Олег БЕЛОВ
Многие путешествия начинаются с просмотра телепрограмм. И здесь многое зависит от качества изображения. Мир стремительно завоёвывает новый формат 4К (Ultra HD). Уже сейчас многие казахстанцы могут смотреть западные и российские каналы в этом формате.
В прошлом году первые каналы 4K появились в Беларуси и Сербии. Казахстан пока отстаёт в этом процессе. Ещё не все телекомпании вещают даже в предыдущем формате HD. Но первая ласточка уже появилась. В декабре прошлого года известный журналист Олег Парамонов начал интернет-вещание первой казахстанской программы в формате 4К «Жетысу – перекрёсток туристских троп». Этот проект реализуется совместно с акиматом Алматинской области на Youtube. Ссылка на канал: https://www.youtube.com/channel/UCHgYs_mGsZmTE4j-kWIw3mA
Олег, с масштаба страны в вашей предыдущей программе «Неизведанный Казахстан» вы ушли в пределы Алматинской области. Не является ли это шагом назад?
– Не стоит забывать, что Алматинская область – это, на мой взгляд, 90% туристического потенциала страны и где-то 50% потенциала природных туристических объектов. Почему туристы едут сюда? Им нравится здесь путешествовать. Здесь на территории одной области есть всё – горы, реки, пустыни, каньоны, крупные водоёмы. То есть это фактически все виды путешествий. За один день можно погулять по барханам, спуститься в каньон и подняться в горы до вечных снегов. В плане географии, возможно, я сузил свой масштаб поездок, но на разнообразии путешествий это не скажется. В итоге у меня больше сил и энергии остаётся на съёмки.
Уже около 20 лет вы снимаете казахстанские туристические объекты. Нет ощущения, что все они уже исчерпаны?
– План еженедельных программ у меня расписан на несколько лет вперёд. На самом деле Казахстан – это настолько обширная территория, включающая фактически все природные зоны, что количество туристских маршрутов не поддаётся счёту. В декабре 2018 года я реализовал свою старую мечту – начал выпускать программы в формате Ultra HD (4К). Для мира природы этот формат наиболее актуален. Он позволяет видеть на большом экране картинку с мельчайшими подробностями.
Но в Казахстане нет телеканалов с форматом 4К. Нет у вас ощущения, что вы обгоняете время?
– Этот современный формат видео поддерживают фактически все новые модели телевизоров. А функция Smart TV позволяет смотреть видео из интернета. У многих уже есть телевизоры с форматом 4К. Их владельцы даже используют голосовой набор при выборе видео на Youtube, что ещё недавно выглядело как фантастика. Когда люди смотрят фильмы и программы в Ultra HD, это совершенно другие эмоции. Человек, сидя перед экраном, может видеть мельчайшие детали изображения. Он полностью погружается в картинку, и создаётся эффект присутствия.
Существует немало брендов походного оборудования и питания. Ощущали ли вы их поддержку при создании туристических программ?
– К сожалению, нет. Нужно честно признать, что Казахстан по количеству населения – незначительный рынок. К тому же на мировой арене Казахстан ещё не котируется как туристическая страна. Поэтому привлечь спонсоров, особенно внутри страны, очень сложно. Ведь им нужна отдача, масштаб. У нас даже нет крупных турфирм, которые могли бы организовать масштабные рекламные кампании. Свой нынешний проект я реализую благодаря поддержке акимата Алматинской области. Первоначально мы планировали запустить его на областном канале «Жетысу», но не смогли найти с ним общий язык. И, наверное, это к лучшему. Ведь это открыло мне путь к формату Ultra HD.
Город Алматы часто называют лидером в развитии туризма. Как получилось, что в продвижении нового видеоформата Алматинская область оказалась впереди главного мегаполиса страны?
– Я успешно сотрудничал с акиматом Алматы, который поддерживал мои предыдущие проекты. В 2017 году я участвовал в совещании управления туризма Алматы, посвящённом новым проектам. Я представил проект программы из 50 видеороликов в формате Ultra HD на Youtube по продвижению Алматы и его окрестностей, но не встретил заинтересованности. К тому же, я вижу, что время от времени выпускаются неплохие видеоролики, посвящённые Алматы, но это разовые акции.
Вы объездили весь Казахстан. Какие виды туризма имеют наибольший потенциал и что тормозит развитие индустрии отдыха?
– Во многие поездки я отправлялся на автомобиле. Могу с уверенностью сказать, что Казахстану нужно в первую очередь развивать автотуризм и связанную с этим аренду автомобилей. Недавно я наблюдал в нацпарке «Алтын-Эмель» большое количество арендованных автомобилей. Сотрудники парка сказали мне, что эта группа иностранцев, которые специально для таких путешествий прилетают в Алматы. Они берут автомобили на три-четыре дня в прокат и отправляются туда, куда хотят. В частности, открытие прямых рейсов, которые связали Варшаву и Алматы, привело к тому, что появились организованные и самостоятельные группы туристов из Польши. Обычно они прилетают на неделю, берут в аренду автомобили и ездят по области. Информации в интернете сейчас достаточно. Только «Алтын-Эмель» в этом году посетили около 800 поляков.
