Road Trip. Автостопом до Арктики

Дмитрий БОЛЬШАКОВ
http://vk.com/mind23
Эта история о двух сибирских студентах, которые решили доехать автостопом до Северного Ледовитого океана.

Всё началось с посиделок с друзьями на одной из дач, в каких студенты и другая молодёжь собираются для культурного времяпровождения. Так как денег у присутствующих, особенно не водилось, то способ перемещений по свету напрашивался сам собой – попутки, перекладные, или, проще говоря, автостоп.
Этот эпизод заслуживает интереса лишь потому, что в то дивное зимнее утро и было задумано отправиться однажды куда-нибудь далеко и надолго. Название этому мероприятию присвоили незамысловатое: Road Trip, а сами мы заочно назвались Road Man, что, как нам казалось, «звучит круто».
Родом мы из Иркутска (город возле озера Байкал), и следовало бы нам для начала выбрать цель путешествия попроще, однако решили  махнуть сразу в Арктику, на берег Северного Ледовитого океана. Если точнее, то в посёлок Териберка в Мурманской области. Возможно, это единственный доступный для граждан без военных корочек пункт на берегу северных морей, куда можно добраться по автомобильным дорогам.
Пришло время отправляться в путь, и мы начали собирать вещи. Рюкзаки объёмом 80 литров после упаковки выглядели весьма солидно. В их недрах были утрамбованы двухместная палатка, тент к палатке, спальники, топор, газовая плитка с четырьмя баллончиками, фотоаппарат с запасом батареек и зарядником, котелок, письменные принадлежности (для ведения дневника), фляга с водой, пара чашек и ложек, предметы гигиены, спички, весь домашний запас одежды, телефоны, табак, дождевики, кариматы, губная гармошка, Атлас дорог России и, конечно же, гитара! Из провизии: гречка, рис, лапша китайская – ядовитая, пара банок тушёнки, буханка хлеба, чай, соль. Большая часть этих вещей в итоге оказалась лишней. Ещё одна наша оплошность состояла в том, что вещи были разделены между нами крайне неравномерно. Например, палатка – у меня, тент от неё – у Андрея. Плитка и газ – у меня, котелок и посуда – у него.
Так что ночевать нам по идее надо было вместе, иначе оба по умолчанию остаются без ужина и без надёжной крыши над головой, а между тем почти всю дорогу мы ехали раздельно (так быстрее), встречаясь только в условленных заранее городах, например на вокзале или главной площади. Деньги на трип были накоплены заранее, пачка банкнот по 20 тысяч рублей на человека, представлялась нам внушительной. Так всё и началось.
По пути нас подстерегало множество приключений, приятных и неприятных сюрпризов, но все они делали нашу жизнь настоящей. Нам предстояло пересечь 15 субъектов федерации и больше 20 крупных городов. Расскажу только о тех из них, которые произвели наибольшее впечатление.

Красноярск

В Красноярске нас ждала первая нормальная «вписка» (ночёвка) у знакомой отца по аспирантуре. Надо заметить, что о «вписках» мы позаботились плохо. Помимо красноярской у нас было ещё два железных варианта: в Екатеринбурге и в Питере.
Конечно, у каждого свои критерии удобства в дороге, и по большому  счёту к ночёвкам в палатке нам было не привыкать, но всё же всегда лучше заранее позаботиться о «вписках», по крайней мере, в крупных городах. Для этого существует множество специализированных сайтов о «хаучсёрфинге» (одна из крупнейших гостевых сетей) особенно популярном для путешествий за рубежом, и автостопных «вписках», а также адреса хостелов (недорогих отелей) и т. д.


