Реформа охотничьего хозяйства РК продолжается

Максим ЛЕВИТИН и Наталья БОРОВАЯ
6 марта 2015 года в Министерстве сельского хозяйства состоялось расширенное совещание по обсуждению взаимодействия Комитета лесного хозяйства и животного мира с Республиканской ассоциацией общественных объединений охотников и субъектов охотничьего хозяйства «Краснонар» с участием вице-министра МСХ РК Ерлана Нысанбаева и председателя данной ассоциации Оралбая Абдыкаримова.

С основным докладом выступил генеральный директор ассоциации «Кансонар» Александр Бербер. Он сообщил участникам о совещании, состоявшемся 25 февраля 2015 года в Астане, в первой половине которого были подведены итоги работы ассоциации в 2014 году, а во второй половине состоялось общее собрание её членов.
– Учитывая, что 2014-й – это первый полноценный год работы ассоциации, сделано немало, – говорит Александр Петрович Бербер. – Мы не сидели сложа руки. Проведено обучение граждан по программе охотминимума, по выдаче и замене удостоверений охотника и регистрации охотников. Расценки на все услуги у нас прозрачные, вы можете посмотреть их на сайте ассоциации по ссылке: http://kansonar.kz/ru/page/chto-takoe-ohotminimum-0
Также мы активно работали и работаем с охотпользователями РАООО и СОХ «Кансонар», отстаиваем их интересы при закреплении охотничьих хозяйств и распределении квот на добычу охотничьих животных. В этом году разрешения на добычу охотничьих животных будут выдавать областные управления природоохранных мероприятий акима области. На них также возложены функции по проведению конкурса по закреплению охотничьих угодий, заключение и расторжение договоров на ведение охотничьего хозяйства. В соответствии с Законом РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам разграничения полномочий между уровнями государственного управления», который вступил в силу 29 октября 2014 года, на нашу ассоциацию возложены функции по рассмотрению заявок и распределению квот на добычу охотничьих животных. Однако реализация вышеуказанного закона невозможна без внесения изменений в нормативные акты. Это происходит в настоящее время и по графику должно быть завершено в первом полугодии. Мы уверены, что по завершении этой работы взаимодействие всех структур постепенно наладится.
Наша ассоциация по мере необходимости участвует в разрешении конфликтных ситуаций, возникающих в отношениях с местной властью, землепользователями и представителями уполномоченного органа. Любой член нашей ассоциации может обратиться либо в областной филиал ассоциации, либо в головной офис в Астану. На сайте также есть стандартная форма отправки нам различных вопросов: http://kansonar.kz/ru/recall
Председатель ОЮЛ «Казохотрыболовсоюз» Николай Проскурин отметил положительные моменты совместной деятельности, а также упомянул о нерешённых вопросах.
– В 19 нормативно-правовых актов (НПА) нами даны предложения по внесению дополнений и изменений. Но некоторых моментов мы пока вообще не коснулись! Один из них – 10-кратное увеличение налогов для иностранных охотников. Раньше плата от иностранных охотничьих туристов хоть как-то позволяла некоторым хозяйствам удержаться на плаву. Но 10-кратное увеличение налогов вызвало увеличение цены до неконкурентного уровня, отчего многие иностранцы перестали ездить в Казахстан, предпочитая страны с более мягкой налоговой политикой и более дешёвой системой оформления всех разрешительных документов и экспорта трофеев. С этим надо что-то делать! Кроме того, для развития охотничьего туризма в Казахстане необходимо упростить процедуры по выдаче разрешительных документов на ввоз орудий охоты и вывоз трофея международными туристами-охотниками. Современные средства автоматизации позволяют упростить все бюрократические процедуры по примеру ЦОНов.
Завершая встречу, председатель правления РАООО и СОХ Оралбай Абдыкаримов подчеркнул, что данное совместное совещаниеявляется хорошим показателем совместной деятельности ассоциации и комитета.

…Ранее, 30 января 2015 года, в Астане в рамках реализации проекта правительства РК/ПРООН «Совершенствование системы планирования, мониторинга, сохранения и эффективного использования природных ресурсов в контексте перехода Республики Казахстан к зелёной экономике» состоялся «круглый стол» по обсуждению вопросов управления животным миром и охотничьим хозяйством РК. За круглым столом также поднимались наболевшие вопросы в сфере охотничьего хозяйства.

