Ударим олимпийскими объектами по всемирному наследию!

В июле 2014 года в нашу страну пришла радостная весть. Еще один объект Республики Казахстан внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Таких объектов у нас в стране немного: мавзолей Ахмеда Яссави в Туркестане, петроглифы археологического ландшафта Тамгалы, Сарыарка — Степи и озера Северного Казахстана. И вот новый, четвертый по счету – городище Талгар (Тальхиз). Городище вошло в Список в качестве одного из объектов Великого шелкового пути в Чанъань-Тянь-Шаньском коридоре, номинацию которого подготовил Китай.
Четыре объекта на огромную территорию Казахстана?!
Даже в небольших странах мира их число значительно выше. В Финляндии – 7, в Норвегии – 7, в Швейцарии –11, Корее – 11, в Швеции – 15!
Но не успели казахстанцы осознать всю значимость столь радостного события, как их потрясла новость о том, что уникальному памятнику грозит уничтожение.
Осенью 2014 года группа китайских археологов решила осмотреть объекты, расположенные на территории Казахстана. Каково же было удивление китайцев, увидевших, что к центру городища Талгар с западного берега реки сооружают мост, а поперек городища сделана разметка для строительства автодороги к горнолыжному курорту «Ак-Булак».
Разразился скандал. В уполномоченные органы пошли письма и запросы, появились публикации в прессе. Каким образом это случилось? Почему одни ведомства не знают, что делают другие? Почему не было общественных слушаний? Где археологическая и экологическая экспертизы?
В декабре 2014 и январе 2015 годов были организованы выезды экспертов на местность, строительство было приостановлено.
Чуть позже были уточнены границы городища, предложен новый проект дороги в обход городища. Министерство культуры направило письмо в акимат Алматинской области о необходимости организации охранной зоны памятника истории и маркировки ее на местности специальными знаками.
Управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог Алматинской области опубликовало на своем сайте туманное разъяснение произошедшего: «В 2013 году проект был скорректирован и согласован с ГУ «Отдел архитектуры и градостроительства Талгарского района». В Архитектурно-планировочном задании, выданном данным отделом, нет требований касающихся городища. С 2008 года территория городища составляла 3,9 га. План дороги в районе городища оставлен без изменения, так как границы городища в то время не менялись.

25 ноября 2014 года мы узнаем, что в 2013 году по решению маслихата Алматинской области территория границы городища увеличилась на 20,3 га (на самом деле до 20,8 га – прим автора). На момент корректировки проекта об этом не было известно ни отделу Архитектуры, ни отделу земельных отношений Талгарского района, не было занесено в базу данных НПЦзем. Границы городища на местности ничем не обозначены (справедливый упрек – прим автора), на генплан также не посажено. В новых границах дорога проходит по территории городища».
Ситуация как в анекдоте. Ведомства одной и той же области узнают о Решении маслихата Алматинской области (той же области!) от 28 июня 2013 года № 18-118 через 17 месяцев после начала строительства дороги(!) и через четыре месяца после включения городища Талгар в Список всемирного наследия! Вероятно, о решении маслихата им сказали всё ведающие китайцы во время визита. А о существовании Закона Республики Казахстан от 2 июля 1992 года «Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия» строители, возможно, не подозревают до сих пор.
Кстати, о существовании Экологического кодекса строители, видимо, тоже ничего не знают. Управление природных ресурсов и регулирования природопользования Алматинской области ответило нам, что экологическую экспертизу по материалам строительства моста через реку Талгар оно не проводило.
Пока чиновники ищут ответы на традиционные вопросы кто виноват и что делать, объект всемирного наследия покрывается ковром цветов, на котором пасется скот, … и разлагается мусор, ставший неотъемлемой частью нашего национального пейзажа.
Толпы туристов, в частности иностранных, на городище Талгар не замечены. Впрочем, а как они могут узнать, что здесь находится объект всемирного наследия? На городище нет ни указателей, ни ограждений, не говоря уже об экскурсоводах и музейных работниках. Обычный пустырь, мальчишки, играющие в футбол, а вокруг разухабистые грунтовые дороги. Правда, имеется какое-то странное строение: не то караван-сарай, не то крепость. Но и на нем нет никаких вывесок, поэтому о его предназначение можно лишь строить предположения.
Пример с городищем Талгар, к сожалению, не исключение. Горькая судьба уже постигла многие памятники природы и истории. Такая же судьба уготована Иле-Алатаускому национальному парку, урочищу Кок-Жайляу и многим другим прекрасным местам нашей страны, если только общественность, как в случае с Талгаром, не положит конец процессу уничтожения памяти народа, сокровищ природы и мировой культуры.
Экологическое общество «Зеленое спасение» продолжает отслеживать ситуацию (Подробности – на сайте http://esgrs.org/)

