Круглый год вода в роднике сохраняет постоянную температуру +16 градусов. По сделанному в 2009 году заключению НИИ кардиологии и внутренних болезней Министерства здравоохранения РК, по лечебной значимости вода этого источника сравнима с известными лечебно-столовыми водами «Кулагер-Арасан» (Боровое) и Темирлановского месторождения (ЮКО). Жамбылская вода имеет 17 жизненно важных для здоровья минералов и микроэлементов (магний, кальций, йод, кремниевая кислота и др.). Ее употребление позволяет противостоять многим заболеваниям.
«Эту воду использовал еще мой дед, – рассказал местный житель Омиркул Мырзакулов. – Целебность источника заметили чабаны, когда больные овцы ночевали на берегах этого водоема и потом вдруг выздоравливали. Позже родником стали пользоваться люди, и скот уже не пускают. Сюда приезжают сотни людей за здоровьем, набирают с собой флягами воду. Едут даже купаться на православный праздник Крещения, в январе, при любом морозе».
По его мнению, целебные свойства воде дает святой дух. Неподалёку от родника находится могила старца, и местность называется «Аулие» (святой) «бастау». Рядом находится городище «Аулие-Бастау» VI-X вв., относящееся к историческим памятникам областного значения.
Родниковая вода через 10 километров впадает в уникальное грязевое озеро, лечебные грязи которого уже много десятилетий используют в своей врачебной практике клиники Жамбылской области.
Однако на днях паломники, приехавшие на родник Аулие-бастау, были неприятно удивлены. При въезде на территорию появился шлагбаум, на котором написано требование оплаты 500 тенге за въезд на территорию родника. Вокруг чаши родника поредели деревья и насыпаны валы из шлаковых отходов.
«Каковы могут быть последствия этого безобразия? – говорит О. Мырзакулов. – Во-первых, если спиливают деревья возле родников, то родники потом высыхают. Там уже уровень воды сантиметров на 20 меньше летнего, хотя к осени родник обычно наполнялся до краев. Во-вторых, когда пойдут дожди (а они уже пошли) эти отвалы будут вымываться в родник, и шлаки попадут в воду. И какая теперь будет «целебная вода»?».
«Сегодня люди не хотят понимать, насколько бережно нужно относиться к природе, люди забывают заветы наших предков, – говорит ветеран жамбылской журналистики, писатель, экс-депутат Верховного Совета КазССР XIII (последнего) созыва, экс-депутат Мажилиса Парламента РК Аргынбай Бекбосын. – У казахов испокон веков было метафорическое сопоставление Природы и Человека, одушевление Космоса, очеловечивание окружающей природной среды. Поклонение небу – Тенгри, солнцу, огню, воде исходило из кочевого образа жизни, из жизни, близкой к природе. Все необыкновенные явления природы почитались как священные, освященные пребыванием «Аулие», служили предметом поклонения. Многие казахские мифы о священных деревьях, родниках восходят к архаическим воззрениям, одушевлявшим Природу. Известны мифы о сломанных или поваленных ураганом деревьях, истекающих кровью, испускающих крики боли или негодования. Большое несчастье может поразить человека, если он губит подобные природные святыни».
Автор:Галина Скрипник
Фото с сайта images.esosedi.ru
Зачем надо было шлаком засыпать берега? Надо природоохранную прокуратуру подключать.
А нафиг там шлагбаум?
За что плата то берется?