Наталья БОРОВАЯ
9 сентября в здании акимата Восточно-Казахстанской области состоялся «круглый стол», целью которого было ещё раз вместе обсудить важные моменты проекта закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам растительного и животного мира», который находится сейчас в нижней палате парламента (мажилисе) на начальной стадии рассмотрения. За круглым столом встретились вице-министр сельского хозяйства Республики Казахстан Ерлан Нысанбаев, депутат сената, председатель Комитета по аграрным вопросам, природопользованию и развитию сельских территорий Сергей Плотников (который, кстати, является ответственным за обсуждаемый законопроект), начальник управления лесного хозяйства Комитета лесного хозяйства и животного мира Максат Елемисов, начальник территориальной инспекции Ерлан Упобаев, генеральный директор ассоциации «Кансонар» Александр Бербер, председатель «Казохотрыболовсоюза» Николай Проскурин, директор Восточно-Казахстанского областного общества охотников и рыболовов Амангельды Калмыков и крупные охотпользователи области.
В начале встречи, моё воображение выдало мне комичную картинку происходящего, как раз для страниц какого-нибудь юмористического журнала. Будь я художником, нарисовала бы карикатуру, где половину присутствующих изобразила бы с длинными, поседевшими бородами – это постаревшие охотпользователи, директора охотобществ, которые годами говорят одно и то же другой половине участников – чиновникам. А последних изобразила бы совсем юнцами, так как состав чиновников в этой сфере регулярно меняется (за исключением единиц), и новым приходится рассказывать всё заново. И понятно, что пока рассказываешь вновь прибывшим, в чём тут дело, не то что в законе, даже в нормативной базе меняется всё очень медленно, а ещё медленнее в пользу охотпользователей и охотников. Хотя явно есть и другие причины, почему некоторые вопросы не могут разрешиться годами. Ведь повысить сумму платы установленных ставок в десять раз для иностранцев при проведении охоты в Казахстане в Налоговом кодексе сумели одним росчерком пера, без всяких согласований… Предприниматели, занимающиеся интурохотой, даже ахнуть не успели, как получили такой удар под дых, а точнее удар по своему и так далеко не рентабельному бизнесу! А по вопросу экологической экспертизы, которая явно препятствует предпринимательству, споры длятся годами. Для чего нужна экологическая экспертиза для охотничьих видов животных?! Ведь учёт их численности ежегодно проводится специалистами-охотоведами, и при подготовке лимита его достоверность контролируется специалистами территориальных инспекций, сотрудниками Института зоологии и КХЛиЖМ, которые разбираются в охотоведении, заведомо утверждая допустимую добычу животных на определённых территориях. В связи с этим угрозы этим видам нет. Откуда такое недоверие у сотрудников экологической экспертизы ко всем вышеперечисленным инстанциям? Почему они урезают лимит порой до половины заявленного? Занимались бы оценкой численности редких и исчезающих видов животных, учёты которых проводятся нерегулярно и зачастую их численность мала, поэтому они более уязвимы. Забегая вперёд, скажу, что ассоциация «Кансонар» предлагает внести поправки по данному пункту и статью 47 Экологического кодекса изложить в новой редакции: п. 7 «биологические обоснования на добычу и использование редких и исчезающих видов растительного и животного мира». Об этой проблеме мы говорим уже несколько лет! Она не нова. А «воз и ныне там». Нисколько не удивлюсь, что поправки не примут и в этот раз.
Впрочем, не хочу быть пессимистично настроенной… А вдруг?!
…Но давайте вернёмся к работе «круглого стола». После вступительного слова вице-министра сельского хозяйства Ерлана Нысанбаева, в котором он признался, что его «не совсем устраивает тот вариант законопроекта, который ушёл в парламент, что охотничье хозяйство как бизнес сегодня не развивается абсолютно, а на плаву остаются сейчас только те, у кого есть дополнительный источник финансирования», он призвал присутствующих предложить самые важные поправки в законопроект, высказать своё мнение, не оставаться в тени, чтобы вместе улучшить ситуацию в этой сфере. «С какими-то предложениями общественных организаций и охотпользователей мы не согласны, – добавил Ерлан Нуралиевич, – но тем не менее понимаем, что законодательную базу надо дорабатывать, нормативно-правовая база требует каких-то поправок».
