Золото под ногами

Сергей ВОЛКОВ
Продолжение. Начало в № 4, 2016
К мавзолею Арыстан баба поток посетителей постоянен. Люди посещают мавзолей с раннего утра и до позднего вечера…

Наш путь лежал из древне­го Тараза в досточтимый Шаульдер, к мавзолею Арыстан баба, и к разва­линам Отрара. По дороге к Шымкенту на перевале начался дождь и немного похолодало. На границе двух областей, Жамбылской и Южно-Казахстанской, ещё не закончено строительство новой автодороги, и нам пришлось немного потрястись на разбитом асфальте. Уже на подъезде к развилке на Кызылорду дождь прекратился, выглянуло солнышко, и дальше мы уже везде ехали по-сухому.

Удивительное дело на новой трассе. Качество проезжей части позволяет двигаться на высоких скоростях, но по непонятной причине стоят знаки ограничения скорости – 50 км/час! И, конеч­но же, в хитрых местах прячется полиция с радарами! Будете ехать по этим местам имейте это в виду и будьте внимательны! Иначе придётся платить очень большие штрафы.
И вот на горизонте Шаульдер. Прямо в центре городка мы подъез­жаем к местному музею, в котором можно увидеть много интересных и уникальных предметов. В музее сооружена диорама «Отрарская осада». Здесь также представлены керамическая посуда, предметы быта и украшения, домашняя утварь, одежда, орудия труда органично «вплетены» в убранство национального жилища кочевников – юрты. Мы сделали здесь короткую остановку и фотосессию – и дальше в путь! Ведь у нас впереди главные туристические, исторические и культурные достопримечательности этого места – мавзолей Арыстан баба, он на­ходится недалеко от музея; и развалины древнего Отрара – буквально через дорогу от мавзолея Арыстан баба!
Я был здесь не впервые и заметил, что к мавзолею Арыстан баба по­ток посетителей постоянен. Люди посещают мавзолей с раннего утра и до позднего вечера, останавливаются на ночлег в местных отелях. На стоянке мы увидели несколько туристических автобусов с паломника­ми и туристами из России, Кыргызстана, Узбекистана. Вот такое это по­пулярное в народе место, к которому стекаются со своими просьбами-мольбами люди из самых дальних уголков Земли!

golden9

Мавзолей Арыстан баба

Мавзолей Арыстан баба явля­ется памятником архитектуры XII века, одной из мусульманских свя­тынь Центральной Азии, и местом паломничества. Первая постройка мавзолея Арыстан баба началась по приказу Тимура в XIV веке, чему свидетели сохранившиеся до на­ших дней две резные деревянные колонны айвана. Наиболее вырази­тельным элементом архитектуры мавзолея Арыстан баба выступает портал оригинальной архитектурной формы, составленный из декоратив­ных элементов, заимствованных из европейского и русского зодчества XIX века.
Предания называют Арыстан баба учителем и духовным наставником Ходжи Ахмета Яссауи, которому Арыстан баб передал аманат, за­ключавшийся в косточке хурмы. По легенде Арыстан баб был сподвиж­ником пророка Мухаммеда. Однажды пророк Мухаммед и его сподвиж­ники сидели и ели хурму. Один из плодов все время выпадал из блюда, и пророк услышал откровение: «Эта хурма предназначена для мусульма­нина Ахмета, который родится на 400 лет позже вас». Пророк спросил у своих сподвижников, кто передаст эту хурму будущему хозяину. Никто не вызвался. Пророк повторил свой вопрос, и тогда Арыстан баб отве­тил: «Если вы у Аллаха выпросите 400 лет жизни, то я передам хурму». По народным преданиям Арыстан баб через 400 лет стал наставником Ходжи Ахмета Яссауи и действительно передал ему эту хурму. Поэтому и считается за большое благо отдать дань этому очень почитаемому в народе святому.
Это удивительно приятное место, поражающее своей тишиной и про­стором, добротой и улыбками встречающих, восторгом паломников и любезностью служащих. Вместо планируемых 1,5 часа мы пробыли здесь значительно дольше, даже не заметив, как увлеклись своим по­гружением в этот необыкновенный мир истории, религии и культуры. И шубат здесь тоже замечательный! Советую отведать, да и на дорожку прикупить.

