Рандоннёры Казахстана

Альбина ТИН 
7 ноября 2015 года в Алматы состоялся первый официальный международный веломарафон под эгидой французского клуба Audax Club Parisien (Парижский клуб отважных). В Астане годом ранее, а теперь и в Алматы, появилось новое понятие для Казахстана – «рандоннёр» – (фр. randonneur от randonnée – долгая прогулка) – велосипедист, принимающий участие в специальных заездах, известных как бреветы (квалификационные шоссейные заезды на длинную дистанцию).

Несколько месяцев назад в новостях на сайте журнала «Ветер странствий» узнала о том, что казахстанцы приняли участие в наиболее массовой и престижной велогонке «Париж – Брест – Париж», протяжённостью 1200 км. Какое невероятное число! Я подумала: «Это потрясающие и отважные люди!» Хоть я и регулярно тренирую выносливость и силу (занимаюсь горным туризмом в секции «Аспан-Тау»), а в школьные годы занималась велоспортом (в 2003 году получила звание «Мастер спорта»), но даже представить не могла, что когда-нибудь приму участие в бревете и серьёзно задумаюсь об участии во всемирно известной велогонке.
А началось всё с того, что одним октябрьским вечером наш друг-альпинист из секции «Буревестник» Михаил рассказал нам о предстоящем мероприятии. После насыщенного лета, проведённого в путешествиях по горам и просторам Казахстана и Киргизии, воспоминания, о которых затаились в самых отдалённых уголках моего сердца до следующего летнего сезона, вспыхнули, и я не смогла их удержать. Мы с моим товарищем по секции Денисом начали с интересом узнавать о данном мероприятии, но пока всё было не ясно. Позже, связавшись с организаторами, мы узнали, что веломарафон состоится через месяц, уже так скоро! Ненадолго я засомневалась. Около 10 лет я вообще не садилась на велосипед, да и собственного «железного коня» у меня не было, а Денис никогда не проезжал более 70 км за два дня, что даже не было половиной предстоящего пути.
Мы говорили о марафоне, продумывали систему тренировок, но время летело неумолимо, дни проходили в работе, а мы ещё не съездили ни на одну тренировку. Осталась всего неделя! И несмотря на неутешительные погодные условия, за половину субботнего дня нам удалось проехать 100 км. Мы сумели насладиться процессом и приняли решение – участвовать!

«Для тех, кто только что вышел за дверь, самая трудная часть осталась позади» – голландская пословица

Вот и настал особенный день в жизни велолюбителей города Алматы – официальный веломарафон! Утро было достаточно тёплое, настроение – замечательное. Впереди нас ожидало путешествие длиной в 200 км. Участников, заявившихся и прибывших на старт, было  21. Все позитивно настроенные, интересные, в красивой яркой одежде и с разнообразными велосипедами (горные, шоссейные и, как новенький, «Турист» 74-го года, собственной сборки, у Александра Ковшерева). Старт начался в 6 утра и продолжился 20 минут, это было самое спокойное и неторопливое начало гонки в моей жизни. И неудивительно, ведь нужно рассчитать силы на 200 км пути. В самом начале, с первым движением педали, я почувствовала ощущение наполненности, манящее и странное чувство радости происходящего, пустые улицы, сказочные огни города, хоть и было темно, но мир я видела в ярких красках! Переполняло чувство счастья! Вокруг столько красоты, очарования и приключений! Это удивительный мир! Первые 150 км ехать было достаточно легко, держали хороший темп, наслаждались красивыми пейзажами и самим процессом. Первые 100 км благодаря проведённой неделю назад тренировке дались отлично.

«Дорога учит терпению» – Бенджамин Дизраэли, английский государственный деятель, писатель, премьер-министр Великобритании, 1868, с 1874 по 1880 гг.