Огромную законотворческую работу за последнее время провела республиканская ассоциация общественных объединений и субъектов охотничьего хозяйств «Кансонар». Генеральный директор Александр Бербер озвучил только некоторые поправки, которые ассоциация предлагает внести в законопроект.
– В законопроекте уже учтены некоторые наши предложения, – говорит Александр Петрович. – Прошло понятие «фермерское охотничье хозяйство – это интенсивное охотничье хозяйство, основывающееся на искусственном разведении животных, находящихся в частной собственности, в охотничьих целях».
Но 50 процентов наших предложений не прошло, поэтому сейчас есть надежда, что мы поправим ситуацию. Я озвучу только два, по нашему мнению, основных: вопрос дичеразведения и формирование лимитов и квот.
Дичеразведение невозможно в коммерческих целях, потому что статьи 251 и 252 Экологического кодекса на корню его губят. Совместно с Комитетом лесного хозяйства и животного мира мы отработали поправки в Закон об охране и воспроизводстве животного мира и в Экологический кодекс.
Нам уже удалось снять часть излишних барьеров при разведении животных, и эти поправки уже включены в проект.
Однако пп. 4 пункта 2, п. 3 и п. 6 ст. 252, позволяющие чиновникам вмешиваться в предпринимательскую деятельность, не внушают предпринимателям оптимизма.
Пунктом 2 ст. 249 настоящего кодекса предусматривается, что животные, отнесённые к редким и находящимся под угрозой видам, разведённые и содержащиеся в неволе или полувольных условиях могут находиться в частной собственности. И, соответственно, физические и юридические лица вправе пользоваться животными, отнесёнными к редким и находящимся под угрозой исчезновения видам, в пределах и порядке, установленных законодательством РК. Однако пп. 4 пункта 2, а также п. 3 и 6 ст. 252 противоречат этим нормам и позволяют госорганам вмешиваться в предпринимательскую деятельность и диктовать условия пользования разведёнными животными, являющимися их частной собственностью. Эти пункты необходимо исключить как нормы, препятствующие предпринимательству и способствующие коррупции.
Контроль же должен осуществляться на стадии приобретения животных или на стадии живоотлова. А содержание животных в вольере, являющихся собственностью предпринимателя, и использование их не должно контролироваться КЛХиЖМ и никем другим (ветеринары, налоговики… у нас более 50 контролирующих органов). Насчёт порядка пользования разведёнными животными: мы же не диктуем собственнику, как ему распорядиться разведёнными овцами, коровами, курами и т. д., и удивительно – «небо на голову не упало». Кстати, люди содержат попугаев, обезьян, редких рыбок, и это никого не волнует. Если не будет опеки дичеразведения со стороны чиновников, у нас появятся дичефермы и дичь на прилавках магазинов, в меню ресторанов и в живом виде в сафари-парке. В Африке белого носорога уже в вольерах больше, чем на воле!
Также необходимо внести поправки в Земельный кодекс РК. Статью 23 дополнить понятиями «дичеразведения, охотничьего хозяйства»: «В частной собственности граждан РК могут находиться земельные участки для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, личного подсобного хозяйства, лесоразведения, дичеразведения, охотничьего хозяйства, фермерского охотничьего хозяйства…» и дальше по тексту.
В ст. 97 «Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения». Пункт 6. Земли сельскохозяйственного назначения предоставляются: …в частную собственность или землепользование физическим или юридическим лицам РК для ведения… После слов «огородничества и животноводства» дополнить словами: «дичеразведения, охотничьего хозяйства, фермерского охотничьего хозяйства». То же самое касается земель запаса в статье 138.
Эти поправки вводятся в целях создания условий развития интенсивного ведения охотничьего хозяйства с комплексом биотехнических работ, созданием подкормочных полей, солонцов, водопоев, сети вольеров (для передержки диких животных и дичеразведения).