Имеет смысл вспомнить всех своих знакомых, друзей, знакомых друзей, родственников, родственников друзей и всех, всех, всех, кто может проживать в городах по вашему маршруту. Вряд ли вам откажут в ночлеге на одну-две ночи, правда, замучают расспросами, но к этому вообще стоит морально подготовиться любому туристу.
По опыту могу сказать, что если вы путешествуете вдвоём или втроём и не нашли к кому прийти в гости, то гораздо проще купить газету объявлений и снять квартиру на сутки-двое. По цене это наиболее выгодно. Худшее же, что может случиться из ночёвок (помимо ночёвок под открытым небом, но это уже совсем бомжевание), это провести ночь на вокзале!
Российская железная дорога далеко не самая приветливая контора, да и спать в сидячем положении – то ещё удовольствие.
Теперь о приятных красноярских впечатлениях. Побывали в заповеднике «Столбы». Сами столбы представляют собой останцы скал, сложенные из гранитных пород внутри и осадочных известняков снаружи. Известняк выветрился, остались гранитные стержни. Такие столбы тянутся на километры, но мы дошли только до первых двух – «деда» и «внука». Проявив некоторые (скромные) навыки альпинизма, мы открыли для себя великолепный вид на сибирскую тайгу и на парящих над ней воронов. Это действительно стоило затраченных усилий.

Там же мы встретили заблудившегося пьяного москвича, по-видимому, тоже «стопщика». К слову о «стопщиках», это очень разные люди. Каждый воспринимает подобные путешествия по-своему. Кто-то подходит к этому почти религиозно и следует придуманным законам: не брать с собой больше 500 рублей (чтобы дорога приносила больше удачи), кто-то принципиально не употребляет вредных напитков и других веществ в дороге (что разумно), кто-то соревнуется в скорости, кто-то путешествует автостопом просто потому, что нет денег на билет (этих бродяг видно сразу, они мало чем отличаются от бомжей).
Я же отношусь к автостопу просто как к комфортному средству перемещения из пункта А в пункт Б (в отличие от езды на койке в грязном вагоне РЖД) плюс получаю удовольствие от общения с новыми интересными людьми, узнаю от них кучу полезной информации о разных местах и городах, и главное, ощущаю полную свободу действий – захотел остался в понравившемся городе, не захотел, уехал дальше.
Любые развлечения, питание и комфорт в дороге зависят уже от денег, которые есть в вашем распоряжении. Теоретически можно обойтись и совсем без средств, но это очень утомительно и вместо удовольствия вы получите только тяжёлый труд (подработка игрой на гитаре, например, разгрузка вагонов и т. д.) Кроме того, необходима хотя бы минимальная физическая подготовка и уверенность в своём здоровье.
А ещё, я бы не советовал ездить автостопом девушкам в одиночку. Несмотря на то что недобрых людей нам почти не встречалось, раз на раз не приходится, так что лучше не рисковать.

Тюмень

Тюмень! Это абсолютно непонятный и удивительный город, жителей тут около миллиона или чуть меньше. С тех пор как Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, где освоена добыча углеводородов, объединили с Тюменской областью, все налоги с севера оседают здесь. Город очень богатый. Повсюду кипит стройка. Вокзал сложный по планировке, обставленный мебелью. Улицы пестрят надписями типа: «Тюмень –лучший город Земли!»
Но поразило не это. Мы приехали в среду, в рабочее время, и первые, кого увидели, это нетрезвые девушки лёгкого поведения, второе, что бросилось в глаза, – металлоискатель на вокзале, издающий сигнал в пустоту. Рядом на вокзале бомжи пьют пиво, и охране нет до этого дела. С тех пор как вышел из вокзала, я не встретил ни одного трезвого человека за сутки. Все девушки шатаются и строят глазки, мужики тоже едва стоят на ногах. Рядом сидят стражи порядка и пьяные охранники, и всё это происходит в идеальной чистоте и роскоши.


Какие-то люди в тренировочных штанах проводили меня к центру города и рассказывали о его культурном наследии. Тюменцы, «набравшись», становились добрыми, приветливыми, непохожими на других нетрезвых людей.
Такое впечатление, будто тут ждут конца света и население просто отжигает с утра до ночи.

