Олег БЕЛОВ
2017 год может стать знаковым для казахстанского туризма. Два крупнейших международных события – зимняя Универсиада и EXPO способны дать туристической сфере мощный импульс развития. Но для этого необходимо понять, почему Казахстан, имея почти все природные зоны – от жарких песков до вечных снегов, уступает в развитии туризма соседним странам.
Многие говорят об удалённости Казахстана. Но можно привести в пример Узбекистан, географическое положение которого ещё более невыгодное, но он принимает 2 млн. туристов в год. Кыргызстан создал на удалённом Иссык-Куле гостиничную инфраструктуру, подобной которой нет ни на Алаколе, ни на Казахстанском Каспии. А Россия уже вошла в десятку самых посещаемых стран мира. Вот как выглядит этой рейтинг:
1. Франция.
2. США.
3. Испания.
4. Китай.
5. Италия.
6. Турция.
7. Германия.
8. Великобритания.
9. Россия.
10. Таиланд.
Причём только 2 млн. туристов посещают Российский Алтай. Так что проблема не в удалённости региона.
Надо честно признать, что в стране слабо развита инфраструктура, низкая квалификация кадров, высокие цены на авиабилеты и гостиницы, не хватает туристических брендов и самое главное – нет достаточной политической воли, которая в своё время позволила тем же Арабским Эмиратам и Турции фактически с нуля построить мощный туристический сектор. Поэтому не стоит ожидать, что два международных события решат все проблемы. Важно понять, где мы находимся и на что можно рассчитывать.
Гипсокартоновая память
Сегодня Казахстан – родина яблок – бьёт рекорды по вырубке яблоневых садов и застройке предгорий. Несмотря на активные протесты общественности, вновь поднимается вопрос застройки урочища Кок-Жайляу – последнего нетронутого уголка природы в окрестностях Алматы. Старинные и знаковые здания, привлекающие туристов, уничтожаются – достаточно вспомнить дом губернатора, здание Госплана, кинотеатр «Алатау» в южной столице.
Древний город Тальхир чудом уцелел во время строительства дороги в Алматинской области. Казахстан находится в центре Шёлкового пути, при этом в стране нет ни одной восстановленной и реконструированной части древнего города. Напомним, что поляки с нуля восстановили старый город в Варшаве, разрушенный гитлеровцами при отступлении. Именно такие районы со средневековой архитектурой привлекают туристов в Хиве и Бухаре. В Казахстане же пока одним из самых популярных «архитектурных объектов» остаются декорации к фильму «Кочевник», построенные из дерева и гипсокартона на берегу Или и чудом уцелевшие после съёмок.
Низкой привлекательности Казахстана способствует непредсказуемый общественный транспорт и городские улицы-трансформеры, которые при сильных ливнях превращаются в Венецию, а при сильных снегопадах – в Антарктиду. Недавний снежный коллапс в Алматы, во время которого лыжник, зацепившись за автомобиль, проехал по элитной улице Фурманова, показал, что этот город интересен лишь для поклонников экстремального туризма. Причём экстремальным является само нахождение в городе, уровень загрязнения воздуха в котором во многих районах превышает допустимые показатели. В то же время бригады с бензопилами нещадно кромсают деревья, чтобы привлечь внимание к фасадам магазинов, ресторанов и банков.
Но не стоит сваливать все проблемы на нерасторопность исполнительных органов. Особенности обычных людей также оказывают влияние на настроение приезжающих. Можно много говорить о казахстанском гостеприимстве, но, когда ты видишь горы мусора в местах отдыха или каждый день наблюдаешь агрессивных водителей, едущих по встречной или выделенной полосе, создаётся совсем другое мнение. По количеству ДТП Казахстан стоит на первом месте среди стран СНГ и Европы. В связи с этим многие иностранцы в наших городах не рискуют садиться за руль автомобиля и даже велосипеда и обходят стороной нерегулируемые пешеходные переходы.
Поэтому Казахстану, включая каждого жителя, предстоит очень много сделать, чтобы превратиться в привлекательную страну. Теме развития туризма была посвящена одна из недавних дискуссий экспертного клуба «Мир Евразии». На каких туристов следует ориентироваться Казахстану? Возможны ли круизы по Каспийскому морю? Можно ли торговать холодом? Вот несколько мнений экспертов.
Где скрываются будущие туристы?
Жумат Марденов, экс-заведующий зарубежным отделом БММТ «Спутник» ЦК ВЛКСМ, почётный работник туризмаКазахстана:
«В советское время активно работали поезда дружбы. Они ходили по всему Советскому Союзу вплоть до Прибалтики и Дальнего Востока. Самый популярный маршрут был Алма-Ата – Ташкент – Бухара – Самарканд. Мы можем объединить усилия Казахстана, России, Кыргызстана, Узбекистана и сделать Алматы транзитным городом. Нам нужно развивать внутренний туризм, строить лагеря, молодёжные кемпинги. Мы устраиваем выставки в Казахстане, но они провоцируют отток наших туристов. Мы должны вывозить свои выставочные стенды за рубеж и качественно показать, на что мы способны».
