Подготовила Наталья БОРОВАЯ
Без того нищее охотничье хозяйство Казахстана лишается доходов от интурохоты – своего последнего источника существования. Причина тому внесение изменений и дополнений в законодательные акты по вопросам налогообложения. С 1 января 2014 года согласно статье 502, пункт 1-1 «порядок исчисления и уплаты»: «Для иностранцев при проведении охоты в Республике Казахстан сумма платы исчисляется, исходя из установленных ставок и количества животных, умноженных на коэффициент 10».
Как у нас часто бывает, поправки к закону принимаются без участия в обсуждении специализированных организаций и тем более общественности.
И охотпользователи (а их 605 субъектов!) и Республиканская ассоциация общественных объединений охотников и субъектов охотничьего хозяйства «Кансонар» были застигнуты таким поворотом событий врасплох. А точнее, поставлены перед фактом. Комитет лесного и охотничьего хозяйства МООС и ВР РК на официальный запрос редакции от 5 марта 2014 года: «Принимал ли комитет участие в разработке этих изменений? И если нет, то можно ли надеяться охотпользователям на поддержку комитета в вопросе возвращения прежних ставок платежей?» – до сих пор не дал ответа.
Жаль, что уполномоченный орган остаётся в стороне от таких исторически важных моментов в развитии охотничьего хозяйства страны.
Однако ни охотпользователи, ни «Кансонар» не намерены мириться со сложившейся ситуацией и просто это «проглотить». Инициативная группа субьектов охотхозяйственной деятельности: охотоведы, юристы, зоологи, делегированная субьектами охотхозяйственной деятельности Алматинской области, откликнувшись на предложение ассоциации «Кансонар» ясно сформулировать своё видение проблем, стоящих перед отечественным охотничьим хозяйством, подготовила обращение к народным депутатам Мажилиса Парламента Республики Казахстан. Копии разосланы в Канцелярию Администации Президента, Канцелярию Администации Премьер-Министра, министру охраны окружающей среды, председателю Комитета лесного и охотничьего хозяйства и ряд иных организаций.
В брошюре «Болевые точки охотничьего хозяйства» затронуты многие вопросы, мы же сделаем выдержку только по некоторым из них. Всю брошюру вы можете прочитать на сайте нашего журнала.
Уважаемые депутаты! Охотпользователи Республики Казахстан призывают вас обратить внимание на проблемы, стоящие перед охотничьим хозяйством страны. Так как охотничье хозяйство – это не просто бизнес, это ещё и система управления ресурсами диких животных страны, за сохранность которых наше поколение ответственно перед потомками.
Подписанный Президентом Казахстана закон «Об охране и воспроизводстве животного мира» делает акцент на развитие интенсивного охотничьего хозяйства путём дичеразведения животных, в том числе и редких, в полувольных условиях содержания. Во многих странах некогда редкие животные сейчас разводятся в специальных питомниках тысячами и благодаря этому давно уже перестали быть редкими. Однако нормативная база, регулирующая этот опробованный во всём мире способ интенсивного воспроизводства биоресурсов применительно к нашим условиям, не разработана! Следовательно, нет самого механизма реализации закона.
Нормативная база должна служить интересам сохранения животного мира
Питомники не могут быть построены на основе охотугодий, не имеющих статуса основного землепользования, также не вполне соответствует целям ранчеводства категория сельхозугодий. Специфика разведения мясных и охотничьих животных имеет существенные различия. Охотник не будет платить деньги за добытое в хлеву животное! Для организации охотничьих парков требуются довольно большие территории со статусом основного землепользования. В нашей республике достаточно отдалённых, труднодоступных и малоценных в сельскохозяйственном плане территорий, особенно в горных районах, которые идеально подошли бы для этой цели. Но отсутствие в Земельном кодексе категории земель охотхозяйственного назначения делает идею ранчеводства неосуществимой!
Губительная для животного мира налоговая политика
Законом Республики Казахстан № 152-V от 5 декабря 2013 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения» приняты дополнения к Налоговому кодексу, в частности к статье 502 «порядок исчисления и уплаты».
Суть нововведения следующая: «для иностранцев при проведении охоты в Республике Казахстан сумма платы исчисляется, исходя из установленных ставок и количества животных, умноженных на коэффициент 10». При данном подходе наши национальные охотпользователи оказались неконкурентоспособными с аналогичными из соседних стран – РФ, Кыргызстана, Монголии, где ставка платежей останется в несколько раз ниже.
Охотничье хозяйство, лишившись единственного реального источника финансирования, сократит расходы на содержание хозяйств, охрану и биотехнию, как следствие – пострадает животный мир.
Подводя итоги
Кратко резюмируя вышеизложенное, охотпользователи считают, что для дальнейшего развития казахстанского охотничьего хозяйства необходимо:
1. Ввести категорию земель охотхозяйственного назначения.
2. Участки земель охотхозяйственного назначения предоставлять в долгосрочную аренду (на 99 лет) под нужды строительства вольеров, питомников и в иных воспроизводственных целях на льготных условиях.
3. Не взимать плату за нелетальное пользование объектами животного мира (в том числе и редкими), в целях воспроизводства (ранчеводства).