Екатеринбург

Екатеринбург это не Екатеринбург, а абсолютный Свердловск. Чего только стоит здание Дома Советов! Основной транспорт – трамваи. Набережная сделана достаточно интересно. Так как речка, Исеть, тут совсем маленькая, из неё соорудили пруд с микроплотиной (жители города ласково называют её «Плотинка»), получилась довольно большая водная площадь, хотя и неглубокая. В Ебурге настроили множество высотных домов, потихоньку развивается метро. Екатеринбург крайне важный стратегический город России, так как связывает азиатскую часть страны с европейской. Город рабочих и заводов. Почти 1,5 млн. ебургского населения заняты в основном в металлургической промышленности. Если вы попали в Екатеринбург, обязательно нужно побывать на площади 1905 года с возвышающимся над ней Домом Советов в стиле сталинского ампира, сходите в Храм-на-Крови во имя Всех Святых, где была расстреляна царская семья Романовых, посетите Дом Севастьянова.

Казань

Городу больше 1000 лет, зарегистрирован как третья столица России и именуется «столицей российского федерализма». Для познания Казани проще всего прогуляться по пешеходной улице Баумана, переполненной старинными зданиями, фонтанами, скульптурами, памятниками, древними церквями, музыкантами и сувенирными лавками.
Мы решили проверить теорию о том, что можно вписываться на ночь в монастырях. В монастырь нас не пустили: Настоятель открыл затонированное окно своей «Ауди» и, приподняв тёмные очки, молвил: «Здесь не гостиница, ёпта! »

Владимир

«Влад» – бывшая столица Северо-Восточной Руси, сейчас совсем невелик. Можно за день обойти его пешком вдоль и поперёк. Владимировцев осталось около 350 тысяч. Андрей приехал во Владимир с пожилой женщиной, и та, услышав рассказы о нашем образе жизни за последний месяц, предложила пожить у неё на даче. В маленьком домике не было света и замков на дверях, но зато в огороде росли яблоки, малина, вишня, огурцы, там мы и жили.

Великий Новгород

Когда я въехал в тихий, уютный городок, любуясь древностью кремля и ощущая какую-то исконно русскую энергетику, исходящую из знаменитой реки Волхов, под открытым небом проходил концерт академии православной музыки, и всё это вместе создало атмосферу древности и мистицизма. Каждый должен увидеть памятник тысячелетию России, Софийский собор, Новгородский кремль, набережную Волхова, колокола. Отсюда начиналась Русь…

Выборг

В Выборг мы поехали с питерскими друзьями, разделившись по двое, кстати, ездить вдвоём с девушкой так же просто, как одному. Город фактически финский, вернее, бывший финским (до границы 27 км). Основан  ведами в 1293 году. Численность населения составляет всего 80 тысяч человек.
В Выборге можно побродить по узким средневековым мощёным улочкам, среди замков и башен. Особенно приятно будет зайти в тихий ресторанчик или попить тёмного пива в пабе.

Санкт-Петербург

Про Питер рука не поднимается писать вкратце. Гимн Петербурга отражает мои впечатления:

Державный град, возвышайся над Невою,
Как дивный храм, ты сердцам открыт!
Сияй в веках красотой живою,
Дыханье твоё Медный всадник хранит.
Несокрушим – ты смог в года лихие
Преодолеть все бури и ветра!
С морской душой,
Бессмертен, как Россия,
Плыви, фрегат, под парусом Петра!
Санкт-Петербург, оставайся вечно молод!
Грядущий день озарён тобой.
Так расцветай, наш прекрасный город!
Высокая честь – жить единой судьбой!

По-моему, это лучший город из всех, что я видел, и спустя некоторое время я, кстати, переехал в него жить.