Второй наболевший вопрос для всех: и охотников, и охотпользователей, и акимата как регулирующего органа – вечная проблема по утверждению лимитов и распределению квот. В западных странах с развитым охотничьим хозяйством квоты распределяются на уровне поселковых акиматов.
– Каждый год, когда распределяются лимиты у меня на душе появляется тревога, ведь мы знаем, что учёт практически не ведётся, – прерывает Александра Бербера Ерлан Нысанбаев, – надо привести в порядок методику учёта и наверняка знать, что учёт достоверный, а то рядом два охотхозяйства, а показывают кардинально разное количество животных, как будто между ними сотни км…
– Вы правы, наладить учёт необходимо, но начинать надо с закона, – говорит Александр Петрович. – Вот, к примеру, в ст. 29, которая нами тоже отработана, говорится, что зимний учёт по копытным проводится в феврале-марте, в заявке надо указывать сеголеток. Каких сеголеток можно посчитать в феврале? Они ещё не родились! Чтобы это убрать эти недочёты в методике, надо начинать с закона. Количество многих животных зависит от ежегодно меняющихся климатических условий (ондатра исчезнет, если озеро пересыхает, водоплавающие также напрямую зависят от наличия мест гнездования, зайцы от того, насколько холодная и сырая весна в регионе, тетерев да и многие другие животные, насколько благополучно прошла зимовка и т. п.). Да и вообще настоящее положение надо менять коренным образом. Сегодня лимиты изъятия охотничьих животных устанавливаются на принципах долгосрочного (более года) прогнозирования их приплода. Это нарушает биологические основы охотпользования. Добыча охотничьих животных в целях недопущения ущерба популяции должна определяться по результатам предпромыслового учёта, а это возможно только самим охотничьим хозяйством.
Мы предлагаем перечисленных выше животных вывести из лимитируемых. Нелимитируемые должны распределять сами охотничьи хозяйства по согласованию с территориальными инспекциями. А лимитируемыми оставить те виды, которые более уязвимы от человека: в первую очередь копытные. Им комитет будет уделять больше внимания.
Тогда не будет такого бардака, как в этом году с гусями. Урезали 50 процентов гусей. Что к чему? Мы не можем гуся посчитать сами! По пролётному гусю заявку охотпользователь обязан подать до того, как гусь прилетит – к чему эти фонари? Лучше обратить внимание на то, что на пролёте одну и ту же дичь считают по нескольку раз по ходу её продвижения на юг. Этот вопрос надо менять кардинально, потом перейдём к методикам и нормативным актам.
– Вопрос понятен, – говорит Ерлан Нысанбаев. – Давайте дадим слово следующему выступающему.
– Никто не будет спорить, что охотничьи хозяйства занимаются предпринимательской деятельностью, – говорит глава «Казохотрыболовсоюза» Николай Проскурин. – А нас часто путают с государственными учреждениями. Все ООПТ у нас на гособеспечении, к ним есть требования, и вот вы эти же требования полностью возложили на предпринимателей, только совершенно бесплатно. Вот, к примеру, охотхозяйство взяло на себя содержание егерской службы. Более 5000 человек охотпользователи содержат у себя на хозяйствах, то что на себя бы взвалило государство не будь охотхозяйств. Так давайте относиться к охотпользователям, как к предпринимателям. Поможем им, чтобы бизнес стал хотя бы самоокупаемым. Слишком много требований по договорным обязательствам в плане техники: пожарные машины, трактора и т. д. А кроме того множество отчётов! Большая часть из которых совершенно не нужная – перепечатка старых данных. Отчёт, который сейчас ежегодно сдаётся не утверждённым никаким нормативным актом. Надо проработать, о чём отчитываться.
– Надо посмотреть, как уменьшить объём отчётов, – соглашается Ерлан Насынбаев.
– Хотелось бы продолжить тему бумагомарательства, – добавляет директор Восточно-Казахстанского областного общества Амангельды Калмыков. – После того как отменили марки, нам приходится тратить кучу бумаги на выдачу путёвок охотникам. На наше охотхозяйство лимит 60 тысяч утки, представьте, сколько бумаги мы тратим, выписывая на одном листе даже по пять птиц! Давайте вернём марки!
