Сергей ВОЛКОВ
Продолжение. Начало в № 4, 2016
К мавзолею Арыстан баба поток посетителей постоянен. Люди посещают мавзолей с раннего утра и до позднего вечера…
Наш путь лежал из древнего Тараза в досточтимый Шаульдер, к мавзолею Арыстан баба, и к развалинам Отрара. По дороге к Шымкенту на перевале начался дождь и немного похолодало. На границе двух областей, Жамбылской и Южно-Казахстанской, ещё не закончено строительство новой автодороги, и нам пришлось немного потрястись на разбитом асфальте. Уже на подъезде к развилке на Кызылорду дождь прекратился, выглянуло солнышко, и дальше мы уже везде ехали по-сухому.
Удивительное дело на новой трассе. Качество проезжей части позволяет двигаться на высоких скоростях, но по непонятной причине стоят знаки ограничения скорости – 50 км/час! И, конечно же, в хитрых местах прячется полиция с радарами! Будете ехать по этим местам имейте это в виду и будьте внимательны! Иначе придётся платить очень большие штрафы.
И вот на горизонте Шаульдер. Прямо в центре городка мы подъезжаем к местному музею, в котором можно увидеть много интересных и уникальных предметов. В музее сооружена диорама «Отрарская осада». Здесь также представлены керамическая посуда, предметы быта и украшения, домашняя утварь, одежда, орудия труда органично «вплетены» в убранство национального жилища кочевников – юрты. Мы сделали здесь короткую остановку и фотосессию – и дальше в путь! Ведь у нас впереди главные туристические, исторические и культурные достопримечательности этого места – мавзолей Арыстан баба, он находится недалеко от музея; и развалины древнего Отрара – буквально через дорогу от мавзолея Арыстан баба!
Я был здесь не впервые и заметил, что к мавзолею Арыстан баба поток посетителей постоянен. Люди посещают мавзолей с раннего утра и до позднего вечера, останавливаются на ночлег в местных отелях. На стоянке мы увидели несколько туристических автобусов с паломниками и туристами из России, Кыргызстана, Узбекистана. Вот такое это популярное в народе место, к которому стекаются со своими просьбами-мольбами люди из самых дальних уголков Земли!
Мавзолей Арыстан баба
Мавзолей Арыстан баба является памятником архитектуры XII века, одной из мусульманских святынь Центральной Азии, и местом паломничества. Первая постройка мавзолея Арыстан баба началась по приказу Тимура в XIV веке, чему свидетели сохранившиеся до наших дней две резные деревянные колонны айвана. Наиболее выразительным элементом архитектуры мавзолея Арыстан баба выступает портал оригинальной архитектурной формы, составленный из декоративных элементов, заимствованных из европейского и русского зодчества XIX века.
Предания называют Арыстан баба учителем и духовным наставником Ходжи Ахмета Яссауи, которому Арыстан баб передал аманат, заключавшийся в косточке хурмы. По легенде Арыстан баб был сподвижником пророка Мухаммеда. Однажды пророк Мухаммед и его сподвижники сидели и ели хурму. Один из плодов все время выпадал из блюда, и пророк услышал откровение: «Эта хурма предназначена для мусульманина Ахмета, который родится на 400 лет позже вас». Пророк спросил у своих сподвижников, кто передаст эту хурму будущему хозяину. Никто не вызвался. Пророк повторил свой вопрос, и тогда Арыстан баб ответил: «Если вы у Аллаха выпросите 400 лет жизни, то я передам хурму». По народным преданиям Арыстан баб через 400 лет стал наставником Ходжи Ахмета Яссауи и действительно передал ему эту хурму. Поэтому и считается за большое благо отдать дань этому очень почитаемому в народе святому.
Это удивительно приятное место, поражающее своей тишиной и простором, добротой и улыбками встречающих, восторгом паломников и любезностью служащих. Вместо планируемых 1,5 часа мы пробыли здесь значительно дольше, даже не заметив, как увлеклись своим погружением в этот необыкновенный мир истории, религии и культуры. И шубат здесь тоже замечательный! Советую отведать, да и на дорожку прикупить.
Древний Отрар
Преодолев соблазн задержаться ещё хоть на часок, мы направились к развалинам древнего Отрара, куда поток туристов значительно меньше, что вполне предсказуемо. И хотя археологам удалось уже многое раскопать и воссоздать, похоже, работы им предстоит здесь ещё немало…
История древнего Отрара насчитывает почти две тысячи лет и наполнена периодами его расцвета и упадка. Путешественники описывали Отрар как большой торговый центр на пересечении караванных путей, с огромными дворцами, мечетями и другой выдающейся архитектурой. С этим городом также связано имя одного из самых известных и выдающихся философов Востока Абу-Насра аль-Фараби, который родился и вырос в Отраре. Среди его самых известных произведений переводы Аристотеля и трактат об идеальном городе.