Древний Отрар

Преодолев соблазн задержаться ещё хоть на часок, мы направились к развалинам древнего Отрара, куда поток туристов значительно мень­ше, что вполне предсказуемо. И хотя археологам удалось уже многое раскопать и воссоздать, похоже, работы им предстоит здесь ещё не­мало…

golden8
История древнего Отрара насчитывает почти две тысячи лет и напол­нена периодами его расцвета и упадка. Путешественники описывали Отрар как большой торговый центр на пересечении караванных путей, с огромными дворцами, мечетями и другой выдающейся архитектурой. С этим городом также связано имя одного из самых известных и выда­ющихся философов Востока Абу-Насра аль-Фараби, который родился и вырос в Отраре. Среди его самых известных произведений переводы Аристотеля и трактат об идеальном городе.
В начале XIII века Отрар был одним из самых больших городов на тер­ритории Средней Азии. Он входил в состав империи Хорезмшахов и был самым северным городом этой страны, большим торговым центром, расцвет которого был прерван монгольским нашествием. В 1218 году наместник города, известный кыпчакский полководец Инальчик Кайр-хан по приказу хорезмшаха Мухаммада нарушил все законы гостепри­имства и убил послов Чингисхана, а его караван со всеми товарами направил в столицу государства город Гургандж. Из всего каравана уда­лось спастись только одному из погонщиков, он и принёс Чингисхану страшную весть. Оскорблённый Чингисхан потребовал наказания винов-ных и выдачи Кайр-хана, однако хорезмшах отказался исполнить его волю. Этот случай стал поводом для начала масштабных монгольских завоеваний в Средней Азии. Отрар мужественно сопротивлялся долгие месяцы, но был взят, цитадель и стены сровняли с землёй, а Кайр-хана связали и заковали в цепи. Участь Отрара была предрешена…

golden7
Благодаря труду археологов в городище взору туриста становятся доступны фрагменты мечети и некоторых городских кварталов, видны дворец и баня. И раскопки продолжаются, а значит, однажды нам от­кроются ещё многие тайны, сокрытые ныне песками в недрах отрар­ской земли. Попрощавшись с Отраром и с Шаульдером, мы выехали в Туркестан по петляющей вдоль Сырдарьи дороге. Этот путь удобнее и намного короче, чем ехать в Туркестан через Шаульдер по республи­канской трассе. Как бонус этого дня – по пути мы приобрели в одном фермерском доме хорошего кумыса! Уже вечером, в свете заката, мы благополучно прибыли в славный город Туркестан, к очередному месту исторической и культурной части нашего путешествия.

Мавзолей Ходжа Ахмета Яссауи

Город Туркестан, в древности Яссы, был первой столицей Ка­захского ханства. Яссы стал центром округа, главным торговым пунктом на Великом Шёлко­вом пути. Особую известность он приобрёл в начале ХII века, когда здесь поселился Ходжи Ахмет Яссауи. Ныне Туркестан – это крупный туристический и паломнический центр, притяги­вающий к себе внимание людей своей древней культурой, свя­тынями среднеазиатской исто­рии и культуры.

golden5
В течение часа нашли жильё – остановились в отеле для паломников, прямо возле комплекса истори­ко-культурного заповедника-музея «Азрет Султан», в который входит и знаменитый мавзолей Ходжа Ахмета Яссауи – первый памятник Казах­стана, включённый в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Сто­имость ночёвки в отеле за сутки нас приятно удивила – 1500 тг/чел. Номера в целом аккуратны и функциональны. Всё самое необходимое в них имеет­ся. Очень удобно, что на первом этаже этого отеля находится столовая. Кор­мят вкусно и недорого. Мы отлично вы­спались и рано утром уже были готовы к экскурсии. Первый и основной объект посещения – это, конечно же, сам мав­золей Ходжа Ахмета Яссауи. Туристов и паломников с утра уже было немало. Купили билеты по 200 тг с человека и начали погружаться в этот редкий и удивительный мир, окруживший нас со всех сторон.
В комплексе есть на что посмотреть, чему удивиться, что запечатлеть. И паломники и обычные туристы найдут здесь для себя всё, что вполне удов­летворит их чаяния и надежды, интересы и любознательность, напоит их ароматом благоухающих роз, утешит пересказами гидов древних ле­генд и сказаний. Туристу остаётся лишь впитывать и внимать, получать эстетическое и культурное наслаждение от созерцания потрясающей и завораживающей красоты великолепной и неповторимой отделки мав­золея Ходжа Ахмета Яссауи!

