Шайзада ТОХТАБАЕВА, главный научный сотрудник Института востоковедения имени Р. Б. Сулейменова, д. и. н., доцент
Особое место в творчестве двух художниц – выпускниц Казахской национальной академии искусств имени Т. Жургенова Гульмарал Татибаевой и Наталии Баженовой – тема странствующего корабля, вдохновившего их на создание своих произведений. Ведь корабль в сознании людей всегда ассоциировался с понятиями свободы, поиска, устремленности к новому и неопознанному.ульмарал (на фото слева)и Наталия (на фото вверху) связывают с этим романтическим объектом также идеи развития, преодоления преград, надежды на лучшие перемены в будущем. Словом, корабль стал катализатором творческого движения обеих художниц, независимо друг от друга, выбравших этот образ для воплощения разнообразных ощущений в своих произведениях. Многомерная знаковость корабля дала широкий простор для творческого воображения авторов, увлекшихся его ёмкой философской наполненностью с лирико-романтической направленностью.
Гульмарал Татибаева данную тему многократно варьирует в своих работах, освещая то одну, то другую грань эмоционально-философского осмысления, что продиктовано желанием полностью раскрыть художественный потенциал идеи. Одну из композиций «Надежда» художница варьирует, выполняя её в технике коллажа из бересты, акрила, масла. В каждом варианте автор демонстрирует новое прочтение художественного замысла.
Работа, выполненная из бересты (рис. 1),отличается лёгким обозначением изображений, с помощью которых автор стремилась придать особый ритм композиции, не ставя задачу чёткой обрисовки объектов. В этом аспекте работа, вызывая ассоциации с древним искусством с отсутствием жёстких линий и особых пластических моделировок, привлекает ощущением первозданности и органичности материала.
В варианте, выполненном акрилом (рис. 2), автор предельно насыщает полотно воздухом, оживляет воду бликами, изображает лёгкие парусные лодки вокруг прозрачных белых льдин, ритм которых придаёт определённую экспрессию полотну. На дальнем плане просматривается горизонт с домами, обозначающими связь с жизненным теплом. В целом композиция, проникнутая оттенками белого цвета, создаёт светлое эмоциональное настроение, связанное с наступающей весной, несущей надежды на позитивные перемены.
Совершенно иной художественный образ под этим же названием воспроизведён на холсте маслом (рис. 3).Тяжеловатое небо и тёмно-синий цвет бликующей воды уже передают некое напряжение. Белые парусники, собравшиеся вокруг голубоватых ещё не растаявших ледяных глыб, хотя и вносят некое оживление, всё же производят образ северных морей, где все до сих пор пронизано морозным воздухом, хотя весна уже надвигается. Крутой обрывистый берег, вызывая чувство беспокойства, усиливает впечатление величия и одновременно непредсказуемости водной стихии.
В работе «Алые паруса» (рис. 4)создан образ романтического характера. Произведение, примечательное тонкостью колористического решения, отражает лирические устремления женской души. Яхта с раздувающимися алыми парусами, блики на воде, пики высоких гор, окутанные лёгкой дымкой, голубовато-серые облака и светлое небо противопоставлено переднему плану с материальностью коричневатой земли с глыбами камней, из которых вопреки всему произрастает нежный цветок на тонком стебельке – аллегория силы красоты.
Полотно «Идущая к свету» (рис. 5) впечатляет единством колористической тональности. С помощью рафинированной нюансировки цвета передан трогательный восход солнца, от которого небо озарилось нежно-розовым цветом, а на воде лёгкой дрожью пробегает световая дорожка. Вдалеке на берегу виднеются деревья и кустарники, которые манят к себе. Тогда как на переднем плане острые блоки гор вносят некоторое напряжение; от них именно к свету направлено стилизованное изображение лодки с извивающимися лёгкими парусами, силуэт которой слегка отражён в воде.
Образ корабля также отображён и Натали-ей Баженовой в произведениях декоративно-прикладного искусства: циновках, гобелене, коллаже. Изображая волнующееся море, тайны подводного мира, Наталия трактует их как загадочные фантастические объекты. Через эти образы она отображает свои духовные поиски, некоторые из которых уже определились, а другие – на стадии осмысления. Корабли – «По морям, по океанам»(рис. 6), «Преодоление» (рис. 7), выполненные из войлока, Наталия изображает в свободном полёте, устремлёнными в новые неизведанные дали, олицетворяя вечный поиск неуёмной души человека. При этом их движение не зависит лишь от направления ветра, водных стихий, поскольку художница всегда воспроизводит ряды прочных весёл, тем самым непроизвольно отображая собственный внутренний импульс – при любых обстоятельствах, несмотря на грозы, штормы, фокусировать собственные силы, быть хозяином своей судьбы и вместе с тем двигаться вперёд.
