Пятый по счету за последние три недели российский туроператор объявил о приостановке деятельности 5-го августа. Волна банкротства на этот раз накрыла одну из старейших в туристическом бизнесе компанию “ИнтАэр”.
От очередного коллапса пострадали еще две тысячи человек. Для 500 из них, которые сейчас находятся за границей, отпуск оказался испорчен.
Печальный список пострадавших туристов утром 5-го августа 2014 года пополнился двумя тысячами новых фамилий.
“У нас были оплачены билеты, вчера их аннулировали. Сегодня хотели получить возврат. Говорят: ничем помочь не можем, пишите, ждите, мы ответим”, — рассказывает один из пострадавших.
Ждать, по всей видимости, придется долго. В офис “ИнтАэра” весь день пускают только турагентов, которые работали с фирмой, и тех, кто именно здесь напрямую купил путевку.
“Сегодня выдают только документы”, — поясняет один из представителей турфирм.
Во дворе на Новой Басманной улице еще накануне висела табличка “Туроператор ИнтАэр”. Ее сняли еще ночью. А как только стало известно, что компания прекратила свою деятельность, к офису потянулись клиенты.
“ИнтАэр” входила в двадцатку крупнейших турфирм страны. На рынке работала с 1992-го года. Специализировалась в основном на пляжном отдыхе. Туристов отправляла в Грецию, Таиланд, Индию. За рубежом сейчас находится почти 500 клиентов фирмы. Компания обещает самостоятельно вернуть всех домой. Больше всего не повезло тем, кто уже купил туры, но еще не улетел. Некоторым клиентам путевки туроператор продал даже на февраль следующего 2015 года.
“Четверо туристов, две семьи с вылетом в сентябре, одни из них планировали ехать на 30 лет свадьбы, на годовщину. Видимо, теперь не поедут”, — разводят руками в турфирме.
На официальном сайте “ИнтАэр” указано: компания прекращает деятельность из-за резкого падения спроса со стороны покупателей, связанное с ростом курса валют и негативной политической ситуацией. В Минкультуры, курирующем Ростуризм, в эту версию верят мало.
“Правила госрегулирования у нас несовершенны. И туристический рынок превратился в Черкизон, где каждый сам за себя, и для того, чтобы катать туристов по сложности — это как коммерческую палатку на рынке открыть: такие же риски. Дальше строится финансовая пирамида, и все счастливы”, — отмечает министр культуры России Владимир Мединский.
Нынешним летом в разгар отпусков “ИнтАэр” стал шестым оператором, объявившем о банкротстве. Критическая ситуация сейчас у клиентов кампании “Лабиринт”. В общей сложности за рубежом остаются около 15-ти тысяч наших соотечественников, которые ранее купили путевки. Люди часами на жаре ждут обещанного самолета.
“Сидим, улететь не можем. Самолетов нет”, — говорит туристка Оксана.
В Ростуризме заявили, что организовали дополнительный срочный рейс из Греции в Москву для нескольких сотен пострадавших туристов. А ряд отелей пошли навстречу застрявшим не по своей воле россиянам. Однако многие гостиницы просто выставили своих клиентов на улицу. Исключение не делали даже для семей с маленькими детьми.
Принять необходимые меры, чтобы как можно скорее вернуть домой всех российских туристовпотребовал Дмитрий Медведев.
“Меня интересует наличие необходимого количества бортов. Это сегодня задача решаемая?” – поинтересовался премьер-министр России.
“За одни сутки это решить будет тяжело, конечно. Но, как вы сказали, в течение недели эта задача будет выполнена”, — заверили Медведева чиновники.
“Вы этим занимайтесь максимально тщательно и внимательно. Это огрмное количество наших людей, которые попали в довольно сложную жизненную ситуацию. Их нельзя бросать. А во-вторых, если все-таки возникнут какие-то нюансы по этому поводу, сообщите мне. Мы тогда воспользуемся услугами, это уже экстренный вариант, Министерства по чрезвычайным ситуациям”, — подчеркнул глава российского правительства.
Эксперты и специалисты в один голос говорят: закон о туризме требует тщательной доработки, иначе отрасли угрожает коллапс.
“Ростуризм не обладает контрольно-надзорными функциями. Мы не можем проверить деятельность того или иного туроператора”, — поясняет временно исполняющий обязанности руководителя Федерального агентства по туризму Олег Сафонов.
“Количество туроператоров будет пересматриваться, условия входа на рынок. Будем предлагать повышать барьер, увеличение уставного капитала, раскрытия информации о собственниках. Размеры взноса “Турпомощи” будем предлагать повысить”, — перечисляет предлагаемые меры Владимир Мединский.
Уже очевидно: туриндустрии нужны серьезные перемены. Это и лицензирование, и обязательное страхование путевок, и ряд других изменений в госрегулировании. Ясно одно: ждать перемен стоит не раньше следующего лета.
Дмитрий Хрусталев, Вести.ру