golden6
Это восхищение продолжится и при входе в сам мавзолей, где в цент-ре зала стоит необыкновенный ритуальный котёл Тайказан, отлитый в селе Карнак из сплава семи редких благородных металлов. Его диаметр 2,2 м, а вес – 2 тонны! Преувеличенные размеры Тайказана продикто­ваны древними верованиями тюркских племён: край казана должен находиться на высоте рта человека, который к нему направляется. По­верхность Тайказана украшена тремя поясами рельефных надписей на фоне растительного орнамента. Верхняя гласит, что этот казан для воды – дар Тимура сооружению, воздвигнутому в память о Ходже Ах­мете Яссауи. В средней – слова: «Будь благословен», год изготовления казана – 1399, и имя мастера – Абдульгазиз ибн Шарафутдин из Тебри­за. В нижней сказано: «Царство аллаху». Ручки котла имеют вид цветков лотоса и чередуются с круглыми выступами.
Сама усыпальница Ходжа Ахмета Яссауи также отличается высоким мастерством композиции, тонким художественным вкусом и фили­ гранностью исполнения. Народные предания рассказывают о большом уважении эмира Тимура к святыне Туркестана. Хорошо сохранившая­ся надпись над входом в здание гласит: «Это святое место сооружено по велению властелина, любимого аллахом, Эмира Тимура гурагана… – да продлит аллах его повеления на века!». Стоит отметить, что к ос­мотру надгробия в усыпальнице никого не пускают. Имейте это в виду. А ведь именно в этом, и только в этом(!) помещении каменный резной цоколь покрыт панелью из шестигранных зелёных плиток, расписанных золотом, и оригинальным цветочным орнаментом! Причём в середине плитки, прямо по центру, под глазурью, находится интересный сложно­составной орнамент – шестилепестковый цветок. Такой орнамент есть лишь на нескольких десятках плиток, расположенных в зале-усыпаль­нице, и этим плиткам многие сотни лет!
После посещения мавзолея туристов также приглашают посмотреть и подземную мечеть. А вся панорама комплекса, его необычайная красота и величественность открываются с высоты крепостной стены цитадели. Рекомендую обязательно подняться на стену и пройтись по всей её длине, увидеть и запечатлеть весь комплекс и мавзолей с раз­ных сторон. Лучше делать это пораньше, пока солнце красиво освеща­ет грандиозный фасад и ярко-голубые купола мавзолея. У меня эти по­трясающие картины, своей масштабностью, гармонией и изящностью форм, великолепием отделки и красотой орнаментов, величествен­ностью и совершенством, вызывают восторг и благоговейный трепет. Мавзолей Ходжа Ахмета Яссауи, на мой взгляд, является примером вы­дающегося замысла гения и мастерства человека-творца, заслуженно притягивающего к себе внимание людей со всех концов света!

golden4
Прошло несколько часов нашей экскурсии, и мы, потрясённые и вос­хищённые, ослеплённые красотой и величием, с глубокой радостью и благодарностью покинули пределы этого благословенного места. Наша туристическая копилка ярких и незабываемых впечатлений многократ­но пополнилась от всего увиденного в этом регионе. Дзинь! Дзинь! Дзинь! И снова в путь, где нас ожидали новые дорогие открытия.

Укаш-Ата

Ещё в Астане, обсуждая с друзьями предстоящий маршрут путеше­ствия, нас очень заинтересовала история об этой легендарной личности – Укаше-Ата, о связанных с ним легендах, преданиях, историях и предположениях. Всем захотелось, так сказать, протестировать себя на состояние духовности – достанет ли он лично заветную воду из ко­лодца и что-нибудь там ещё или ему придётся возвращаться домой не солоно хлебавши. Интрига была закручена нешуточная. Она заставляла каждого из нас трепетать от волнений и переживаний. Ведь мы понима­ли, что совсем не ангелы. И это волнение сопровождало каждого из нас до самого момента извлечения заветного ведра из колодца! Кому-то хотелось, чтобы воды в ведре было как можно больше, кому-то кроме воды ещё и камушков или иных предметов – как возможных знаков судьбы, как ответов на некоторые свои личные вопросы-запросы. В общем, пока мы сюда ехали и когда уже были на месте, ожидая своей очереди к колодцу, трепетное волнение наших душ нас не покидало.

golden3
Из Туркестана мы выехали в направлении г. Карнак и далее, через Серт и п. Кумайлыкас, свернули вправо на дорогу, ведущую к месту упо­коения Укаша-Ата, и к заветному колодцу. Что нас приятно удивило, так это отличный асфальт на всём пути следования. И только последние пара километров в направлении колодца – это отдельная горная до­рога, по которой проедет далеко не каждый автомобиль. Вначале мы приехали к месту гибели Укаша-Ата. Мои товарищи пошли совершить молебен, а я, поскольку имею иную религиозную принадлежность, пеш­ком, как это делают в этом месте очень многие люди, отправился по тропинке, протоптанной здесь паломниками за годы посещений, чтобы занять очередь непосредственно к колодцу. Ко времени моей записи перед нашей группой было записано 100 человек, а уже через полчаса – ещё 80.
После того как занял очередь, я вернулся обратно, мы с друзьями сели в автомобиль и все вместе выехали на место. По пути нам прямо на дороге встретился великолепный взрослый огромный беркут! Он, спугнутый нами, нехотя и тяжело взмыл в небеса, предоставляя нам возможность наблюдать его красивый полёт и сделать несколько фото на память. Мы обрадовались этому красавцу беркуту и посчитали для себя встречу с ним очень добрым знаком!
Прибыв на место, мы определились с очередью и стали терпеливо ждать своего часа. Под навесом, что находится возле каменной юрты с колодцем, сидели десятки женщин от молодого до довольно пожилого возраста. С ними было много детей. Мужчины стояли чуть в стороне, так как места под навесом всем не хватало. На улице было уже до­ статочно жарко, а людей довольно много. И, как мне сказал хранитель этого места, паломников здесь всегда полно. Каждый день сюда при­езжают сотни и сотни людей из самых разных мест.