Эдуард Полетаев, политолог, руководитель ОФ «Мир Евразии»:
«С 2017 года безвизовый въезд в Казахстан разрешён для граждан 48 стран. На мой взгляд, это не совсем выгодное решение. Можно было оставить визовый режим, но упростить получение виз. К примеру, в такие страны, как ОАЭ или Кения, можно получить визу через интернет, а в Тунисе, Вьетнаме и Таиланде её получают в аэропортах.
Согласно исследованиям, основным сегментом европейских предпочтений является пляжный туризм (32%), комбинированные туры на втором месте (20%), на третьем – городской туризм (14%). Предпочтения азиатского туриста разительно отличаются: лидируют комбинированные туры (50%), городской туризм предпочтителен для 18 процентов, пляжный – только для 15 проц. И если в Казахстане не будут формировать представленные сегменты, то привлечение иностранных туристов будет затруднительным».
Марат Шибутов, представитель Ассоциации приграничного сотрудничества в Казахстане:
«Туристов в чистом виде к нам приезжает примерно 55 тысяч. Не те, которые декларируются, а именно с туристическими целями. В 2015 году у нас было 70 тысяч. Рост в основном за счёт россиян, которые едут на Алаколь и Балхаш.
На мой взгляд, мы должны работать не с дальним зарубежьем, а именно с соседями. Надо перестать быть высокомерными и ждать жителей Нью-Йорка и Парижа. В рамках EXPO ожидается большой толчок в сфере туризма. Созданы групповые туры. Даётся реклама в National Geographic, ТАСС, Google, The New York Times. Разработаны 73 маршрута по уникальным местам Казахстана.
Эконом-пакет от 40 тысяч на 3 дня: трансфер, хостел, питание, услуги гида, входные билеты на выставочный комплекс. Я думаю, миллион посещений EXPO мы наберём. Из них планируется около 300 тысяч иностранных туристов.
Юрий Тлеумуратов, директор Палаты предпринимателей Алматы НПП РК «Атамекен»:
«Туризм – очень высокодоходный вид бизнеса. На него приходится 7 процентов мировых инвестиций и 11 проц. мирового совокупного дохода. Но в Казахстане нет полноценного госоргана, координирующего эту работу (министерство туризма и спорта расформировано). Есть лишь департамент в 10 человек.
Казахстан занял 35-е место в рейтинге Doing Business. По конкурентоспособности в секторе туризма и путешествий – 44-е. Вроде бы неплохо. Но есть и такие показатели: по приоритетности туризма – 84-е место. По международной открытости Казахстана – 124-е, по туристической инфраструктуре – 81-е, по природным ресурсам (исключая недра) – 111-е, по культурным ресурсам и инфраструктуре для делового туризма – 101-е место.
Пока трудно назвать ту сферу туризма, кроме выездного, которая у нас развита хорошо. Туристы из Китая могли бы заполонить нас. Что им интересно? Казино, шоп-туры, исторические места, связанные с коммунизмом. Но к этому нужно что-то добавить. Почему-то наши консульства и посольства за рубежом не выдают визы без личного присутствия заявителя. Недавно здесь была группа китайцев. При выезде на границе с них сняли по 15 тысяч тенге. Приедут ли они снова при таком отношении?»
Лидия Тимофеева-Пархомчик, старший исследователь Евразийского научно-исследовательского института:
«У Казахстана есть море – это Каспий. Но проблема в том, как его использовать. Насколько возможно развить круизный отдых в частности. В 2005 году российской стороной был выделен теплоход, который вмещал 600 пассажиров. Был пробный тур. На этом всё благополучно закончилось. Теплоход заржавел. В августе 2016-го Россия объявила о том, что запускается строительство нового судна на 350 пассажиров. Оно будет завершено в 2019 году.
Не каждый порт способен принять судно подобного тоннажа. Есть вероятность, что порт Актау не сможет его принять. Что касается вообще туризма на Каспии, то у нас есть отели, но отзывы чаще отрицательные.
Побережье Актау, кроме зоны «Кендерли», не приспособлено к отдыху туристов. Атырау даже не рассматривается. А до «Кендерли» нужно ещё как-то добраться. Маршрутных автобусов туда нет. Нужно прибегать к услугам частников. Большие претензии по уровню сервиса. В Актау, кажется, особое отношение к сервису. Непонятно, почему там не убирают мусор на частных пляжах. Наиболее подготовленным к туристам на побережье является Азербайджан. Даже Туркменистан разработал свой маршрут по Каспию и запустил паром на 200 пассажиров».
