Велопутешествие на Памир

Татьяна МЕЛЬНИЧЕНКО
Алматинцы Ник Мельниченко и Александр Сипетый проехали на велосипедах 3000 километров по горам Алатау, Тянь-Шаня и Памира. Преодолели несколько высочайших перевалов, куда не «ступало» колесо джипа. Своими глазами увидели красивейшее высокогорное озеро Сонкёль в Кыргызстане. Посетили загадочную Ваханскую долину в Таджикистане, где живёт удивительный и гостеприимный народ – памирцы. И сняли о своём путешествии захватывающий фильм.

Александр Сипетый и Ник Мельниченко – основатели казах­станского клуба велопутешественников Lucky Adventures KZ («Удачные приключения») и настоящие фанаты велотуризма. А как ещё можно назвать людей, решивших проехать на велосипеде от Алматы до Душанбе, причём не по ровной местности, а по горам?

velo1

Велосипед – это независимость

Мы поинтересовались у ребят, почему они предпочитают путеше­ствовать именно на велосипеде.
Я считаю велосипед очень независимым транспортным средством, потому что тебе не нужно его заправлять горючим, не нужны техосмо­тры, разрешения на парковку и движение. Полная свобода, полная ав­тономия, – говорит Ник Мельниченко.
На велосипедах хорошо путешествовать, потому что ты более от­крыт, не защищён, люди это видят и относятся к тебе так же открыто. На велосипеде всегда есть контакт с людьми, можно с ними познакомить­ся, пообщаться. На мотоцикле или машине теряется это ощущение от­крытости, – добавляет Александр.
Опыта дальних странствий на двух колёсах алматинцам не занимать. За несколько лет они вдвоём и порознь объездили Центральный Казах­стан, побывали на Алтае, проехали сквозь настоящую тайгу из Горной Шории в Хакасию, путешествовали по горам Крыма и Шри-Ланки, по лесам Карелии…

velo6

Поход под названием «Высокогорное велопутешествие Памир – 2015» стартовал в Алматы и завершился в Душанбе. Эти 3000 киломе­тров на самолёте можно преодолеть за полтора часа, на велосипедах получилось за два месяца. Маршрут 5-й категории сложности пролегал по территории трёх государств – Казахстана, Кыргызстана и Таджи­кистана, через 13 горных перевалов, самый высокий из которых – Ак­Байтал – достигает 4655 метров.
– Первый этап – это горы Заилийского Алатау: высокогорное плато Ассы, где вблизи Алматы люди сочетают современный и кочевой образ жизни, Кольсайские озёра и озеро Каинды, – рассказывает Ник Мель­ниченко. – Второй этап – это Кыргызстан. Мы проехали по южному по­бережью озера Иссык-Куль, поднялись к высокогорному озеру Сонкёль и закончили этот этап в городе Ош. Третий этап – Памир, высокогорное плато на территории современного Таджикистана. Памирский тракт – это автомобильная дорога, соединяющая города Ош, Хорог и Душанбе.
Памир сегодня – в числе немногих уголков мира, оставшихся почти не тронутыми цивилизацией. Большая его часть – это нынешняя тер­ритория Таджикистана, но в северо-восточной части до сих пор живут главным образом этнические киргизы, которые начали заселять высо­когорье ещё в XV веке. По оценкам учёных, памирские киргизы – один из самых выносливых народов мира, так как живут они на высоте 4000 метров. Погодные и климатические условия для житья непригодны, там не растёт даже трава – только камни и снег. Температура даже летом всего плюс 5–10 градусов. Горцы живут так, как жили их прадеды, – раз­водят яков, питаются в основном мясом и молочными продуктами, строят дома без окон. Памирцы, живущие в ущельях ниже 3000 метров, занимаются земледелием. Таких мест на Земле с каждым годом оста­ётся всё меньше, а потому увидеть Памир – редкая удача.

velo2

Вода обтекает любые препятствия

На этот раз велотуристы решили не только сами полюбоваться уни­кальными красотами Тянь-Шаня и Памира, увидеть жизнь и быт людей в суровых климатических условиях высоких гор, но и показать их дру­гим. Они сняли о своей поездке одноимённый фильм «Высокогорное велопутешествие Памир – 2015».