golden1
Легенда этого места гласит, что вода из колодца даётся тем, кто су­мел очиститься духовно, кто наполнен любовью и имеет чистые и бла­городные помыслы. Считается, что достать из глубины чудодействен­ную влагу – это знак особого расположения высших сил. Пока мы ждали своей очереди к заветному колодцу, хранитель рассказал нам несколь­ко легенд. В первой из них о том, что Укаш-Ата был сподвижником и преданным последователем пророка Мухаммеда, сильным и смелым воином, поборником веры. В другой он рассказал о том, как погиб Укаш-Ата, хотя он считался неуязвимым, и что его не брало никакое оружие. Но чтобы победить, враги Укаша-Ата пошли на хитрость, отправив к его жене старуху, чтобы узнать, где слабое место Укаша-Ата и как можно с ним справиться. Старуха заметила, что каждое утро Укаш-Ата куда-то уходит из дома, и стала выведывать у его жены, куда это Укаш-Ата так часто ходит? Жена выведала у мужа, что каждое утро он ходит молить­ся и что пока он молится, он ничего не слышит и не видит вокруг себя. Жена Укаша-Ата рассказала об этом старухе, а та – его врагам. Они подкараулили Укаша-Ата во время утренней молитвы, схватили его меч и отсекли ему голову. Сейчас на месте гибели Укаша-Ата находится его мавзолей, а рядом лежат груды камней, закрывающих те места на зем­ле, где по преданию текла его кровь.
В этом году весна выдалась щедрой на дожди, и воды в колодце было, похоже, в избытке, поскольку все посетители в этот день обязательно поднимали свои заветные литры. Конечно, пока весна и дожди, воды хватает всем. Но вот летом, в жару, я не уверен, что воды тут в достатке. Ведь это всё-таки юг, и жара летом в этих местах просто испепеляю­щая. Наверняка и на объём воды в колодце – это обстоятельство тоже влияет. Так же, как и то, что эксплуатация колодца очень интенсивная, что не может не влиять, на мой взгляд, на его содержимое. Горловина колодца находится на вершине горы, а сам источник – у её основания, на глубине почти 30 метров. Ведро с водой паломники стараются под­нимать очень аккуратно, пытаясь преодолевать внутренние скальные выступы, о которые обычно и мнутся вёдра и от ударов о которые вода из ведра расплёскивается.

golden2
Прошло более двух часов, прежде чем мы наконец были допущены до священного таинства. Трепетание души достигло своего апогея, вы­зывая учащение пульса, дрожание рук и других частей тела. Момент, которого мы так ждали и к которому стремились столько дней и ночей, настал! Один за другим мы опускали ведро в колодец и каждому из нас было дано поднять на поверхность свои заветные литры благословен­ной и долгожданной влаги! Ура! Это чудо свершилось! Полагаю, что в этот момент каждый из нас испытал чувство глубокой удовлетворённо­сти, признательности и благодарности за ниспосланную благодать. Но, конечно же, это совсем не повод для самоудовлетворённости, какой-то самонадеянности или излишней самоуверенности в собственной непо­грешимости.
Кому-то воды досталось больше, кому-то чуть меньше. Даже один красивый белый камушек довелось получить из ведра с водой одной из участниц нашего смелого экипажа! Вода на вкус приятная и прохлад­ная, и каждый из нас перелил свои литры в заранее припасённые персо­нальные бутылки. Довольно сложно передать словами степень нашей эмоциональной удовлетворённости от того, что мы достигли желанной цели, настолько для некоторых из нас она была очень важна! Мы сме­ялись и радовались, как дети, весело рассказывая подробности своего таинства, и обсуждая друг с другом наиболее интересные и важные, на наш взгляд, детали.
На вершине счастья и радости, окружённые тёплыми солнечными лучами и напитанные ароматами весенней степи, мы уверенно и спо­койно пустились в путь навстречу со следующим объектом нашего тура – Каратауским государственным заповедником! Но это уже другая история.

Окончание следует

Фото автора

Метки: , , ,

Ваш комментарий