Во всём цивилизованном мире главный критерий работы охотничьего хозяйства – численность охотничьих видов животных в нём, – продолжает Амангельды Ганиевич, – а не количество егерей, не количество единиц техники, не наличие кордонов. И зачем нам вооружать егерей? Надо вооружение егерей из обязанностей охотпользователя перенести в его права. Мы должны сами определять способ охраны своих угодий (создавать вооружённые рейдовые группы, закупать беспилотники, устанавливать видеокамеры (на небольших по площади хозяйствах), нанимать ВОХР, устанавливать заслоны со шлагбаумами в ущельях и территориях с большой лесистостью (т. е. не нужно вооружать всех егерей поголовно, а соответственно, принимать на работу только тех людей, кто имеет право ношения оружия), в ущерб другим егерским обязанностям (организация охоты, биотехнические мероприятия, учёты численности, подкормка диких животных, вольерное содержание животных и др. обязанности).
Сейчас начались проверки по хозяйствам. Ситуация с аншлагами до смешного доходит. Размер аншлага не соответствует – нарушение. Дальше прокуратура присылает нам запрос: отметьте нам на карте, где какой аншлаг стоит. Если не на том месте – опять нарушение. А несколько нарушений – и государство вправе расторгнуть договор с охотхозяйством. Разве не дикость?
Сергей Миловацкий, президент ОЮЛ «Ассоциация охотхозяйственных организаций ВКО»:
– Я предлагаю классифицировать нарушения на группы: за грубые расторгать договора, а за мелкие налагать административные штрафы».
– Я согласен с тем, что, переложив на ваши плечи определённый объём бремени, – говорит Ерлан Нысанбаев, – государство должно создать условия для нормальной работы. Чтобы это был бизнес, который мог содержать сам себя и обеспечивать работой людей в отдалённых регионах. Но я считаю, говорить о том, чтобы в частную собственность отдать животных, как крестьянам их посевы, – рано. Охотничий бизнес в нашей стране культурный, корректный ведут совсем мало людей, в основном мы видим другое. И отдать им природу на откуп…
Я не охотник. Но, понимая, что охота для многих казахстанцев – неотъемлемая часть жизни, я за то, чтобы культивировать у нас в стране дичеразведение и таким образом увеличить поголовье охотничьих видов зверей.
Давайте поработаем над законом в этом направлении.
– Кто как не охотники заботится о численности животных, – отвечает Ерлану Нуралиевичу Амангельды Калмыков. – Когда лося стало мало, мы сами добровольно отказались от охоты на него. До 2013 года не добывали. Численность восстановилась – вновь открыли охоту. Мы не враги природе.
…Представители охотпользователей и охотобществ области также коротко высказали свои пожелания, которые в целом совпадали с уже сказанным ранее, кроме того упомянули о том, что сроки учёта по областям должны быть разные, сроки проведения охоты должны определяться на месте, что завышенная ставка за пользование животным миром для иностранцев на корню губит интурохоту, упомянуты проблемы с проведением охот в пограничной зоне.
Интересно, что, когда речь зашла об интурохоте, Ерлан Нысанбаев поднял вопрос по охоте на краснокнижного архара (в нашем журнале мы неоднократно поднимали эту тему). И пообещал дополнительно его изучить.
Одним из последних был поднят вопрос о компенсации ущерба охотпользователю при случаях браконьерства.
Ситуацию пояснил Александр Бербер:
– Этой нормы пока нет в проекте, но мы её продвигаем совместно с депутатами. Статья 48 «Экономическое стимулирование охраны, воспроизводства и устойчивого использования животного мира» в действующей редакции звучит так: «Экономическое стимулирование (предоставление льгот, преференций и государственная поддержка) охраны, воспроизводства и устойчивого использования животного мира осуществляется в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан».