В батике «В свете семи лучей» (рис. 10) автор использует язык декоративных символов. В центре композиции – устойчивый чёлн с обобщёнными силуэтами супружеской пары, благословенно освещаемой потоком тёплых лучей животворящего солнца. Разноцветные орнаментальные мотивы в виде волны пронизывают всё изобразительное пространство (лодку, спокойную воду), символизируя позитивные идеи гармонии, спокойствия, защиты и надёжности.
В узорной циновке «Под знаком солнца» (рис. 11) голубое небо и вода сливаются на горизонте как символ соединения двух стихий: тонкого и надземного. Автор изображает судно с парусом и вёслами, киль которого передан в виде горделиво изгибающейся шеи лебедя. Следует обратить внимание, что во всех её изобразительных вариантах кора-блей киль разработан именно в такой форме, подспудно отображающим гордый дух.
Главное кредо автора – художественное отображение определённой идеи, для чего Наталия апеллирует к аллегориям, метафорам. Отсюда исходит символичность содержания многих её работ. Каждый её художественно-технологический импульс, будь это графическая линия, живописный мазок, акварельный развод, переплетение нитей, фактурное многоцветье аппликаций – всё призвано выражать определённые мыслеформы, объединяющиеся в единый эмоциональный поток, направленный на отображение глобальной животворящей идеи. При этом автор стремится создать драматургию сюжетной линии через цветопластические образы, символика которых, усиливаясь к центру композиции, доходит до кульминационной точки разрешения конфликтного узла главной идеи.
Волшебны по декоративной сочности кол-лажи, батики, отражающие самые разные идеи, фантазии автора. В них акцент сделан на линии и цвет. Эти произведения, отличающиеся композиционной гармонией, впечатляют яркостью цветопластических сочетаний, в них часто присутствует дух экспериментаторства, свобода художественного выражения. В орнаментальной структуре этих произведений часто присутствуют знаки-символы в виде всевидящего глаза, животворящего солнца, треугольных амулетов, движущейся волны, спиралей и линий, обозначающих путь.
В таком контексте можно рассматривать диптих «Странствие» (рис. 12), выполненых в технике коллажа из лоскутков ткани, цветной бумаги и объёмного контура. Автор путём воспроизведения в стилизованной форме волн, пузырей, загнутых килей, руля, лишь намечает водную стихию, образы плывущих навстречу друг к другу кораблей. Художница словно предоставляет выбор путей, обозначенных разными цветами и в разных на-правлениях. Вкрапляет автор местами также цветы, уголок природы. В целом в композиции угадывается философская идея о вечном путнике, странствующем целую вечность, и трудности встречи двух соответствий в сложном переплетении человеческого бытия. Всё это насыщено яркими и приглушёнными цветами, образующими впечатляющий колорит.
Гобелен «Счастье» (рис. 13), пронизанный личностными эмоциональными переживаниями автора, обращает на себя внимание идейным содержанием. Работа отражает идею защиты семейной гармонии от внешних проблем, стремлением огородить её от всего суетного, противоречивого и сложного. Лишь любовь двоих, пребывающих на корабле семейного счастья, значима и ценна. Их художница заключила в белый и большой цветной парус, олицетворяющий целый микрокосмос с солнцем, звёздами, радугой. Это чувство поддержано мажорными красками, в которых главенствует голубой цвет, осмысливаемый как субстанция добра и надежды.
Помимо освещения темы корабля примечательны произведения, посвящённые живописной природе родного края обеих художниц – Баянаульского района Павлодарской области. Работы, выполненные в технике масляной живописи, акварели, гуаши, пронизаны тонким лиризмом, эмоциональными переживаниями авторов, благодаря чему они магнетически завораживают зрителей, вызывая тёплый от-клик в душе. В этих работах ощутима прочная связь Гульмарал Татибаевой и Наталии Баженовой с величием красоты природы, с прозрачными озёрами, необычными складками гор, густыми лесами. Изумляют пронзительностью поэтического высказывания их сельские пейзажи, где прошло детство авторов.
В целом произведения молодых художниц пронизаны определённым философско-эмоциональным содержанием и позитивной тональностью. Для их живописных работ характерны оригинальное видение окружающего мира, который авторы интерпретируют как вечный поиск гармонии.
Ритм творческого дыхания обеих художниц можно определить как продолжающийся поиск, обретение интересных средств художественного самовыражения и новый путь к расширяющемуся горизонту, который даёт возможность увидеть красоту и гармонию мироздания как во вселенском масштабе, так и в маленьком конкретном уголке природы.
Их работы демонстрировались на ряде персональных и множестве групповых выставок, найдя заслуженное признание у зрителей. Они участницы международных конкурсов, где завоёвывали призовые места. Их произведения хранятся в музеях республики, а также содержатся в частных коллекциях Казахстана, ближнего и дальнего зарубежья.