Волшебный код

Подготовила Наталья БОРОВАЯ
Как показывает практика, неприятности случаются всегда в очень неподходящий момент и способны омрачить даже самые светлые полосы в жизни, в том числе и долгожданный отпуск. По различным причинам: погодные условия, технические неисправности бортов, туристы очень для себя неожиданно не могут вернуться на родину. Люди становятся заложниками ситуации, начинается паника: что делать, где ночевать и даже чем питаться, ведь к концу отдыха финансовых средств остаётся зачастую не так-то много… Предугадать всё невозможно, но свести риски к минимуму с ноября прошлого года для казахстанцев стало вполне реально. Теперь, покупая путёвку в туристическом агентстве, вы будете обеспечены туркодом.

kamkor

Более того, сотрудники КФ «Туристiк Камкор» рекомендуют любые билеты за границу тоже покупать через турагентства, дабы обзавестись этим волшебным кодом, благодаря которому в случае форс-мажора вы успешно вернётесь домой. Если у вас на руках будет туркод, при необходимости вам также обеспечат размещение (временное проживание «на срок до начала осуществления вывоза на территорию Казахстана (в случае если период вынужденного ожидания вывоза составляет более 8 часов – в дневное время и более 6 часов – в ночное время)»; возьмут на себя расходы за доставку от местонахождения в стране временного пребывания до пункта осуществления вывоза на территорию Казахстана и организацию питания, в случае если период вынужденного ожидания вывоза составляет более четырёх часов. Туристы же, выезжающие за границу самостоятельно, несут ответственность за своё благополучие сами!
Туристический код – это продукт корпоративного фонда «Туристiк Камкор», являющегося администратором системы гарантирования прав граждан Республики Казахстан в сфере выездного туризма. Главной задачей при создании системы изначально был экстренный вывоз казахстанских туристов из-за границы. Причиной разработки стали ситуации 2012 и 2015 годов, когда при банкротстве крупных туроператоров пострадало более 13 тысяч туристов, оставшихся за границей. При создании системы использовался опыт России, Англии, Дании. Однако финансовое обеспечение туроператоров принято во всём мире.
Что из себя представляет фонд «Туристiк Камкор», мы попросили рассказать директора-администратора системы Асылхана Есилова.

kamkor1Асылхан Боранбекович, расскажите немного о фонде и принципах его работы.
– Корпоративный фонд «Туристик Камкор» – некоммерческая организация, учредителем которой выступила Ассоциация туроператоров Республики Казахстан, созданная в 2009 году. В соответствии с Законом РК «О туристской деятельности в Республике Казахстан» и уставными документами фонд не имеет права осуществлять предпринимательскую деятельность, кроме непосредственно администрирования системы. Те суммы, которые накоплены в фонде и не истрачены системой, не имеют права использоваться на какие-либо другие обязательства.
Система и два основных обязательства туроператоров и туроператоров-фрахтователей фактически определены уже с 1 января 2016 года, именно тогда вступили в силу поправки в Закон «О туристской деятельности».

Каковы же обязательства туроператоров и туроператоров-фрахтователей?
– Первое – это наличие финансового обеспечения в виде банковской гарантии для туроператоров в размере 5000 МРП. Сегодня это 11 345 000 тенге (на 2017 год МРП составляет 2269 тенге). Для туроператоров-фрахтователей участников чартерных программ, чартеродержателей – 15 тыс.  МРП (порядка 34 000 000 тенге). Это деньги субъекта бизнеса, они лежат у него на счету. Администратор системы гарантирования является бенефициаром банка гарантии, то есть имеет доступ к деньгам в случае форс-мажора.
Второе обязательство, которое на себя берут туроператоры и туроператоры-фрахтователи, – это перечисление суммы 0,5 МРП за каждый реализованный турпродукт, за каждого туриста за исключением инфанта (дети до двух лет) на спецсчёт, где эти средства накапливаются.

Накапливаются и используются в случае чрезвычайных ситуаций?
– Совершенно верно. Предложенная нами система перечислений средств абсолютно прозрачна, в итоге чего человек получает туркод, являющийся набором цифр. Если у туриста есть туркод и он попал в сложную ситуацию в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств туроператором, он сообщает (всеми доступными средствами связи) об этом нам и мы принимаем меры. Пока основная задача системы гарантирования – оперативный возврат туристов на родину. На сегодняшний день система закрывает эту проблему.
Например, нам поступило сообщение. Мы проверяем достоверность сведений, связываемся с турагентом, который реализовал турпродукт и непосредственно с туроператором, выясняем все обстоятельства. Вариантов развития событий два. Первый, когда туроператор говорит, что произошла ошибка, он самостоятельно с ней разберётся и всё будет хорошо, тогда мы не задействуем механизм защиты прав граждан. Второй вариант – как в 2012 и 2015 годах, когда туроператор сбежал, прихватив финансы, либо обанкротился. В таком случае мы задействуем средства спецсчёта и вывозим туриста на территорию Казахстана. Затем, если туроператор не компенсирует эти средства, мы обращаемся за его банковской гарантией.

