Золото под ногами

Окончание. Начало в № 3, 4 2016 года
Автор текста и фото Сергей ВОЛКОВ
Каратауский государственный заповедник – в Казахстане это место настоящее Terra Incognita. Во-первых, это самый молодой из всех заповедников страны. А также он один из самых удалённых от привычных туристических маршрутов. Да и климат в этих местах довольно изнурительный, поход летом в эти горы требует хорошей подготовки и значительной выносливости.

Ещё в Астане мы заранее созвонились с администрацией заповедника, согласовали дату его посещения и теперь спокойно держали свой путь в г. Кентау, где и находится центральный офис. На месте нас очень приветливо встретили, всё согласовали, и сам директор на служебном уазике сопроводил нас до выезда в п. Хантаги, через который и идёт дорога к гостевому дому заповедника. Нам очень понравилось оформление офиса заповедника. Внутри все стены оформлены красивыми картинами и фотографиями живописных видов заповедника, пропагандирующими экологический туризм, бережное отношение к природе, к представителям её флоры и фауны! И трудятся здесь настоящие профессионалы своего дела, грамотные и очень ответственные!
Для въезда на территорию заповедника нам предстояло преодолеть несколько бродов. Один из тех, что мы осмотрели более пристально, был наиболее глубоким – до 80 см, и в нём накануне застрял один внедорожник с туристами, который долго буксовал, пытаясь вырваться из водного «плена». В итоге его пришлось вытягивать трактором, а на дне речки осталась довольно глубокая и длинная колея. Попасть в эту ямку нам нельзя было ни в коем случае! Поскольку заповедник находится вдалеке от основных маршрутов, то и посетителей здесь поменьше, чем в других известных заповедниках.

zoloto1
А нам сегодня как раз и хотелось тишины и спокойного созерцания красок и звуков почти дикой природы. Нашей команде экотуристов был предоставлен довольно приличный гостевой дом, даже с баней. Но для начала мы направились к искусственно созданному работниками заповедника озеру, где и открыли купальный сезон – 2016!
Вернувшись с экскурсии на озеро, мы разместили свои вещи по комнатам и стали готовиться к следующей, уже вечерней экскурсии. В паре километров от базового лагеря нас ждало восхождение на небольшую горку. Уже при свете звёзд нам повезло увидеть вдалеке огни Туркестана и грозу с молниями над этим городом. Небо стало затягивать тучками, и стало ясно, что и у нас ночью будет дождь. Вволю насладившись свежим горным воздухом, любованием ночного звёздного неба, прогулкой и восхождением, мы вернулись в наш лагерь, где нас уже ждала жарко натопленная банька с парилкой и каменкой! Реализовав в этот день и вечер все свои туристические мечты, мы до глубокой ночи дружно и весело обсуждали наши приключения за чашкой ароматного чая с душистым алтайским мёдом!
Как и предсказывал прогноз погоды, ночь и утро выдались дождливыми, но не холодными. Мы не спеша умылись, позавтракали и стали готовиться в путь. Впереди нас ждала горная дорога и живописный перевал, а в городе Чулаккурган мы запланировали сделать остановку и подкрепиться. Даже несмотря на дождливую погоду, нам всё же довелось полюбоваться красотами местных горных пейзажей.
В этой поездке у нас не было возможности отправиться в поход в горы. Но для себя я наметил обязательно осуществить переход через хребет Каратау именно в этом месте. Только здесь, в верховьях возвышенности Бессаз, находится самая высокая вершина Каратауского хребта – гора Мынжилки, в этот раз скрытая от нас плотными дождевыми облаками. В этих горах можно увидеть многочисленные водопады, в том числе и каскадные. Самый протяжённый, достигающий более 100 метров, называется «Жестокое сердце». В заповеднике произрастают почти 100 редких растений-эндемиков, из которых каратауских эндемиков 53 вида, ещё 10 – эндемичны для Каратау и Западного Тянь-Шаня. Из них в Красную книгу внесено 42 вида. На территории заповедника обитают архары, дикобразы, кабаны, горностаи, барсуки, волки, джейраны, а также особый эндемичный подвид архара – каратауский горный баран, занесённый в Красный список Международного союза охраны животных. Здесь гнездятся 80 видов птиц, 7 из которых внесены в Красную книгу Казахстана. Большой след в изучении Каратауского хребта оставил натуралист-зоолог XIX века Николай Алексеевич Северцов. Он посвятил свою жизнь исследованию природы Туркестана и Средней Азии, с большим риском для жизни изучил эти края, и впервые в истории дал цельную картину животного мира Северной и Средней Азии. Низкий поклон!
На склонах хребта Каратау археологами были обнаружены и изучены стоянки первобытного человека. С IV века до нашей эры в здешних местах жили загадочные племена кангюев, а медные и свинцово-цинковые руды в недрах хребта Каратау люди добывали издревле.
В урочище находилось одно из самых долговременных святилищ, функционировавших на протяжении многих веков. Гиды рассказывают, что в заповеднике, на северном и южном склонах хребта Каратау, на высотах от 900 и до 1700 метров можно увидеть многочисленные петроглифы, изображающие сцены охоты, различных животных – верблюдов, маралов, барсов, оленей, волков. На одном из рисунков можно увидеть лебедяшипуна с красиво изогнутой шеей. Здесь же находится древний тамгалытас, на одной из сторон которого видны изображения собаки и лошади, а в центре высечена большая фигура верблюда-бактриана со спутанными ногами, достигающая в длину 1,85 м. Рядом размещены и другие фигуры этих же и множества других животных, и людей в различных позах.

