ю и более единицами оружия в этом случае понесёт гораздо больший материальный ущерб, чем браконьер с одним ружьём. Также следует отметить, что, по данным МВД РК, соотношение охотников и находящегося в их пользовании охотничьего оружия составляет 1:1,4, и это соотношение не менялось в период действия ограничения количества единиц оружия 2 + 2 с 2010 по 2014 год. Не изменилось оно и после возврата нормы 5 + 5. Таким образом, нет оснований опасаться за «сверхвооружённость» населения, как нет оснований надеяться на то, что введение нормы 2 + 2 повысит общественную безопасность. Как показывает мировая практика, охотничье оружие, находящееся во владении охотников, практически не участвует в умышленных криминальных событиях. Вместе с тем, законопослушные охотники будут лишены возможности иметь нужное оружие для «правильной» охоты, когда соответствующему виду дичи должен соответствовать нужный калибр оружия. Кроме этого важен вопрос по тем владельцам, у которых уже больше четырёх единиц оружия. Если они лишаются права на «лишние» стволы, то в соответствии со ст. 266. Гражданского кодекса РК «В случае принятия Республикой Казахстан законодательных актов, прекращающих право собственности, убытки, причинённые собственнику в результате принятия этих актов, возмещаются собственнику в полном объёме Республикой Казахстан». Это существенные, если не сказать огромные расходы бюджета. Если же оставить «лишнее» оружие тем владельцам, у которых оно уже есть, то возникает социальное неравенство, когда одним можно четыре единицы оружия, а другим – больше.
Ассоциация «Корамсак» считает, что предлагаемые изменения не будут иметь ожидаемого эффекта в плане повышения общественной безопасности, но однозначно приведут к краху оружейной отрасли и сопутствующих отраслей, сокращению поступлений в бюджет, росту безработицы, поэтому требуют более серьёзного глубинного подхода к решению данного вопроса.