В последние годы набирает силу велотуризм. Это направление также популярно среди иностранцев. Мобильный туризм привлекателен тем, что люди, перемещаясь на автомобилях или велосипедах, могут посетить любой заинтересовавший их объект, совершить пешеходные маршруты. Приехав на реку, они могут сплавиться по ней. Проблемой остаётся качество дорог. Появились лишь междугородние автобаны. Очень много говорят о развитии Алаколя, но дорога от Талдыкоргана до озера в ужасном состоянии.
Другой проблемой остаётся работа дорожной полиции. Многие автотуристы, в частности из России, говорят, что их вполне впечатляют туристические и природные объекты, но из-за работы дорожной полиции второй раз приезжать не хочется. Многие из них едут в Мангистау, но по пути их пять-шесть раз останавливают полицейские. Можно взглянуть на пример Кыргызстана, где дорожным милиционерам дано чёткое указание не останавливать приезжих туристов без необходимости. Там прекрасно понимают, что туристы – это деньги для страны. Можно взглянуть и на пример Грузии, где фактически удалось искоренить взяточничество среди дорожных полицейских.
Безусловно, такой вид отдыха нуждается в развитии придорожной инфраструктуры и сервиса. Её у нас фактически нет. Мне кажется, это не из-за того, что нет желающих предпринимателей, а из-за того, что кто-то тормозит её развитие. На трассе Алматы – Талдыкорган через каждые 10 км находятся стоянки с туалетами. Но в этих туалетах необходимо хотя бы раз в неделю проводить дезинфекцию и уборку. Они абсолютно заброшены, и заходить в них просто страшно. Тем более стыдно предлагать зайти туда иностранцам. Мы возили итальянцев на Балхаш на парусную регату, и по дороге возникла проблема с туалетом. Для иностранцев это был шок. К счастью, я знал несколько частных кафе с приличными уборными, и это нас спасло. В то же время мне известна турбаза Сергея Рузанова «Черкасай» в районе Текели, который в глухом недоступном месте сумел построить дома с комфортными туалетами. Так что многое зависит и от человеческого фактора.
Шлагбаумное мышление
– Что можно было бы предпринять для развития туризма на местном уровне?
– Острой проблемой остаётся большое количество ограничений для туристов. Свободу перемещений тормозят шлагбаумы и различные поборы. Поэтому туристы охотнее выбирают Кыргызстан. У нас же шлагбаумы внезапно появляются именно там, куда начинают ездить туристы. Это касается большинства пляжей. Два недавних примера связаны с рекой Или. В прошлом году кто-то взял в аренду урочище Тамгалы-Тас, где находятся знаменитые наскальные изображения Будды. Теперь все туристы вынуждены платить деньги при посещении этого урочища. Шлагбаум также перегородил съезд к реке на третьей насосной станции ниже плотины Капчагайской ГЭС, откуда стартуют основные группы водных туристов.
– Насколько Казахстан реализует потенциал горного туризма?
– Одной из самых больших проблем горного туризма является закрытие прямых горных маршрутов между Казахстаном и Кыргызстаном. В советское время маршруты из Алма-Аты на Иссык-Куль пользовались огромной популярностью. С тех пор было проведено множество совещаний с обеих сторон, на которых говорилось о необходимости открыть границу для горных пеших туристов. Это привлекло бы множество и казахстанских и иностранных туристов. Но всё упирается в законодательство. Никто не хочет его менять, и в итоге проходить границу можно только на стационарных пунктах. Это настоящий тупик – все разговоры о том, что где-то можно получить разрешение на проход, заканчивается в ущелье при встрече с пограничниками. С одной стороны, Казахстан и Кыргызстан в едином экономическом и таможенном пространстве, с другой – тропы некогда популярных маршрутов зарастают травой. Конечно, можно было бы придумать схему и упростить прохождение границы. Это дало бы большой толчок развитию туризма в Алматы, Алматинской и Иссык-Кульской областях, но никто не хочет брать на себя эту работу. Что говорить, если из Алматы сложно попасть даже в Проходное ущелье, которое в своё время назвали так из-за того, что там проходил популярный маршрут на Иссык-Куль. Пора понять, что для полноценного развития туризма пешеходные зоны нужно развивать не только в городах, но и в горах.
Фото из архива Олега Парамонова
Врезка:
Олег Парамонов – алматинский режиссер, автор и ведущий телепрограмм, посвящённых туризму. Первая из них стартовала в 1997 году на телеканале «Тан» и называлась «Ветер странствий». Затем она выходила на 31 канале. В 2001-м она закрылась в связи с отсутствием финансирования. В 2003 году акимат Алматы поддержал новый проект телепрограммы «Дневник путешествий. Ветер странствий». Но во время смены формата с этого телеканала убрали все авторские программы. В 2012 году руководство медиахолдинга «Алаш» инициировало запуск новой программы на канале СТВ. Она получила название «Неизведанный Казахстан» и выходила в течение 6 лет. В 2012-м клип «Страна эдельвейсов», рассказывающий о горном походе на Иссык-Куль, получил приз заочного конкурса Грушинского фестиваля. В сентябре 2018 года начал сотрудничество с журналом «Ветер странствий» и снял программу, посвящённую фестивалю «Окуньколь». В декабре 2018-го Олег Парамонов совместно с управлением туризма Алматинской области запустил на Youtube первую казахстанскую программу в формате 4К «Жетысу – перекрёсток туристских троп».