Знаток Алматинской души

Олег БЕЛОВ
Лучше всего душу города можно почувствовать, если посетить его пешеходные улицы. Что касается Алматы, то одним из лучших знатоков его души является актёр, режиссёр и педагог Сергей Червяков. Он один из основателей отечественного театра пантомимы. Его сольный мим-спектакль «Эпизоды», который недавно демонстрировался в музыкальном театре Quadrate, показал, как развиваются традиции пантомимы в южной столице. Важной особенностью этого актёра является то, что значительную часть своих представлений он проводит на улице в качестве живой скульптуры, бродячего театра, а то и участника акций в защиту старинных зданий – так было в тот момент, когда жители города пытались предотвратить снос здания Госплана.

Сергей, в 1998 году вы организовали на рынках Алматы уличный рекламный мюзикл «Качество – лучшая экономия» в духе Бременских музыкантов.

Имеет ли он шанс на жизнь в некоммерческом виде?

– Бродячие театры и балаганы наподобие средневековых работают в некоторых больших городах, в частности, в Москве. Так что этот жанр не похоронен. В 1998 году это был смелый эксперимент для Алматы. Во время острейшего экономического кризиса этим бродячим театром мы дали людям надежду на лучшие времена, вдохнули в них веселье и оптимизм. Я подобрал актёров, циркачей, музыкантов и мы каждый день выступали с обновлённой программой. Активное участие в создании этих представлений принимала моя супруга Надежда Червякова. После того никто не повторял такие большие представления на базарах. Хотя с древних времён рынки – это не только место покупок, но и место общения и развлечения. Именно там зарождался и цирк и театр. Сейчас эти традиции потеряны. Но мы напомнили о них своим мюзиклом.

snimokyyyЦентром уличной театральной Алматы стал Арбат (пр. Жибек жолы). С небольшими театральными группами мы делали там представления-импровизации, в том числе и в жанре мим-искусства. К сожалению, при планировке новых пешеходных зон в Алматы не были созданы уютные закутки для уличных артистов. А моё постоянное место работы перед фонтаном «Фламинго» вообще было уничтожено вместе с фонтаном.

И это при том, что фламинго –один из символов Казахстана. В нашей стране находится самая северная гнездовая колония этих птиц. Вместо этого на пешеходных улицах построили безликие сухие фонтаны, которые можно найти в каждом втором городе. Я делал представления на улицах не только в Казахстане, но и в Европе и мог выступить консультантом при создании пешеходных зон, но мой опыт оказался не востребованным. В итоге все уличные артисты, музыканты, художники и на улице Панфилова и на обновлённом Арбате не имеют удобного пространства.

Я уже не говорю о забегаловках фастфуда, которые построили на месте снесённых кинотеатров. Вместо очагов культуры создали центры пищевой деградации. Понятно, что фастфуд – это доходный бизнес, но нужно думать и о культуре и о здоровье народа. В конце концов, этот фастфуд можно было открыть при кинотетрах, не уничтожая лицо города.

У вас есть автомобиль, но почему вы предпочитаете перемещаться по городу на велосипеде?

– Передвигаться по городу на велосипеде я стал гораздо раньше, чем у меня появился автомобиль. Активно начал крутить педали, наверное, в году 85-м. После 88 года я стал ездить исключительно на велосипеде. Когда мы с актёром Андреем Мармонтовым ехали по городу длинноволосые, в шортах, на нас смотрели как на инопланетян. И до сих пор я люблю ездить на велосипеде. Во-первых, это отличная тренировка. Во-вторых, по нашим пробкам бывает быстрее добраться, чем на машине. Это абсолютно точно проверено для центральной части города, где до любой точки можно доехать за 20 минут. По центру города автомобиль движется со скоростью велосипеда. Я подъезжаю к светофорам, заранее зная, когда загорится зелёный. Я знаю людей, которые каждый день из района аэропорта ездят в театральное убежище «Бункер» возле Никольского рынка на велосипеде. Но это молодые люди. Мои родители работали с профессором Мартиневским, он каждый день из микрорайонов ездил через весь город к автосервису ВАЗа, хотя ему было за 60 лет. Он выезжал на 30 минут раньше, чем обычные горожане, зато вместо негатива в транспорте он получал отличную утреннюю тренировку.

Насколько вы себя комфортно ощущаете в Алматы как велосипедист?

– Если честно, то не очень комфортно. Надо изменять менталитет жителей, и прежде всего водителей. Мы только в начале этого пути. На законодательном уровне начали продвигать движение на велосипеде лет 10 назад. Меня часто откровенно подрезали автомобилисты. Конечно, в последнее время построили немало дорожек. Но многие из них непродуманны. Например, на улицах Шевченко и Кунаева велодорожки создали прямо на проезжей части, отделив их двойной полосой. Но это не то препятствие, которое останавливает водителей, особенно в час пик. Отсюда масса конфликтов и аварийных ситуаций. Не лучше относятся к велодорожкам и пешеходы, они активно занимают пространство велосипедистов, поэтому крутить педали – занятие не для слабонервных. При этом количество велосипедистов растёт взрывным образом.

Если лет пять назад я ощущал себя белой вороной, то сейчас за одну поездку я встречаю около семидесяти велосипедистов на своём пути. Очень важно, чтобы власти города поддерживали этот энтузиазм и не отделывались полумерами вроде бюджетных дорожек на улицах Шевченко и Кунаева. Стоит, правда, отметить, что полгода существования дорожек всё же вынуждают водителей менять стиль езды. Дорожки есть, с этим нельзя не считаться! Но объясните мне кто-нибудь, зачем выделили такую дорожку на улице Бухтарминской, что идёт от кольца на Кульджинской трассе к улице Майлина (в Аэропорт)? Кто и когда тут ездил на велосипеде? Откуда здесь взяться велосипедисту, если вокруг никаких жилых объектов?

Что нужно сделать, чтобы туризм в Казахстане стал значимой частью экономики?

– Надо менять психологию чиновников. Вместо того чтобы вырубать и обрезать деревья, сносить старинные здания и навязывать фастфуд, нужно бережно сохранять лицо города, его уникальные черты. Никакой квази-евроремонт не заменит такого понятия, как город-сад. Взять, к примеру, улицу Достык в Алматы. Там есть красивые места, но там фактически негде присесть и полюбоваться ими. Не за что зацепиться там и уличным артистам. Что касается пешеходных зон, где я непосредственно работаю, нужно сделать их своеобразными магнитами для горожан и приезжих туристов. Надо постараться организовать там побольше мест для уличных театральных площадок, чтобы туда стекались художники, музыканты, актёры. И вслед за ними туда обязательно потянутся туристы.

Ваш комментарий