Мы предлагаем дополнить: «Пользователи животным миром имеют право на возмещение своих затрат на охрану, воспроизводство животного мира и получение доходов от устойчивого использования животным миром, а также на возмещение своих убытков за незаконное изъятие объектов животного мира и /или разрушение среды их обитания, ограничения права охотпользования в связи с установлением особого режима, принудительного отчуждения земельных участков, влекущего прекращение права охотпользования, в порядке, установленном законодательством».
Ведь пользователи животным миром несут расходы за охрану и воспроизводство животного мира как в части непосредственной охраны животных, так и среды их обитания. В случае незаконного изъятия объектов животного мира пользователь лишается доходов от реализации этого животного, в случае разрушения среды обитания этого животного он лишается возможности дальнейшего получения дохода от реализации животных будущего периода. Все эти потери и риски подлежат компенсации за счёт лиц, нанёсших ущерб животному миру и среде их обитания. А также в нынешней трактовке закона пользователю при изъятии земельных участков, а вместе с ними права охотпользования, не предусмотрено никаких компенсаций, возмещений убытков, в том числе и за созданную инфраструктуру хозяйства, даже преференций при закреплении охотничьих угодий резервного фонда). Внесение данных дополнений позволит укрепить позиции пользователей животным миром, сформировать систему государственных гарантий для природопользователей при вложении средств в развитие современных, капиталоёмких охотничьих хозяйств.
Так, в статье 30 «Основания прекращения права пользования животным миром» прописано: Право пользования животным миром прекращается в случаях:
4) систематического нарушения требований законодательства Республики Казахстан в области охраны, воспроизводства и использования животного мира, а также условий договора на ведение охотничьего или рыбного хозяйства;
5) изъятия земельных участков, на которых произведено закрепление охотничьих угодий или рыбохозяйственных водоёмов и (или) участков, для государственных нужд в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
6) лишения разрешений на специальное пользование животным миром.
Мы предлагаем:
Пп. 4), 5), 6) Статьи 30. – исключить и дополнить пп. 4-1). По решению суда в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
При несогласии охотпользователя с решением, влекущим прекращение права собственности или охотпользования, оно не может быть осуществлено до разрешения спора в судебном порядке. При рассмотрении спора решаются также все вопросы возмещения охотпользователю причинённых убытков.
Эти подпункты ставят охотпользователя в прямую зависимость от уполномоченного органа, а не от закона, а в результате у предпринимателей нет уверенности в долгосрочной перспективе бизнеса в охотхозяйственной отрасли и не позволяет привлечь инвестиции, так как договор может быть расторгнут в любое время по инициативе одной стороны. Внесение данного дополнения позволит укрепить позиции пользователей животным миром и гарантирует им правовую защиту.
…В заключение встречи выступил депутат сената, председатель Комитета по аграрным вопросам, природопользованию и развитию сельских территорий Сергей Плотников:
– Данный законопроект находится на начальной стадии рассмотрения в нижней палате парламента. Сейчас самое время собрать все ваши предложения, объединить, юридически правильно обосновать и направить на рассмотрение в комиссии, которые будут проходить в присутствии тех же ассоциаций, охотсоюзов, инспекций, где мы должны выработать единые предложения и внести их в законодательные акты. Открыв вторую сессию шестого созыва, президент озвучил, что наш законопроект будет одним из первых, который будет проходить через парламент, мажилис и сенат. Я как руководитель аграрного комитета сената парламента буду отвечать за этот законопроект. Мы настаиваем, чтобы все ваши предложения попали в таблицу, которая будет рассматриваться в мажилисе. До декабря закон будет проходить парламентское сито. Параллельно законопроект будет обсуждаться с широкой общественностью со всеми ассоциациями, объединениями, чтобы не было разногласий ни с земельным законодательством, ни с налоговым, ни с экологическим. Давайте работать вместе!
…От себя лично в заключение хочется пожелать успехов всем отстаивающим интересы охотничьего хозяйства, чтобы предложения охотпользователей и охотобществ были услышаны депутатами и в конце концов мы увидели рабочий закон, реально меняющий их нынешнее жалкое существование.
Фото автора и Александра КЛИМЕНКО