Адиль Каукенов, политолог, L.L.M., генеральный директор Международного центра казахстанско-китайского сотрудничества CHINA CENTER:
«Вот мы говорим о холодной погоде в Астане до минус 50 градусов. Приведу в пример китайский Харбин, где тоже морозы минус 45. Но именно в зимний период в Харбин наблюдается особый наплыв туристов из Южного Китая. Людям, которые никогда не знали, что такое мороз, это всё в диковинку. Китайцы устраивают ледовые шоу. У нас это тоже возможно. Но в Казахстане проблемы туристов начинаются уже на въезде. Наш устойчивый стереотип: турист – это богач, который разбрасывается деньгами. Моих знакомых иностранцев либо пытались ограбить, либо грабили в прямом смысле. По-хозяйски на границе уводили в отдельную комнату и вымогали деньги.
Китайцы – народ азартный. Именно поэтому там есть только одно место, где можно поиграть – Макао. Там очень дорого. Туристы из граничащих с нами провинций готовы ехать в Казахстан. Но встаёт вопрос безопасности. Не должно быть такого, что туриста разденут уже в аэропорту. Многие бы приехали на автобусе, если бы знали, что их не будет ждать ужас на Хоргосе, причём с нашей стороны».
Замир Каражанов, политолог, главный редактор информационно-аналитического центра Caspian Bridge:
«Важно учитывать неофициальные потоки туристов. Семейный туризм, экотуризм выходит на первый план. Российские автолюбители всё чаще пересекают границу с Казахстаном. Россияне, например, любят кататься по Мангышлаку. Надо присоединиться к этому тренду автотуризма. На этой волне можно хорошо поднять местный туризм. Именно эта группа туристов может сформировать рекламу Казахстану в интернете. С нашей стороны мы могли бы разрабатывать маршруты для автотуризма, строить дороги, тем более сейчас строятся международные трассы, бороться с произволом полицейских на дорогах, когда их нет во время беды, но они появляются, когда нужно содрать деньги».
Андрей Михайлов, путешественник-исследователь, действительный член Русского географического общества:
«Как географ, я считаю, что в Казахстане может быть лишь очень специфичный туризм, не массовый. У нас не очень много достопримечательностей. Они все рассеяны на огромном расстоянии. Хотя страна красивая, но здесь должен быть очень специальный туризм. Общество не готово к принятию туристов. Нет каких-то руководящих принципов в этой сфере. Туризм, с одной стороны, даёт деньги, а с другой – имеет разрушительный потенциал. Природа разрушается, как только становится объектом туризма. Вот пример: упадок острова Пхи-Пхи начался после того как вышел фильм с Ди Каприо. Туроператоры ищут места, которые могут привлечь своей нехоженностью. Через два года это место начинает разрушаться от экологического давления. Во всех туристических странах Азии появляется яркий заметный слой детей-попрошаек. В Казахстане они тоже начинают появляться там, где мелькают западные туристы.
Как только объекты культа становятся туристическими объектами, они перестают нести вот эту свою глубинную функцию центров силы, центров поклонения. Нельзя туризм воспринимать однозначно положительно. Если страна «садится на иглу» туризма, она оказывается на коротком поводке у мировых лидеров. Пример – Турция и Египет».
Флайборд нашёл своих поклонников на переполненных пляжах Алаколя
Антон Морозов, к. п. н., политолог:
«Очень востребовано, когда в рамках одного тура можно посетить несколько стран. Примеров много в Европе. В Юго-Восточной Азии вариации: Индонезия – Малайзия – Сингапур; в Южной Америке: Эквадор – Перу – Боливия; в Африке: ЮАР и Мозамбик. Это совместное представление участников на туристическом рынке, совместная рекламная работа, создание специализированных организаций, которые занимались бы продвижением этих объединений на мировом рынке путешествий».
Владислав Юрицын, политический обозреватель интернет-газеты Zonakz.net:
«Нужно развивать горный туризм. Как говорил один из самых известных путешественников Казахстана Андрей Гундарев (Алмазов), горный туризм – вещь заразная. Горы могут быть, а горный туризм – нет. Имеющаяся огромная маржа в туристическом продукте губительна. Есть мировой рынок. И люди, которые погружены в интернет-пространство, могут почитать, сравнить и подсчитать. У Казахстана также есть возможности развивать охотничий туризм. Но его тормозят ограничения по перемещению ружей и многочисленные проверки охотников. В итоге горные туристы и охотники чаще делают выбор в пользу соседнего Кыргызстана».
Тимур Рахимов, советник Посольства Республики Узбекистан в Республике Казахстан:
«Политику с визами мы ведём на условиях взаимности. Что касается дифференциации, европейский или азиатский турист, то у нас в компаниях турагенты делятся – один отвечает за французов, второй за испанцев, третий за малазийцев и каждый готовит программу, не пересекающуюся, для своего, определённого контингента. Очень индивидуальный подход к представителям разных стран и регионов. В Узбекистане туризм из года в год растёт. За последний год вырос на 13 процентов. Всего нашу страну посещают более двух миллионов туристов в год. При этом мы переходим к комбинированным турам, понимая, что люди к нам едут за тридевять земель. И если они смогут сразу посмотреть Казахстан и Узбекистан, то это будет интересно туристам».
Алматы
Метки: Олег Белов