4. Штрафы и суммы возмещения ущерба животному миру от браконьерства целевым образом использовать на охрану и воспроизводство животного мира, то есть изымать с нарушителя в пользу организации, практически осуществляющей охрану на данных угодьях. Исполнители (инспектора) должны получить премию в размере 40 процентов от суммы штрафа.
5. Отменить 10-кратный коэффициент для иностранцев при определении ставок платы за пользование животным миром.
6. Охоту на редких животных запрещать или разрешать дифференцированно на основании биологических обоснований, сделанных на каждой территории отдельно.
7. Предусмотреть субсидии и недорогие кредитные линии для охотпользователей, реально вкладывающих в охотничье хозяйство.
Своё мнение высказала и Республиканская ассоциация общественных объединений охотников и субъектов охотничьего хозяйства «Кансонар» в лице генерального директора Александра Бербера:
– При поддержке со стороны государства охотничья отрасль может внести значительный вклад в национальную экономику Казахстана и в сохранение и воспроизводство редких животных, посредством развития экологического и охотничьего туризма. Одним из самых рентабельных направлений охотничьего хозяйства во всём мире является развитие иностранного охотничьего туризма.
Наши зарубежные коллеги убеждены, что сохранение природных ресурсов путём полного запрещения их потребления в конечном итоге приносит больше вреда охраняемым объектам, чем разумное ограниченное их использование, а ресурсовосстановительная функция высокоорганизованных охотничьих хозяйств значительно выше таковой заповедников.
Во всех государствах, развивающих охотничий туризм, получило развитие и дичеразведение, в том числе и редких животных. Объектом привлечения туристов могут являться животные, разведённые как в вольных условиях, так и в вольерах. Чехия, Словакия, Венгрия, Болгария, Сербия и Польша издавна были ориентированы на развитие трофейного охотничьего хозяйства и приём иностранных охотников как средство существенного увеличения экономической эффективности охотничьего хозяйства и получения валютных средств.
В них созданы благоприятные условия для приёма иностранных охотников, создана хорошая инфраструктура туризма, высок сервис. Усилия работников охотничьего хозяйства направлены на выращивание трофейных животных, для чего применяются соответствующие технологии интенсивного дичеразведения, практикуется минеральная подкормка, микроэлементы для обеспечения сбалансированного питания.
В соседних странах (Кыргызстан, Таджикистан, Монголия, Россия, Узбекистан, Туркмения) наибольшее количество иностранных охотников выбирают охоты на крупные виды дичи и горные охоты (копытные животные и крупные хищники), среди птиц популярны кеклики, куропатки, глухари, тетерева и гуси.
В настоящее время, развивая трофейную охоту, дающую максимальный доход, охотничьи хозяйства способны наладить действенную охрану, стимулировать воспроизводство диких животных и создать современный сервис.
Однако в Казахстане это направление охотничьего хозяйства не только не развивается, но продолжает деградировать. В прошлом году охотничьи туры для иностранцев организовывали лишь 12 субъектов охотничьего хозяйства, на горного козла, марала, косулю, гуся и утку. Ранее охоты проводились на архара, джейрана, сайгака, тетерева, куропатку, кеклика, глухаря, волка, попутно добывались кабан, рысь, корсак, сурок и другие виды. Причин этому много, начиная с таможенного и ветеринарного контроля, проблем с получением разрешения на ввоз и вывоз оружия, разрешений на добычу животных и СИТЭС, а также нестабильностью во всём охотничьем хозяйстве Казахстана, особенно в законодательной и нормативной базе.
Так, с изменениями, внесёнными законом в статью 502 Налогового кодекса заниматься приёмом иностранных охотников-туристов становится невыгодным. Десятикратное повышение платежей за изъятие трофея иностранным охотником-туристом не позволит казахстанским туроператорам конкурировать с коллегами из соседних государств. Так, за изъятие косули иностранец в России государству платит менее 13 долларов США, а в Казахстане более 400 долларов США, в Кыргызстане также платежи для иностранцев в три-четыре раза дешевле.
Там более внимательно относятся к охотничьему хозяйству. Государство приняло прогрессивные законы, согласно которым 30 процентов от платы за ресурсы возвращается охотпользователям на проведение биотехнических мероприятий, 20 процентов перечисляется в местный бюджет и 30 в департамент главохоты. В республике существует институт общественных инспекторов, которые так же, как егеря охотхозяйств, получают вознаграждение в размере 30 процентов от суммы штрафов и исков.
Международные цены на трофейную охоту диктуются рынком, а не налоговым кодексом, поэтому повышение платы и налогов вызовет только перераспределение потока охотничьих туристов в сторону соседних стран, где трофеи в несколько раз дешевле.
Это потеря не только для охотничьего хозяйства. Для обслуживания туристов-охотников привлекаются гостиницы, транспорт, рестораны, переводчики, таксидермисты и т. д. Следует отметить, что охотничий туризм помогает решать многие вопросы: экономические – доход государству; культурно-просветительские: каждый охотник – частица культуры государства, из которого он прибыл; сохранение животного мира в результате постоянного нахождения работников охотничьего хозяйства в угодьях и поступление денежных средств на финансирование этих мероприятий.
Для устранения вышеуказанного необоснованного повышения стоимости платежа считаем необходимым п. 1-1. Статья 502. исключить.