Комментарии

  1.  

    Не так давно были выведены из списка исторических и археологических памятников в Алматы порядка 20 объектов – сакские курганы, могильники и т.д. Теперь там строят коттеджи на древних костях. Дай Бог новым жильцам избежать кармических неприятностей!

  2. ОтветитьТалгат Рымжанов
     

    Вот в этом весь наш туризм((( его развитие…
    Есть еще одна грань – кидалово((

  3.  

    Ни для кого не секрет, что при Советском союзе, здесь, на территории городища были размещены гусятники, были сделаны специальные заводи, где гуси плавали. Работал инкубатор. Соответственно, была польза. Рабочие места. На раскопки приезжали какие-то там студенты, и, к слову, много камней из речки принесли своими ручками, мостовую то ли выкладывали, то ли реставрировали (так что спорная ситуация на счет “каменного наследия”). Никогда и никто за городищем не следил, свалка свалкой была (ну это пусть на совести каждого там сорившего будет, ну и акима района соответственно). Так вот, это было чуть ли не единственное место (Мараканы) где можно было отдохнуть просто так, ни за деньги, пожарить шашлык, погулять, с детьми на свежем воздухе поиграть, в конце концов с девушкой красивой на ночное небо посмотреть ( Талгарцы поймут) . А что теперь? Забором все огородили, какую-то несуразицу построили прямо на дороге, которую дачники за свои средства и своими силами в свое время делали. А у местного населения кто – нибудь спрашивал, надо ли “это все” кому вообще??? У самих-то с документами все ли в порядке? Разрешение на строительство? Акт на землю? Работники кто? Квалификация? А пару лет назад когда крышу с “музея” ветром сдуло, автомобиль повредило местного жителя, помните?? Слава Богу никто не пострадал физически, да и то не известно до конца чем все закончилось. “Музей” на коммуникациях Талгарской хлораторной, выше расположенной поставили ))) Когда там прорыв был, как там всю стройку затопило, помните? Пять лет, а то и больше “Музей” 2 на 2 строят, построить не могут. Позор!!! Лучше б там школу, больницу построили или стадион хороший, а то вовсе стрельбище для стендовой стрельбы например. Или микрорайон, как “Миллиоратор” в Талгаре . Сколько бы пользы было. Да и Предки наши против такого не были бы точно! Короче, дорога – это развитие, это польза однозначная! Как удобно будет когда ее доделают. Разгрузится движение на основной трассе, сколько людей до Алматы чуть-чуть быстрее добираться смогут. Да до Вашего городища по этой самой дороге в итоге бесчисленные туристы международные ))) ездить будут. Так прям пишут, что чуть ли не все городище под дорогу ушло, трагедия. Народ то в заблуждение не вводите. Там же не автобан десятиполосный строят все таки. И в завершении. Я НЕ говорю НЕТ Культуре , истории, памяти о предках и все такое, и не сею тут смуту. ДА мы должны знать свои корни, чтить предков, вносить свой вклад во благо!! Это однозначно! Но всегда есть НО. Я лишь выражаю свое мнение, нужно идти в ногу со временем, и нужно понимать что ПАМЯТНИК ПАМЯТНИКУ рознь.

  4.  

    Талгарцев понять можно. Но, граждане, строить на историческом памятнике дорогу, гусятники-поросятники нельзя. Предки не поняли бы, дети точно не поймут. В 21 веке живем. Может можно объезд сделать? Пусть дороже. Пусть дольше. Но по-человечески. Хоть раз по-уму.

Ваш комментарий