Из окон редакции «Радиоточки» видна большая часть города. И каждое утро можно наблюдать, как грязно-серая с зеленоватым оттенком пелена накрывает Алматы.
О проблемах загрязнения атмосферы в мегаполисе постоянно идут экспертные и общественные обсуждения. “Радиоточка” решила выяснить, как за прошедший год изменилось состояние воздуха, которым дышат алматинцы.
«У службы «Казгидромет» есть посты по всему городу, – рассказал «Радиоточке» Бахтияр Макашев, исполняющий обязанности начальника отдела лаборатоно-аналитического контроля в РГУ «Департамент экологии г.Алматы». – Это пять точек ручного сбора проб, куда три раза в день выезжают специалисты и делают соответствующие замеры, и 11 автоматических постов наблюдения, где анализ состояния атмосферы осуществляется каждые 20 минут без участия человека. И вот, согласно их отчетам, в 2014 году был очень высокий уровень загрязнения воздуха в Алматы. Среднегодовая концентрация формальдегида по городу составила 3,7 ПДК (предельно допустимая концентрация вещества, устанавливается Минздравом – прим. “Радиоточки”), диоксида азота – 1,9 ПДК, показатели других веществ, в том числе тяжелых металлов, не превышали норму».
Состояние атмосферы ученые определяют по нескольким показателям качества воздуха. Сравнивая цифры за 2014 и 2013 год, можно заметить, что степень кратковременного загрязнения (СИ – стандартный индекс) и наибольшая повторяемость превышения допустимых концентраций (НП) увеличилась на 2,4 и 12,9% соответственно. При этом, по словам Бахтияра Макашева, ИЗА (индекс загрязнения атмосферы), характеризующий уровень длительного загрязнения, снизился с отметки в 11,8 до 10,0. Однако, несмотря на динамику показателей, общая степень загрязнения воздуха осталась высокой.
Самый чистый район города, по мнению экологов, – часть проспекта Достык, расположенная выше улицы Сатпаева. Самая загрязненная атмосфера, по-прежнему, в нижней части мегаполиса –в районе перекрестков Райымбека-Сейфуллина и Райымбека-Саина. Алматинская “роза ветров” всегда была направлена в сторону Талгара, но в последние годы, из-за беспорядочной застройки, она сместилась, и весь смог идет в нижнюю сторону города.
Очевидно, что основным источником «грязного» воздуха является транспорт. Однако, есть еще частный сектор, который, несмотря на развивающуюся газификацию, все еще топится углем, дровами, а то и подручными средствами, вроде покрышек. Решение этой проблемы видится в полном переходе на газовое отопление. Но здесь возникают другие сложности, в частности, финансовые. Власти города прокладывают газопроводы даже на окраины города, но чтобы легально подключиться к этой сети, собственник жилья должен заплатить внушительную сумму денег. Кроме того, ряд экспертов прогнозирует газовый кризис к 2024 году.
А вот для снижения вреда, причиняемого атмосфере транспортом, способы не изменились – больше автобусов, велосипедов и пеших прогулок; меньше машин, особенно на бензине; строительство метро и линий для скоростных общественных перевозок и, конечно же, озеленение города.