Рита КЛИМОВА
В Национальном музее РК в течение месяца (с 25 августа по 25 сентября) проходила выставка «История Великой степи», приуроченная к 25-летию независимости Казахстана, на которой представлено 40 живописных работ, созданных преподавателями и магистрантами факультета искусств Международного казахско-турецкого университета имени Яссауи.
Тематически выставка состоит из двух частей: «Исторические личности» и «Эпохальные события». Прежде чем попасть на вернисаж, все темы полотен были рассмотрены и прошли научную и художественную экспертизу. Думается, это правильно, поскольку на фоне повсеместных подделок, искажений сегодня как никогда необходимы чёткие ориентиры, стремление к объединению. Не случайно на таких картинах, как «Қазақ даласындағы аң аулау өнерінен көрінісі» («Искусство охоты на зверя (Медная эпоха)»), «Қожа Ахмет Яссауи кесенесінің құрылысы» («Строительство мавзолея Ходжи Ахмета Яссауи»), «Қазақ батыры Рақымжан Қошқарбаевтың Рейхстагқа ту тіккен сəті» (Момент героического водружения знамени Победы Рахымжаном Кошкарбаевым), «Сақ басшысы – Алтын адамды жерлеу рəсімі» («Церемония погребения золотого человека»), «Орбұлақ шайқасы» («Битва на Орбулаке»), «Аңырақай шайқасы» («Анракайская битва»), изображены не только исторические события, требующие своего осмысления, но и судьбоносные личности Степи – правители, храбрые батыры, мудрые старцы, чья судьба ждёт своего изучения. А ещё – памятники материального и духовного наследия, история которых восходит к Ботайской культуре, датируемой V тысячелетием до нашей эры, и тянется вплоть до наших дней. Так, например, та же традиционная система вооружения тюрков когда-то включала в себя различные типы и виды наступательного и оборонительного оружия. Об этом, как и о полном комплексе военного снаряжения, нам поведали организаторы выставки. Более того, как оказалось, практически все виды традиционного вооружения, их конструктивные элементы имели схожие названия во всех тюркских языках. Различия могли быть, лишь когда речь шла об оружии более позднего времени. Да и та же система классификации была единой для всех кочевых тюркоязычных народов, начав складываться уже в прототюркскую эпоху вместе с появлением основных видов защитного снаряжения кочевников.
Это пять видов воинского вооружения тюрков. Кстати, и в казахском эпосе часто упоминается о пяти видах оружия, которыми были вооружены тюркские воины – представители особого профессионального сословия. Такое разделение было связано с характерным для каждого вида вооружения особым способом поражения, поэтому оружие воина издревле подразделялось на метательное, режущее, рубящее, колющее и ударное. Каждый вид имел при этом несколько разновидностей, которые без всякого ущерба для воина могли быть взаимозаменяемы при их боевом использовании. На картинах, представленных на вернисаже, можно наблюдать почти их все. Во-первых, это самое простое и самое, пожалуй, древнее оружие на земле – метательное, или боевой лук со стрелами. Зачастую он собирался из нескольких частей, которые были, в свою очередь, изготовлены из разных материалов: дерева, кости, рога, бересты, сухожилий или кожи. Благодаря назначению и формам наконечников разными были и предназначения стрел. Например, стрелу с широким двухлопастным наконечником для нанесения широких ран тюрки называли «лопатка ягнёнка». Стрелы с трёх- или четырёхгранными бронебойными наконечниками звались просто «пробивающий доспех» и «пробивающий панцирь». Кроме металлических наконечников тюрки широко использовали костяные, роговые и деревянные. Для сбивания человека с коня или для охоты применялись цилиндрические деревянные наконечники «догал-ок». А для подачи звукового сигнала во время боя применялась «стрела-свистунка». Колчан для ношения стрел назывался «корамсак». Отдельный футляр для лука – налуч – назывался «садак». Этим же термином обозначался в далёком прошлом и весь набор с налучем, колчаном и портупеей для их ношения.
Много позже в воинском снаряжении тюрков место лука заняло огнестрельное оружие, причём в основном это были фитильные, кремневые и пистонные ружья.
Что же касается режущего оружия, то тюркскими воинами чаще всего использовались три его вида с длинными клинками. Это прямой меч – «семсер», кривая сабля – «кылыш» и казахская шашка – «сапы». Кроме того, у тюрков существовало и несколько разновидностей сабель: с сильно изогнутым клинком, с раздвоенным острием клинка, и большие, тяжёлые сабли с небольшим расширением у острия, предназначенного для увеличения тяжести удара. Ножны для меча, шашки, сабли изготовлялись из дерева, обтягивались кожей, бархатом, украшались металлическими накладками, декорированными насечкой серебром, золотом, драгоценными камнями. Некоторые ножны сплошь покрывались металлом. Оружие с коротким клинком – кинжал, нож, служило часто только вспомогательным оружием в бою, особенно полезным для всадника. Потом оно стало атрибутом тюркского народного костюма, и на мужском поясе всегда висел тюркский нож с ножнами. Ножны, его ременная петля украшались вышивкой, аппликациями из бархата, металлическими орнаментальными накладками.