В начале XIII века Отрар был одним из самых больших городов на территории Средней Азии. Он входил в состав империи Хорезмшахов и был самым северным городом этой страны, большим торговым центром, расцвет которого был прерван монгольским нашествием. В 1218 году наместник города, известный кыпчакский полководец Инальчик Кайр-хан по приказу хорезмшаха Мухаммада нарушил все законы гостеприимства и убил послов Чингисхана, а его караван со всеми товарами направил в столицу государства город Гургандж. Из всего каравана удалось спастись только одному из погонщиков, он и принёс Чингисхану страшную весть. Оскорблённый Чингисхан потребовал наказания винов-ных и выдачи Кайр-хана, однако хорезмшах отказался исполнить его волю. Этот случай стал поводом для начала масштабных монгольских завоеваний в Средней Азии. Отрар мужественно сопротивлялся долгие месяцы, но был взят, цитадель и стены сровняли с землёй, а Кайр-хана связали и заковали в цепи. Участь Отрара была предрешена…
Благодаря труду археологов в городище взору туриста становятся доступны фрагменты мечети и некоторых городских кварталов, видны дворец и баня. И раскопки продолжаются, а значит, однажды нам откроются ещё многие тайны, сокрытые ныне песками в недрах отрарской земли. Попрощавшись с Отраром и с Шаульдером, мы выехали в Туркестан по петляющей вдоль Сырдарьи дороге. Этот путь удобнее и намного короче, чем ехать в Туркестан через Шаульдер по республиканской трассе. Как бонус этого дня – по пути мы приобрели в одном фермерском доме хорошего кумыса! Уже вечером, в свете заката, мы благополучно прибыли в славный город Туркестан, к очередному месту исторической и культурной части нашего путешествия.
Мавзолей Ходжа Ахмета Яссауи
Город Туркестан, в древности Яссы, был первой столицей Казахского ханства. Яссы стал центром округа, главным торговым пунктом на Великом Шёлковом пути. Особую известность он приобрёл в начале ХII века, когда здесь поселился Ходжи Ахмет Яссауи. Ныне Туркестан – это крупный туристический и паломнический центр, притягивающий к себе внимание людей своей древней культурой, святынями среднеазиатской истории и культуры.
В течение часа нашли жильё – остановились в отеле для паломников, прямо возле комплекса историко-культурного заповедника-музея «Азрет Султан», в который входит и знаменитый мавзолей Ходжа Ахмета Яссауи – первый памятник Казахстана, включённый в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Стоимость ночёвки в отеле за сутки нас приятно удивила – 1500 тг/чел. Номера в целом аккуратны и функциональны. Всё самое необходимое в них имеется. Очень удобно, что на первом этаже этого отеля находится столовая. Кормят вкусно и недорого. Мы отлично выспались и рано утром уже были готовы к экскурсии. Первый и основной объект посещения – это, конечно же, сам мавзолей Ходжа Ахмета Яссауи. Туристов и паломников с утра уже было немало. Купили билеты по 200 тг с человека и начали погружаться в этот редкий и удивительный мир, окруживший нас со всех сторон.
В комплексе есть на что посмотреть, чему удивиться, что запечатлеть. И паломники и обычные туристы найдут здесь для себя всё, что вполне удовлетворит их чаяния и надежды, интересы и любознательность, напоит их ароматом благоухающих роз, утешит пересказами гидов древних легенд и сказаний. Туристу остаётся лишь впитывать и внимать, получать эстетическое и культурное наслаждение от созерцания потрясающей и завораживающей красоты великолепной и неповторимой отделки мавзолея Ходжа Ахмета Яссауи!
Это восхищение продолжится и при входе в сам мавзолей, где в цент-ре зала стоит необыкновенный ритуальный котёл Тайказан, отлитый в селе Карнак из сплава семи редких благородных металлов. Его диаметр 2,2 м, а вес – 2 тонны! Преувеличенные размеры Тайказана продиктованы древними верованиями тюркских племён: край казана должен находиться на высоте рта человека, который к нему направляется. Поверхность Тайказана украшена тремя поясами рельефных надписей на фоне растительного орнамента. Верхняя гласит, что этот казан для воды – дар Тимура сооружению, воздвигнутому в память о Ходже Ахмете Яссауи. В средней – слова: «Будь благословен», год изготовления казана – 1399, и имя мастера – Абдульгазиз ибн Шарафутдин из Тебриза. В нижней сказано: «Царство аллаху». Ручки котла имеют вид цветков лотоса и чередуются с круглыми выступами.
