Снежный человек всегда рядом

Подготовила Галина МУЛЕНКОВА
Если вы думаете, что снежный человек обитает в далёких Гималаях, ошибаетесь. Он рядом, и его следы видели в различных районах Тянь-Шаня. Один профессор из Харькова в начале 90-х несколько раз ездил с украинскими альпинистами в экспедиции на Центральный Тянь-Шань. Ему нравилось путешествовать, и когда все уходили на маршрут, он оставался в лагере один. Сомнительное удовольствие, но ему было комфортно.

А потом пару сезонов подряд профессор приезжал с ребятами, которые трудились в Международном альпинистском лагере, и тогда он оставался в базовом лагере вместе с теми, кто работал на кухне. С профессором было интересно общаться, и однажды он рассказал такую историю.
В том сезоне, когда он увидел некое существо, украинские спортсмены ходили на пик Победы. Профессор сидел в палатке, которая служила столовой, и пил чай. Полы палатки были подвязаны к оттяжкам, и солнце уже закатилось за горный хребет, когда профессор увидел на некотором расстоянии движущуюся фигуру. Под семитысячниками Тянь-Шаня люди бывают только летом, зимние экспедиции являются исключением, поэтому почти десять месяцев в году там царит тишина. Но и лето на такой высоте – это нестерпимое солнце, сменяющееся снегопадами, и неизменно холодные ночи, когда слышно, как под твоей палаткой потрескивает лёд.
Профессор подумал, что кто-то спустился с маршрута и возвращается в лагерь, но альпинисты, как правило, ходят в горах в яркой одежде. Он всмотрелся в сумеречную синеву и понял, что по леднику шёл не человек. Когда существо перехватило его взгляд, оно остановилось и повернуло назад. И вот что любопытно: все, кто встречался с чем-то похожим, уверяют, что существо делает несколько шагов, останавливается и оглядывается, повернув не одну голову, но всю верхнюю часть корпуса.
Когда альпинист Шамиль Рафиков был студентом и занимался в секции «Буревестник», он вместе с сокурсником отправился в поход в Угамскую долину в Западном Тянь-Шане.
– Летом 1975 года мы поехали в ущелье Бургулюк,  поднялись по нему вверх, перевалили через хребет Каржантау и на третий день спустились в Угам, – вспоминает Рафиков. – На четвёртый день пошли вниз. На слиянии двух рек, стояла турбаза Южная. Туристов на базе не было, мы поставили свою палатку и пошли собирать сушняк. Вдоль реки растут деревья, дров много, сидим у костра, разговариваем. Ночь тёмная, безлунная. И вдруг послышались тяжёлые шаги, как будто топал слон. Кто-то поднимался снизу вдоль реки. Можно было подумать, что лошадь бьёт подковами о камни, но нет, это кто-то потяжелее, и было очевидно, что существо передвигалось на двух ногах. Земля содрогается. Оно идёт прямо к нам…
Ужас обуял двоих студентов. Они замерли на месте не в силах отвести глаз от огня, а некто, не останавливаясь, протопал мимо.
– Когда шок прошёл, мы кинулись в сторону, набрали камней, выломали дубинки, притащили побольше дров и пока не рассвело, сидели у костра, – рассказывает Шамиль. – На рассвете часок вздремнули, потом пошли искать следы, но на галечнике у реки ничего не обнаружили. А в 1989 году мы открыли кооператив с уклоном в промышленный альпинизм, зарабатывали деньги на экспедиции. И вот летом я пригласил на недельку в Сайрам одного известного фотографа, который снимает природу. Мы планировали отснять район, чтобы выпустить буклеты и плакаты, и отправились на озеро. Поднялись, а в ущелье никого, только внизу чабаны поставили палатку и развели костёр. А мы свою палатку повернули входом к озеру, торцом к склону, а в двух метрах от этого места проходила тропа. Легли в спальные мешки ногами к выходу. И опять то же самое: бум-бум, бум-бум, кто-то идёт снизу. Я шепчу фотографу: кто бы это мог быть? Он шёпотом отвечает: может, крупный медведь? Но у этого зверя мягкие лапы, а этот идёт, как сваи вколачивает. Прошёл в метре от нас, и вскоре шаги затихли. Снова сковал ужас, но мы вышли, обкидали ближайшие кусты камнями, разожгли огонь. А когда на другое утро спускались вниз, то увидели на тропе годовалого жеребёнка с разорванным боком.
– В 2004 году на этом самом месте у нас работал кемпинг. Помню, 6 марта мы вместе с женой и дочкой поехали проверить, всё ли в порядке в лагере. При въезде – речка, мостик и шлагбаум, а от моста идёт снежное поле. Накануне ночью выпал лёгкий снежок, и когда мы туда заехали, то увидели целую цепочку следов.

yeti
Они были огромные, без вмятин, какие есть на человеческих стопах. Я поставил свой ботинок и потерялся – как будто кто-то прошёл на снегоступах, а ширина шага больше метра, и отчетливо выделяются по пять пальцев на каждой ноге.
– Летом 2015-го пошли в поход к озеру Макбол. Ущелье там заросшее, мало кто туда ходит. В одном месте со склона сошёл небольшой оползень, и в этой грязи мы увидели тот же самый плоский огромный след.
А весной, перед альпинистскими сборами, мы решили устроить ски-тур. Вчетвером поднялись на вершину Альтус и решили спускаться по очень большому снежному кулуару, перебитому лавинами, и там мы увидели следы, причём спускалось существо по лавинным выносам прыжками, то есть оба следа располагались рядом. Мы подумали, наверное, молодой, резвился.
– И ещё один случай. Мы с Тарасом Моисеевым совершали траверс нескольких вершин у нас в Южном Казахстане. Я назвал этот маршрут Золотой подковой Шамбалы. Три дня мы шли, спустились с заключительной вершины траверса в ущелье Диких альпинистов, а на тропе лежат два огромных куста. Они были просто выдернуты и брошены. У кустов мощные корни, в них застряли камни. Какая нужна силища, чтобы выдернуть из земли куст, словно сорняк на грядке? Так что снежный человек всегда рядом.