Отходы, которые не стали доходами

Светлана НИКОЛАЕВА
Переработка мусора медленно, но неотвратимо становится основным трендом развитых экономик. Как бы ни были несовершенны методы утилизации промышленного и бытового утиля многие государства пытаются превратить отходы в доходы, поскольку содержание свалок и затраты на увеличение производственных мощностей обходятся много дороже, чем организация технологии их переработки.

КАЗАХСТАН

Как свидетельствует Министерство экологии, в республике утилизируется 3–5 процентов от общего количества отходов. В хозяйствовании повсеместно распространена самая простая экологически и экономически невыгодная схема: сбор – вывоз – захоронение. Поэтому каждый казахстанский населённый пункт сопровождает спутник-свалка, отравляя продуктами гниения и брожения грунтовые воды и атмосферный воздух в округе. Здесь же ввиду отсутствия системы раздельного мусоросбора отравляют почву свинцом и электролитом отслужившие аккумуляторы, испускают ядовитые миазмы ртутно-содержащие отходы.
Но это всё мелочи по сравнению с мощным шквалом промышленных отходов. Как свидетельствуют отчёты экологов: «при ежегодном поступлении около 1 млрд. тонн 95 процентов от общего объёма добываемой руды попадают в отходы, зачастую чрезвычайно токсичные и размещённые в неприспособленных для хранения местах.
Отходы производства цветной, чёрной металлургии и золотодобывающей отрасли составляют десятки миллиардов тонн и занимают сотни квадратных километров.
Площади, занимаемые накопителями отходов цветной металлургии, составляют более 15 тыс. гектаров, из них отвалы горных пород занимают 8 тыс. гектаров, хвосты обогатительных фабрик – около 6 тыс. гектаров и отвалы металлургических заводов – более 500 гектаров. Постоянно возрастающие объёмы складируемых отходов формируют новые техногенные ландшафты, отрицательно воздействуя на окружающую среду, загрязняя атмосферу, почвы, поверхностные и подземные воды токсичными компонентами (ртуть, мышьяк, сурьма и др.). С ростом высоты отвалов и терриконов пород они становятся всё более интенсивными источниками пылеобразования».
По данным отраслевой программы «Жасыл Даму» к январю 2010 года на территории республики было размещено более 43 млрд. тонн промышленных отходов, из них 587,8 млн. тонн – токсичные.
Дополняют экологическую картину страны переговоры Казахстана с МАГАТЭ по поводу размещения на территории Ульбинского металлургического завода Международного банка ядерного топлива. И хотя на складах предполагается хранить низкообогащённый уран, специалисты Международного агентства по атомной энергии (IAEA) предупреждают: «Аварии при транспортировке, при которых может возникнуть пожар, рассматриваются как потенциально приводящие к серьёзным последствиям. Такие аварии могут привести к выбросу большого количества гексафторида урана – за сравнительно короткий период времени. Крупный выброс может стать причиной опасных концентраций урана и плавиковой кислоты, и также может привести к загрязнению территории в несколько квадратных километров».


Казахстанские просторы в девять раз просторнее итальянских. А перспективы однозначно радужнее: начиная с 2006 года, уполномоченные ведомства будоражат казахстанцев сообщениями, что в том или ином регионе вот-вот включится в работу мусороперерабатывающий завод мощностью во много десятков тонн. В 2007 году появился один такой в Алматинской области – блеснул копеечным эффектом и тихо обанкротился. Впоследствии предприятие вместе с оборудованием перешло в собственность «Казкомерцбанка», а эстафету переработки ТБО приняли частные компании – 23 небольших предприятия в одном регионе. Конкурентов они не боятся – слишком уж много мусора накопилось. Сегодня объём твёрдых бытовых отходов в Алматы составляет около 1400 тонн в сутки.
Имеются в городе и пункты приёма вторсырья: 35 точек, не считая благотворительного склада, куда можно отвезти ненужные исправные вещи. Только вот условия сотрудничества этих ППВ с горожанами малопривлекательны: во-первых, необходимо самостоятельно доставить в пункт приёма утиль; а во-вторых, нередко этот жест доброй воли стоит денег. Так, например, чтобы сдать десяток энергосберегающих лампочек, требуется заплатить 720 тенге. Много ли желающих найдётся потратить полдня (ППВ нередко располагаются на окраинах города) и наличность, чтобы сдать утиль именно в пункт приёма?
Несколько лучше «мусорная» ситуация сложилась в Астане здесь мусороперерабатывающий завод (мощностью переработки 250–300 тыс. тонн в год) работает уже десять месяцев, а в городе установлены контейнеры для раздельного сбора мусора. Правда, горожане пока пользуются ими по старинке – укомплектовывая отходы по принципу «всё в одном» пакете.
По мнению сотрудницы Института экономики КН МОН РК Анели Усеновой, проблема ежегодного образования большого количества отходов связана со значительной ресурсо- и материалоёмкостью казахстанских производств, использующих технологии, не позволяющие эффективно перерабатывать исходное сырьё: «Нужно заново создавать систему вторресурсов, работающую по примеру европейских централизованно-управляемых национальных систем сбора и переработки отходов, чтобы она могла работать за счёт системы экологических платежей и общих мер экономического стимулирования. Мы могли бы последовать примеру развитых стран и ввести налог на утилизацию продукта для производителей товаров длительного пользования. Этот налог поступает не в бюджет, а в специальный фонд, который дотирует переработчиков различных видов ТБО (пластмассы, упаковки, стекла и прочее). Такое нововведение значительно увеличило бы количество перерабатываемого мусора».
В свою очередь, министр охраны окружающей среды и водных ресурсов Нурлан Каппаров, представляя новый проект программы по модернизации системы управления твёрдыми бытовыми отходами, пообещал, что к 2020 году доля выработки «зелёной» энергии путём сжигания ТБО достигнет 5 процентов, а к 2050-му и все 30.
Ответственный сотрудник министерства, отвечая на наши вопросы, сообщил, что «для решения данной проблемы с 2012 года правительством ведётся работа по обоснованию инвестиций модернизации сектора ТБО по 15 крупным городам республики (Актобе, Атырау, Караганда + (Абай, Сарань, Темиртау, Шахтинск), Кокшетау + (пос. Бурабай, Щучинск), Костанай, Павлодар, Талдыкорган, Тараз, Усть-Каменогорск).
Уже начата реализация проектов строительства мусороперерабатывающих комбинатов в городах Атырау и Караганда, получены заключения государственной экспертизы на технико-экономическое обоснование в Костанае и Павлодаре. На финансирование строительства новых и рекультивацию старых полигонов, обновление парка машин и контейнеров планируются бюджетные расходы в размере 52,5 млрд. тенге.

Полный текст читайте на страницах нашего журнала.
Купить полную бумажную (либо pdf) версию

Метки: ,

Ваш комментарий