Сама усыпальница Ходжа Ахмета Яссауи также отличается высоким мастерством композиции, тонким художественным вкусом и фили гранностью исполнения. Народные предания рассказывают о большом уважении эмира Тимура к святыне Туркестана. Хорошо сохранившаяся надпись над входом в здание гласит: «Это святое место сооружено по велению властелина, любимого аллахом, Эмира Тимура гурагана… – да продлит аллах его повеления на века!». Стоит отметить, что к осмотру надгробия в усыпальнице никого не пускают. Имейте это в виду. А ведь именно в этом, и только в этом(!) помещении каменный резной цоколь покрыт панелью из шестигранных зелёных плиток, расписанных золотом, и оригинальным цветочным орнаментом! Причём в середине плитки, прямо по центру, под глазурью, находится интересный сложносоставной орнамент – шестилепестковый цветок. Такой орнамент есть лишь на нескольких десятках плиток, расположенных в зале-усыпальнице, и этим плиткам многие сотни лет!
После посещения мавзолея туристов также приглашают посмотреть и подземную мечеть. А вся панорама комплекса, его необычайная красота и величественность открываются с высоты крепостной стены цитадели. Рекомендую обязательно подняться на стену и пройтись по всей её длине, увидеть и запечатлеть весь комплекс и мавзолей с разных сторон. Лучше делать это пораньше, пока солнце красиво освещает грандиозный фасад и ярко-голубые купола мавзолея. У меня эти потрясающие картины, своей масштабностью, гармонией и изящностью форм, великолепием отделки и красотой орнаментов, величественностью и совершенством, вызывают восторг и благоговейный трепет. Мавзолей Ходжа Ахмета Яссауи, на мой взгляд, является примером выдающегося замысла гения и мастерства человека-творца, заслуженно притягивающего к себе внимание людей со всех концов света!
Прошло несколько часов нашей экскурсии, и мы, потрясённые и восхищённые, ослеплённые красотой и величием, с глубокой радостью и благодарностью покинули пределы этого благословенного места. Наша туристическая копилка ярких и незабываемых впечатлений многократно пополнилась от всего увиденного в этом регионе. Дзинь! Дзинь! Дзинь! И снова в путь, где нас ожидали новые дорогие открытия.
Укаш-Ата
Ещё в Астане, обсуждая с друзьями предстоящий маршрут путешествия, нас очень заинтересовала история об этой легендарной личности – Укаше-Ата, о связанных с ним легендах, преданиях, историях и предположениях. Всем захотелось, так сказать, протестировать себя на состояние духовности – достанет ли он лично заветную воду из колодца и что-нибудь там ещё или ему придётся возвращаться домой не солоно хлебавши. Интрига была закручена нешуточная. Она заставляла каждого из нас трепетать от волнений и переживаний. Ведь мы понимали, что совсем не ангелы. И это волнение сопровождало каждого из нас до самого момента извлечения заветного ведра из колодца! Кому-то хотелось, чтобы воды в ведре было как можно больше, кому-то кроме воды ещё и камушков или иных предметов – как возможных знаков судьбы, как ответов на некоторые свои личные вопросы-запросы. В общем, пока мы сюда ехали и когда уже были на месте, ожидая своей очереди к колодцу, трепетное волнение наших душ нас не покидало.
Из Туркестана мы выехали в направлении г. Карнак и далее, через Серт и п. Кумайлыкас, свернули вправо на дорогу, ведущую к месту упокоения Укаша-Ата, и к заветному колодцу. Что нас приятно удивило, так это отличный асфальт на всём пути следования. И только последние пара километров в направлении колодца – это отдельная горная дорога, по которой проедет далеко не каждый автомобиль. Вначале мы приехали к месту гибели Укаша-Ата. Мои товарищи пошли совершить молебен, а я, поскольку имею иную религиозную принадлежность, пешком, как это делают в этом месте очень многие люди, отправился по тропинке, протоптанной здесь паломниками за годы посещений, чтобы занять очередь непосредственно к колодцу. Ко времени моей записи перед нашей группой было записано 100 человек, а уже через полчаса – ещё 80.
После того как занял очередь, я вернулся обратно, мы с друзьями сели в автомобиль и все вместе выехали на место. По пути нам прямо на дороге встретился великолепный взрослый огромный беркут! Он, спугнутый нами, нехотя и тяжело взмыл в небеса, предоставляя нам возможность наблюдать его красивый полёт и сделать несколько фото на память. Мы обрадовались этому красавцу беркуту и посчитали для себя встречу с ним очень добрым знаком!