Кто будет определять необходимость и своевременность обращения к банковской гарантии? Сам фонд?
– По нашей инициативе (это не прописано ни в каких нормативных документах), мы предлагаем создать совет администратора системы с включением туда уполномоченного органа в сфере туристской деятельности (Министерство культуры и спорта РК), представителя уполномоченного органа в сфере гражданской авиации, в сфере предотвращения ЧС, представителей МИД, национальной палаты «Атамекен», а также представителей туристических ассоциаций. К слову сказать, расходоваться будет не вся сумма гарантии, а только то, что было потрачено на туристов конкретно данного туроператора. Система заработала 7 ноября 2016 года, и у многих туроператоров возникали опасения, что «на общие деньги будут вывозить туристов какого-то одного туроператора». Это не так. В целях оперативности используются общие средства спецсчёта, но затем максимум в течение пяти рабочих дней средства компенсируются либо самим туроператором, либо за счёт его банковских гарантий. На сегодняшний день можно сказать, что сама система гарантирования с двумя этими обязательствами (наличием финансового обеспечения) уже является превентивной мерой к различного рода инсинуациям со стороны туроператоров.

Давайте еще раз поясним читателям, кто оплачивает туркод.
– Туркод оплачивает туроператор, сформировавший турпродукт, в целях гарантирования своих обязательств. То есть туроператор закладывает в стоимость турпродукта дополнительные 0,5 МРП, которые потом перечисляет нам на спецсчёт. Отправление туриста без туристического кода с 2017 года незаконно. Однако, как будут наказываться недобросовестные тур операторы, ещё не решено, поэтому каждому туристу нужно самостоятельно требовать выдавать ему свой туркод.

Все ли отечественные туроператоры подписали договоры с фондом «Туристiк Камкор»?
– На данный момент в Системе гарантирования зарегистрированы 74 туроператора и туроператора-фрахтователя, из которых 53 уже предоставили банковские гарантии.
В рамках законодательства работают только компании, представленные на нашем сайте: fondkamkor.kz в разделе «Реестр участников». По данным мониторинга, проводимого нами на постоянной основе, ожидаем до начала сезона вступление около 20 туроператоров. Безусловно, выбор  турагентства является очень немаловажным моментом для вашего комфортного отдыха за рубежом.
Выбирать следует только турагентства, работающие с зарегистрированными туроператорами, которые обеспечивают все туристские продукты туркодом. Этот код станет не только гарантией защиты от мошенников, но и спасательным кругом в случае возникших затруднений при возвращении на родину.

Как турист может проверить наличие туркода для своей путёвки?
– Очень просто, на нашем сайте: fondkamkor.kz в разделе «Туркод» есть окошко проверки туркода. Турист набирает выданный турфирмой туркод. Если он действителен, там появляется информация о его поездке. Если вдруг туркод неверен или его нет вообще, там же можно написать нам заявление, которое, в свою очередь, будет перенаправлено уполномоченному органу для принятия соответствующих мер к туроператору.

Были ли случаи, когда фонд уже возвращал туристов, застрявших за рубежом?
– Да, в канун Нового 2017 года несколько десятков наших туристов не смогли вовремя вылететь из Шарджи (ОАЭ) в Алматы по причине сначала погодных условий, а затем, когда погода улучшилась, количество желающих вылететь увеличилось, и образовалась нехватка бортов авиакомпании. В этом случае нами был обеспечен рейс авиакомпании SCAT, который вывез наших граждан домой. Мы, кстати, готовим договор о партнёрстве с данной авиакомпанией.

Если у туриста не будет туркода… Например, человек купил просто билет в авиакассе без турпутёвки? Как я понимаю, он должен будет решать проблему самостоятельно?
– Всё правильно. Допустим возникла ситуация, когда в аэропорту другой страны застряло 50 человек: у 30 есть туркод, у 20 нет. Мы имеем право забрать только тех, у кого туркод есть. Это хороший плюс для наших туркомпаний, мы по сути возвращаем туристов от самостоятельного перемещения к покупке даже просто билетов через турфирмы. Пусть этот билет будет немного дороже, но он обеспечивает возврат туриста в случае форс-мажора на родину.

Планы на будущее?
– Сегодня нет чёткого структурирования туристского рынка. Пришло время, когда компаниям необходимо определиться либо они туроператоры и берут на себя обязательства, либо они турагенты, и тогда обязательств у них меньше. Мы активно участвуем в процессе этого самого структурирования рынка.
Что касается самой системы, то со временем планируем расширить покрытие гарантирования пребывания казахстанцев за рубежом. Например – проживание. Если турист приехал в оплаченный им 10-дневный тур, а на месте выясняется, что гостиница по каким-то причинам не оплачена туроператором, он тоже сможет к нам обратиться, и мы ему поможем. Всё дело времени, мы не стоим на месте!

kamkor3

Метки: , , , , , ,

Ваш комментарий