Колющее и рубящее оружие прекрасно показано на одном из триптихов выставки – копьё с широким наконечником и длинная пика с тонким гранёным наконечником, предназначенная для поражения противника в доспехах. На копьё и пику тюркские воины прикрепляли разного рода опознавательные военные значки: бунчук, знамя, флажки, кисти. Знамя было общевойсковым знаком, бунчук – атрибутом военачальника, разноцветные флажки служили опознавательными знаками военных отрядов, простые батыры имели кисть из конского волоса или шёлковых шнуров. Рубящее оружие было четырёх видов и различалось характером нанесения поражающих ударов, а значит – формой. Так, для нанесения рубящего удара применялся боевой топор с лезвием средней ширины. Рубящие и режущие удары наносились секирой с лунообразным и широким лезвием. Но чаще тюрки пользовались полусекирой, тыльная сторона которой изготавливалась в виде молотка для нанесения дробящих ударов.
Пользовались тюрки и самой древней разновидностью палицы, сделанной из одного куска дерева в виде тяжёлой дубины с головкой, иногда окованной металлом или утыканной остроконечными шипами. Реже – тяжёлой булавой с отдельно изготовленной из металла и насаженной на рукоять головкой или кистенём, головка которого изготавливалась из дерева и камня, либо отливалась из металла, соединяясь с рукоятью ремнями или цепью.
Использование всего этого многообразия вооружения за много веков наложило свои специфические отпечатки на применение воинского оружия, причём в определённой обстановке существовали свои, определённые правила.
Во-первых, это боевые поединки батыров, которые служили мерилом мастерства владения оружием, силы и мужества воина. Они регламентировались определёнными правилами и ритуалами и проводились с использованием только боевого оружия. Ведь в древности, как и сейчас, у кочевников рода войск разделялись и по видам оружия. Из воинов, хорошо овладевших определённым видом оружия, создавались воинские соединения копейщиков, меченосцев, лучников, булавоносцев, секироносцев. Профессиональные же воины-батыры, владевшие всеми пятью видами оружия, составляли отборные гвардейские части. Применение этих пяти видов боевого оружия диктовало и тактику ведения военных сражений. Бой начинался обычно метанием стрел из лука с дальней дистанции, копьё или пику использовали во время таранного удара всей конницей, а в ближнем бою переходили на другие виды оружия. Кстати, всё это замечательно передано на экспозиционных картинах.
Не последнее место в составе холодного оружия занимали и боевые доспехи воина. Так, появление новых видов оружия и их модификации, а значит, увеличение степени эффективности его использования, закономерно способствовали усилению и средств обороны. В казахском эпосе много упоминаний о самых разных видах защитных доспехов, характерных не только для древних тюрков, но и кимаков, енисейских кыргызов, монголов. Вес их был чуть больше 16 килограммов и, «будучи распределён по телу, не очень ощущался даже при отсутствии навыков ношения». Более того, выяснилось, что колющее оружие вообще не наносило ему повреждений, а разрушение от рубящего предмета было незначительным.
А вообще, в принципе, для всех тюркских народов, особенно имевших отношение к несению военной службы, было характерно особое, священное отношение к любому виду оружия. Более того, у казахских батыров издревле существовал культ боевого оружия: на лезвии оружия присягали, давали клятву, ему присваивали личные имена. То есть у кочевников сложилось множество ритуалов с использованием воинского оружия. Кроме того, в Средние века меч или сабля входили даже в число царских знаков власти, вручаемых правителям во время их коронации. А у казахов, хана, возводимого на трон, опоясывали золотой саблей – знаком власти и ханского достоинства. Пять видов боевого оружия служили также знаками власти, ими обозначали разные степени воинского ранга, как, например, копьё с бунчуком, сабля или булава вручалась военачальникам при назначении их на должность. Люди, получившие право носить воинское оружие, пользовались особыми привилегиями в обществе. Например, у казахов при хане Тауке по существовавшему тогда закону «Жети жаргы» правом участвовать в ханском совете пользовались только люди, носившие воинское оружие. Тогда это были ханы, султаны, батыры, родоначальники войск. Парадным боевым оружием награждали и за военные заслуги. У казахов воинское оружие как ценный предмет входило в состав приданого невесты – «жасау» и свадебного дара за невесту – «калым». Его включали в число девяти предметов в качестве главного приза за победу на состязаниях, проводимых на традиционных праздниках и торжественных поминках. Почитание воинского оружия в казахской народной традиции сохранилось и до наших дней. Пример тому – эта выставка.
Астана