Прибыв на место, мы определились с очередью и стали терпеливо ждать своего часа. Под навесом, что находится возле каменной юрты с колодцем, сидели десятки женщин от молодого до довольно пожилого возраста. С ними было много детей. Мужчины стояли чуть в стороне, так как места под навесом всем не хватало. На улице было уже до статочно жарко, а людей довольно много. И, как мне сказал хранитель этого места, паломников здесь всегда полно. Каждый день сюда приезжают сотни и сотни людей из самых разных мест.
Легенда этого места гласит, что вода из колодца даётся тем, кто сумел очиститься духовно, кто наполнен любовью и имеет чистые и благородные помыслы. Считается, что достать из глубины чудодейственную влагу – это знак особого расположения высших сил. Пока мы ждали своей очереди к заветному колодцу, хранитель рассказал нам несколько легенд. В первой из них о том, что Укаш-Ата был сподвижником и преданным последователем пророка Мухаммеда, сильным и смелым воином, поборником веры. В другой он рассказал о том, как погиб Укаш-Ата, хотя он считался неуязвимым, и что его не брало никакое оружие. Но чтобы победить, враги Укаша-Ата пошли на хитрость, отправив к его жене старуху, чтобы узнать, где слабое место Укаша-Ата и как можно с ним справиться. Старуха заметила, что каждое утро Укаш-Ата куда-то уходит из дома, и стала выведывать у его жены, куда это Укаш-Ата так часто ходит? Жена выведала у мужа, что каждое утро он ходит молиться и что пока он молится, он ничего не слышит и не видит вокруг себя. Жена Укаша-Ата рассказала об этом старухе, а та – его врагам. Они подкараулили Укаша-Ата во время утренней молитвы, схватили его меч и отсекли ему голову. Сейчас на месте гибели Укаша-Ата находится его мавзолей, а рядом лежат груды камней, закрывающих те места на земле, где по преданию текла его кровь.
В этом году весна выдалась щедрой на дожди, и воды в колодце было, похоже, в избытке, поскольку все посетители в этот день обязательно поднимали свои заветные литры. Конечно, пока весна и дожди, воды хватает всем. Но вот летом, в жару, я не уверен, что воды тут в достатке. Ведь это всё-таки юг, и жара летом в этих местах просто испепеляющая. Наверняка и на объём воды в колодце – это обстоятельство тоже влияет. Так же, как и то, что эксплуатация колодца очень интенсивная, что не может не влиять, на мой взгляд, на его содержимое. Горловина колодца находится на вершине горы, а сам источник – у её основания, на глубине почти 30 метров. Ведро с водой паломники стараются поднимать очень аккуратно, пытаясь преодолевать внутренние скальные выступы, о которые обычно и мнутся вёдра и от ударов о которые вода из ведра расплёскивается.
Прошло более двух часов, прежде чем мы наконец были допущены до священного таинства. Трепетание души достигло своего апогея, вызывая учащение пульса, дрожание рук и других частей тела. Момент, которого мы так ждали и к которому стремились столько дней и ночей, настал! Один за другим мы опускали ведро в колодец и каждому из нас было дано поднять на поверхность свои заветные литры благословенной и долгожданной влаги! Ура! Это чудо свершилось! Полагаю, что в этот момент каждый из нас испытал чувство глубокой удовлетворённости, признательности и благодарности за ниспосланную благодать. Но, конечно же, это совсем не повод для самоудовлетворённости, какой-то самонадеянности или излишней самоуверенности в собственной непогрешимости.
Кому-то воды досталось больше, кому-то чуть меньше. Даже один красивый белый камушек довелось получить из ведра с водой одной из участниц нашего смелого экипажа! Вода на вкус приятная и прохладная, и каждый из нас перелил свои литры в заранее припасённые персональные бутылки. Довольно сложно передать словами степень нашей эмоциональной удовлетворённости от того, что мы достигли желанной цели, настолько для некоторых из нас она была очень важна! Мы смеялись и радовались, как дети, весело рассказывая подробности своего таинства, и обсуждая друг с другом наиболее интересные и важные, на наш взгляд, детали.
На вершине счастья и радости, окружённые тёплыми солнечными лучами и напитанные ароматами весенней степи, мы уверенно и спокойно пустились в путь навстречу со следующим объектом нашего тура – Каратауским государственным заповедником! Но это уже другая история.
Окончание следует
Фото автора
Метки: Арыстан баб, Сергей Волков, Укаш-ата, Ходжа Ахмет Яссауи