В работе семинара приняли участие специалисты Комитета лесного хозяйства и животного мира МСХ РК, РГП «Институт зоологии» МОН РК, Республиканской ассоциации общественных объединений охотников и субъектов охотничьего хозяйства «Кансонар», ОЮЛ «Казохотрыболовсоюз», областных обществ охотников и рыболовов, Германского общества по международному сотрудничеству (GIZ), РОО «Казахстанская ассоциация сохранения биоразнообразия», частных охотничьих хозяйств, проектов по биоразнообразию ПРООН и международные специалисты в области управления животным миром и охотничьим хозяйством.
Участники «круглого стола» заслушали информацию о современной системе управления животным миром в Казахстане, о совершенствовании законодательства РК в области сохранения и устойчивого использования животного мира, обсудили и уточнили проблемы совершенствования законодательства в области охотничьего хозяйства, особенности ведения научных исследований и мониторинга животного мира в охотничьих хозяйствах.
В результате обсуждения была принята резолюция. Ниже мы поговорим о некоторых наиболее значимых, по нашему мнению, пунктах. Итак, собравшиеся в рамках существующих программ Комитета лесного хозяйства и животного мира МСХ РК и реализуемого проекта Правительства РК/ПРООН «Совершенствование системы планирования, мониторинга, сохранения и эффективного использования природных ресурсов в контексте перехода Республики Казахстан к зелёной экономике» рекомендуют апробировать наилучшие практики устойчивого управления животным миром и охотничьим хозяйством на основании полученного международного опыта.
Значительная часть резолюции посвящена модельным охотничьим хозяйствам, на примере которых планируется опробовать наилучшие методики ведения охотничьего хозяйства. Эта идея не вызывает никаких возражений, с той только оговоркой, что ожидаемый результат эксперимента (увеличение численности и плотности населения охотничьих животных до западного уровня) можно будет оценить лет эдак через 10. Если реформы будут отложены на такой длительный срок, не получится ли что тем временем, пока модельные хозяйства будут увеличивать численность животных, а все прочие, не охваченные проектом, будут продолжать её сокращать, то животный мир республики может и не дождаться тех счастливых времён, когда наконец будут выработаны идеальные законы?
А ведь в Казахстане уже есть модельные охотничьи хозяйства. Это на самом деле прекрасные охотничьи хозяйства, и по плотности населения животных и по уровню охотоведения не уступающие лучшим западным образцам. Например, охотничье хозяйство «Карачингиль», в котором животных на единицу площади в сто раз больше, чем в соседних хозяйствах. Многие приведённые в резолюции пункты в этом хозяйстве давно уже опробованы и успешно используются десятки лет.
К примеру, следующие: «В целях дальнейшего развития государственно-частного партнёрства в охотничьем секторе внедрить меры экономического стимулирования, включая целевое использование земель для нужд охотничьих хозяйств, льготное налогообложение и т. д.» и «Признать отсутствие в земельном законодательстве земель по целевому назначению для нужд охотничьего хозяйства как сдерживающий фактор для развития дичеразведения».
Охотничьи угодья хозяйства «Карачингиль» имеют статус основного землепользования охотхозяйственного назначения, хотя такой категории земель пока ещё нет в земельном кодексе. И поразительное количество крупных копытных в этом хозяйстве объясняется тем, что там нет конфликта интересов между охотпользователями и основными землепользователями, между охотпользователями и лесхозом, между охотпользователями и районной администрацией и т. п. и т. д. Директору этого хозяйства, чтобы выделить зону покоя или посадить топинамбур на подкормку, не требуется пробивать лбом несокрушимую оборону различных структур, никак не заинтересованных в увеличении численности диких животных. В своей деятельности он руководствуется здравым смыслом, и в большинстве случаев этого оказывается достаточно, чтобы увеличить охотхозяйственную продуктивность угодий до западного уровня, а то и выше! Умеем, когда хотим!
Один из пунктов призывает к развитию трофейного дела в республике. Это очень нужное и своевременное начинание. Трофейная охота играет важную роль в экономической устойчивости современного охотничьего хозяйства. Стоимость трофейных охот на международном рынке гораздо выше стоимости мяса добытых животных. Имеется в виду именно цена трофейных охот, а не самих трофеев. Так как для охотника высокую цену имеют только лично им добытые трофеи, причём только трофеи животных, добытых в состоянии естественной свободы. Высокая монетизация трофейной охоты достигается путём превращения этого увлечения в элитный спорт. Для этого создана целая международная рейтинговая система. Роль регуляторов трофейного рынка играют крупнейшие международные общественные организации с бюджетом в миллиарды долларов. Трофеи оцениваются по единой методике, ведутся трофейные книги, на международных выставках определяются чемпионы в разных номинациях, учреждаются призы и награды, издаются специализированные журналы и выпускаются телепередачи.
Всё это привлекает в сферу трофейной охоты большие деньги. Например, 50 лет назад стоимость мархура определялась стоимостью его мяса, то есть одна особь стоила не более 50 долларов. Сейчас трофейный мархур стоит более 100 тысяч долларов. Развитие трофейной охоты увеличило стоимость этого природного ресурса в 2000 раз. В случае если по каким-то печальным причинам международная торговля трофейными охотами будет невозможна (например, запрещена зелёными организациями), реальная стоимость мархура снова опустится до 50 долларов. А вместе с ценой испарится и желание местных жителей сохранять этот ресурс.
В Казахстане тоже есть трофейные виды животных, имеющие высокий трофейный ряд. Трофейные выставки не только будут иметь рекламный эффект для привлечения иностранцев, но и способствовать развитию трофейной культуры среди отечественных охотпользователей и охотников.
Важен момент о возмещении ущерба за браконьерство. Если браконьер незаконно убил животное, он нанес ущерб охотпользователю, но штрафы и суммы ущерба он платит не охотпользователю, а в обезличенный бюджет. Сегодня «Кансонар» подготовил предложение для внесения изменений и дополнений в Закон «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира». Эти и многие другие задачи ждут решений. Мы будем держать вас в курсе!

Ваш комментарий