Впереди затяжной подъём… Более 150 км пути… Сильная мышечная боль от непривычного положения и длительной езды, сказывается наша неподготовленность и всего одна тренировка перед серьёзным заездом. Долго идёт внутренний диалог: «Я могу, я буду пытаться! Я сильная!» Оставалось только ехать из последних сил и терпеть. Мир будто остановился, и только монотонные движения ног Дениса и его поддержка придавали сил. Мы вдвоём понимали, что остановка решит исход гонки не в нашу пользу. И мы ехали и терпели, и чувствовали упоительное ощущение – испытывать себя на пределе возможностей! Последним испытанием был проливной дождь, который настиг нас за 40 км до финиша. Мокрые до ниточки, но самые счастливые в этот прекрасный день, мы проехали всю дистанцию и уложились в лимит времени. Нас 16 человек, и мы – рандоннёры!

«Радоваться! Радоваться! Дело жизни, назначение её – Радость. Радуйся на Небо, на Солнце, на звёзды, на траву, на деревья, на животных, на людей. И блюди за тем, чтобы Радость эта ничем не нарушалась. Нарушается эта Радость, значит, ты ошибся где-нибудь, ищи эту ошибку и исправляй. Всё в тебе и всё сейчас» – Лев Толстой, классик русской литературы, один из величайших писателей мира

Александр Ковшерев проконсультировал нашу команду по некоторым вопросам. Как распределить силы во время веломарафона?
– Нужно забыть о быстрой езде, особенно в первой половине пути. Оценить рельеф местности, изучить карту и проверить направление ветра. Обязательно продумайте схему привалов, например, после каждых 50–60 км.

Можно ли ездить веломарафоны без подготовки? И какова должна быть система тренировок?
– Человек обязательно должен быть физически подготовлен к нагрузкам на выносливость. Не пытайтесь ездить веломарафоны без подготовки и хорошего предварительного наката. К примеру, для бревета в 200 км здоровому молодому человеку желательно иметь два месяца тренировочной практики. Два-три выезда в неделю на 10–30 км и один выезд в две недели на 50–100 км.

Каким должно быть питание в пути?
– Очень важна в марафонах возможность подкрепляться во время движения. Обычно продукты можно купить на привалах, но если вы не хотите зависеть от наличия магазинов на незнакомом маршруте, возьмите бутерброды, бананы, орехи, сладкую выпечку, энергетические шоколадные батончики. Не забывайте подкармливать свой организм при малейшем ощущении голода, да и в питье ограничивать себя не стоит. Через каждые 60–100 км, даже если вы не поедете в гоночном темпе, можно позволить себе нормальный обед.

Что необходимо иметь с собой участнику веломарафона?
– Как в профессиональном, так и в любительском веломарафоне велосипедисту необходимо взять с собой велоаптечку (вата, бинт, пла¬стырь, обезболивающее, зелёнка, перекись водорода, личные медика¬менты); ремонтный набор; очки солнцезащитные; деньги; подробную карту местности (если маршрут незнаком); дополнительную одежду (на случай ночной езды или дождя); по желанию фотоаппарат.
…Организаторами и главными идейными вдохновителями данного движения в Казахстане являются Асет Кусаинов (г. Астана) и Александр Ковшерев (г. Алматы) и ещё несколько велосипедистов из нашей стра¬ны, впервые в истории принявших участие в самом престижном и старинном веломарафоне «Париж – Брест – Париж» 16 августа 2015 года.
Александр Ковшерев рассказал, что теперь и в Казахстане проводят официальные бреветы, рандоннёры из любой точки мира, желающие пройти квалификацию для участия в гонке «Париж – Брест – Париж» или просто проехать красивый и интересный маршрут, могут приехать и путешествовать в нашей стране. Веломарафон проводится один раз в четыре года, то есть следующая гонка будет в 2019 году. Отлично! Как выразился Александр: «У нас есть время подготовиться и показать отличный результат!»

Нитка маршрута. Старт на пересечении пр. Аль-Фараби и р. Весновка. Далее пр. Аль-Фараби – ул. Саина – пос. Жандосово – разворот в пос. Каргалы (Фабричный) – пр. Аль-Фараби – ул. Саина – Восточная объездная Алматинская дорога – Кульджинский тракт – Большой Алматинский канал – г. Иссык – г. Талгар – Восточная объездная Алматинская дорога – Финиш! – пр. Аль-Фараби – р. Весновка. Протяжённость: 205,8 км, суммарный набор высоты: 2044 м.

Фото Армана САМАТОВА, Алексея ФЕДОРЕНКО

Ваш комментарий