Судоходная Сырдарья

Константин ПОДУШКИН
Всем любителям сплавов по Сырдарье на катамаранах знакомы звуки нарастающего гула внутри гондол, когда днища судов наезжают на очередное мелководье и сигнализируют экипажу: «Пора! Хватит валяться, вяло пошевеливая вёслами!»

Народ, поругивая ни в чём не повинный фарватер, соскакивает сидений в воду, облегчая вес корабля, и дружненько тянет за чалку, протаскивая «судно» через обычную для этой реки песчану отмель… И так до следующего раза. Бредя с чалкой наперевес по колено в воде, аки бурлак на Волге, невозможно себе представить, что ещё 150 лет назад тут проплывали пароходы и существовала своя военная флотилия! Флоту – быть!

cyrdaria2
В июле 1847 года оренбургским генерал-губернатором В. А. Обручевым в низовьях Сырдарьи было основано укрепление Раим, что положило начало распространению влияния России на бассейн Сырдарьи. Весной 1848 года в Оренбурге была построена первая двухпушечная шхуна Аральской флотилии «Константин». 20 июля её доставили на Сырдарью.
Флотилия создавалась с целью защиты от набегов хивинцев, предотвращения их переправ через Сырдарью и возможных грабежей, а также для содействия сухопутным войскам. Помимо этого предполагалось использовать суда флотилии для развития торговли в Аральском бассейне.
Появление на водах Средней Азии невиданных до того времени вооруженных паровых судов произвело неизгладимое впечатление на местных жителей, породив первые слухи о «шайтан-арбе» – гудит, дымит, стреляет и сама идёт по реке против течения!

cyrdaria3

Вооружение и личный состав

Суда флотилии были вооружены 4-фунтовыми нарезными пушками, 6-фунтовыми медными карронадами, четвертьпудовыми медными единорогами и 10-фунтовыми горными единорогами, установленными на американских станках. Общая численность артиллерийского вооружения доходила до 22 орудий.
Безусловно, самой яркой личностью во флотилии был её командир, исследователь Аральского моря, впоследствии контр-адмирал, Алексей Иванович Бутаков…

cyrdaria1

От Чиназа до Перовского…

Перевозки между Казалинском и Чиназом (город на Сырдарье у впадения реки Чирчик) требовали много времени и обходились дорого. Мелководье, глубокая осадка пароходов, слабые паровые машины и изменчивость фарватера Сырдарьи стали причиной нерегулярности пароходного сообщения.
Путь от Чиназа до Форта Перовского (Кзыл-Орда) в среднем занимал 8–14 дней, обратно – около 12–20 дней, при этом движение проходило только днём. То есть поездка на пароходе от Кызыл-Орды до Ташкента (Чиназ неподалёку от столицы Узбекистана) занимала две недели. Сегодня это расстояние преодолевается на легковой «шайтан-арбе» за один день!..

Фотографии по пароходству из «Туркестанского альбома», выпущенного в 1872 году генерал-губернатором фон-Кауфманом.

Полный текст читайте на страницах нашего журнала.
Купить полную бумажную (либо pdf) версию

Метки:

Комментарии

  1. ОтветитьАлександр Романчук
     

    Очень интересно и познавательно. Спасибо Костя!!!

Ваш комментарий