Побережье Баренцева моря

Сначала мы проехали лесотундру, потом остались мхи и лишайники. Я чувствовал огромный прилив сил и энергии, все города и впечатления, виденные до этого, казались теперь тусклыми чёрно-белыми картинками. Озёра, полные форели, неизмеримые просторы, отсутствие влияния человека! Казалось, что это место ждало именно меня… Или я просто устал от людей и поэтому оно так радовало. Когда думаешь здесь о городе, сразу видна вся его бессмысленная суета. Здесь же ощущаешь, что ты жив.
Мы на краю мира!
И вот он – момент истины: я на берегу океана – Северного и Ледовитого.
Два часа ночи, а светло, как днём. Идёт дождь, северный океанический ветер продирает до костей. Я сижу на пляже. «Пляж» представляет собой огромные валуны – в человеческий рост, скользкие от водорослей и прилива, который достигает тут 3,5 м в высоту. Мы развели костёр из топляка. Это первый костёр за всё путешествие, и он самый тёплый. Сходили до водопада, места там великолепные, озёра, ракушки от гребешков, разбросанные по берегу, морские ежи, полипы… Из растительности можно встретить морошку, горох, морской сельдерей. Видел лягушку и лемминга, своровавшего наши макароны. По океану плавают гаги – большие утки. Места просто нереальные! В скалистом ущелье нашли шапку снега, а по пути к ней проваливались в мокрый мох по пояс.
К четырём утра я вымок от дождя насквозь и решил искупаться в океане.
Я добрался! Во рту солёная вода, а в голове океан впечатлений! Ноги сводит, но это стоило всех трудностей!
Дальше было впечатлений не меньше, например, в Карелии я встретил медведя в лесу и покормил его сладкими сухарями… Подвозивший меня дальнобойщик снял это на телефон.


…Вот и подходит к концу наше путешествие. Можно сделать несколько выводов. С помощью автотостопа можно уехать в любую точку России, где есть дорога. Это бесплатно, это интересно. Чтобы экономить время, ездить следует по одному или в паре male-female.
Ночью на федеральных трассах уехать также легко, как и днём. Из окна автомобиля видно гораздо больше, чем из поезда. Можно не думать о бензине и возможности сломаться чёрт знает где, как если бы вы были на своей машине (хотя тут, как говорится, каждому своё).
В то же время ездить через Сибирь удовольствие не для всех, так как трасса не столь оживлённая, как за Уралом. Вещей надо брать по минимуму: никаких гитар, топоров и ноутбуков.
Люди в России в основном гостеприимные и приветливые, но тут всё, конечно, зависит и от вашей вежливости.
Больше всего мне понравились города Тюмень, Казань, Великий Новгород, Выборг, Санкт-Петербург. Нижний Новгород, Екатеринбург, Владимир, Красноярск показались интересными.
Будет ли продолжение? Да. Ещё есть много мест, где я не бывал. Далее по очереди меня ждут Дальний Восток, Кавказ, Горный Алтай, южные моря. Потом собираюсь посетить Азию, Европу, Южную Америку.
Когда-то эти слова звучали, как названия других планет, теперь же они стали абсолютно достижимыми. Что-то изменилось в голове, многое стало казаться не очень важным, разрушились внутренние границы, стереотипы. Многое сложное стало простым.
Пройдены около 11 тысяч километров, это больше радиуса земли почти в два раза. Пересечены 15 субъектов федерации и больше 20 крупных городов. Всё было очень увлекательным, всё было по-настоящему. На всё путешествие я потратил примерно 25 тысяч рублей (включая затраты на билеты в поезда, составившие тысяч десять). Думаю, что долго жить на одном месте, я уже не смогу.
Неважно, чем бы вы хотели заняться, когда дела позволят вам побыть собой: будете собирать модели  самолётиков или отправитесь в экспедицию на океаническом лайнере, важно делать свою жизнь интересной время от времени и ничего не бояться.
Спасибо всем, кто подвозил, кто приютил, кто помогал, кто прочитал всем, всем, всем!
Барабанная дробь… Занавес…

Фото автора

Метки:

Ваш комментарий