Как вы думаете, удалось ли вам в фильме передать свои впечатле­ния от путешествия?
– Нет, конечно, никакой фильм не передаст те ощущения, которые ты испытываешь в пути. Причём не только положительные. Когда мы выезжали, в Алматы была хорошая погода, солнце, жара. Но стоило подняться в горы, нас залило дождём, который не прекращался девять дней. Дороги в горах и так не в лучшем состоянии, но после дождя их размывает ещё больше. Однажды нам пришлось обратиться к местно­му жителю, чтобы он помог нам проехать четыре километра на своей машине. В итоге эти четыре километра мы ехали более двух часов – мы застревали в грязи каждую минуту! Также у нас на пути встречались очень крутые спуски, которые мы преодолевали пешком, – рассказыва­ют велопутешественники.

velo3

Своим мнением о фильме поделился пре­зидент историко-географического обще­ства «Авалон» Виталий Шуптар:
– Фильм интересен тем, что ребята выбра­ли неизъезженный маршрут, посетили ме­ста, где редко бывают туристы. К приме­ру, Ваханская долина – просто сказочная страна, кладезь интереснейших артефак­тов, – говорит Виталий. – Видео о таком приключении – это здорово! Я часто жа­лею, что в своих путешествиях могу только фотографировать.

В начале путешествия всё очень интересно, у тебя такой азарт, делится Ник Мельниченко. – Но через какое-то время, когда стал­киваешься с трудностями – дождь, снег, высокие перевалы, нехватка общения, кончаются запасы еды или воды, ты начинаешь себя ругать: зачем я сюда отправился, лучше бы сейчас дома сидел! Но когда путе­шествие подходит к завершению, то чувствуешь, что мало, что хочется снова сесть на велосипед, крутить педали и ехать дальше.
Объясняет он это тем, что в пути всегда появляется чувство нахож­дения в целенаправленном потоке, ощущение полноты жизни. Именно оно позволяет решиться на новое путешествие. И тогда все невзгоды начинают восприниматься, как каменные глыбы в реке: вода обтекает их и стремится дальше.

velo5

Велотуризм по-казахстански

Александр Сипетый и Ник Мельниченко считают, что в Казахстане ве­лотуризм развит слабо, хотя для этого есть все возможности: бескрай­ние живописные просторы, доступность этого транспортного средства как говорится, было бы желание. Но желающих, видимо, мало. В Кыр­гызстане ребята встретили пожилую даму на велосипеде из Швейца­рии. Она очень удивилась, узнав, что они казахстанцы, так как впервые встретила там путешественников на велосипедах не из Европы.
Нам бы очень хотелось, чтобы у нас в Казахстане развивался вело­туризм, горные походы. За два месяца мы не встретили ни одного ка­захстанца на велосипеде, хотя познакомились с большим количеством иностранцев – из Японии, России, Франции, Германии, Швейцарии… Когда мы приехали в город Ош, в одном из местных хостелов встретили 12 велопутешественников, но из Казахстана мы были единственными! – говорит Ник.
Вывод напрашивается один: велотуризм нужно больше популяризи­ровать в нашей стране, ведь это здоровый, экологичный и, что немало­важно, недорогой вид туризма.
– Путешествие на велосипеде – самый бюджетный вид путешествия. За два месяца мы потратили около 500 долларов на каждого, причём в эту сумму входил обратный билет на самолёт из Душанбе в Алматы. Ничто не сравнится с теми впечатлениями и эмоциями, которые мы получили от нашей поездки! – говорят велотуристы.

velo4

Что же необходимо для развития велотуризма, на ваш взгляд? – поинтересовались мы у ребят.
– У нас в Казахстане бытует представление, что туризм или путешествие – это только поездка на самолёте на приморский курорт. Однако эти понятия гораздо шире, – считает Ник. – Нужно рассказывать людям о возможности самостоятельно путешествовать. Пусть недалеко, ведь в пределах каждой области есть интересные, заслуживающие внимания места. Нужно показывать им фильмы, вызывать интерес. И когда многие люди захотят этого, когда это станет востребованным, государству придётся создавать для этого условия.
– Поддержка государства важна. Необходимо развивать инфраструктуру. Питание, проживание – всё это довольно дорого, а должно быть дёшево, – добавляет Александр.
Фильм снят при поддержке историко-географического общества «Авалон» и канала «Новое телевидение». Главная цель фильма – заразить людей страстью к самостоятельным путешествиям, показать, как много в Казахстане и его окрестностях живописных мест, которые можно увидеть своими глазами. В нём отражены радости и неурядицы сложного маршрута, встречи с туристами из разных стран, которые активно путешествуют по незнакомой для них Средней Азии, жизнь и быт людей, столетиями ведущих образ жизни своих предков… И конечно, чудесные горные пейзажи.
В феврале фильм «Высокогорное велопутешествие Памир – 2015» показывает «Новое телевидение». А также его можно будет увидеть в группах клуба Lucky Adventures KZ в соцсетях ВКонтакте, Facebook и на канале клуба на YouTube.

Фото клуба велопутешественников Lucky Adventures KZ

Метки: , , ,

Ваш комментарий