zoloto2
Одна из суровых достопримечательностей заповедника находится на южном склоне хребта Каратау. Здесь расположены несколько каменных могил легендарного батыра Тоскаула и его семьи. В XVII–XVIII веках в период наиболее ожесточённой борьбы Казахского ханства с его восточными соседями джунгары рвались на юг именно через ущелья Каратау. По легенде батыр Тоскаул, непобедимый исполин, долго удерживал здешний перевал, пока джунгары не явились сюда со значительными силами. Батыр погиб, а вся его семья была вырезана. Имя батыра Тоскаула до сих пор чтят в здешних местах. Очень надеюсь, что уже в этом году я смогу осуществить свою мечту и пройти в пешем походе через хребет Каратау.
Наш экипаж благополучно миновал перевал, и мы сделали остановку на обед в г. Чулаккурган. После обеда выехали из города и на ближайшей автозаправке «напоили» нашего верного «коня». Нам предстояло частично по асфальту и частично по степным каменистым и полевым дорогам проехать несколько десятков километров до следующего объекта нашего туристического внимания – озера Кызылколь. Это озеро в Советском Союзе в 80-х годах прошлого века славилось в округе и далеко за её пределами как бальнеологический курорт, а у восточного берега даже работал санаторий с грязелечебницей! На северо-западном берегу, где мы сделали остановку, располагалась туристическая база МВД с комфортабельными домиками. Рядом действовала лодочная станция, а курортники могли украсить свой отдых прогулкой по озеру на теплоходе «Горняк».
Я до сих пор помню, как в далёком детстве отец привозил меня сюда на рыбалку и покупаться. В этих краях летом всегда было тепло и солнечно. Отец ловил сазанов, а я мазался грязью и бежал купаться в озеро, заставляя отца переживать, чтобы я не утонул. Сейчас, конечно же, никакой грязелечебницы здесь уже нет, и база тоже лежит в руинах. Вода ушла от берега так далеко, что от площади озера осталась в лучшем случае лишь половина, а о его объёме и глубине приходится только гадать.
Вода озера из пресной превратилась в очень солёную, исчезла вся рыба, гнездовья птиц значительно уменьшились. А теплоход «Горняк» теперь «украшает » собой близлежащий посёлок Кумкент. Кызылколь ещё и рай для археологов. В районе южного берега Кызылколя находятся руины древнего городища Кумкент, внесённого в реестр археологических памятников Казахстана. О нём упоминал армянский царь Гетум, в ХIII веке ехавший мимо в ставку хана Менгу.

zoloto3
Древний холм усыпан грудами крупного жжёного красного кирпича квадратной формы и большим количеством осколков битой древней керамики. А там, где речка Ушбас впадает в Кызылколь, в толще крутых берегов можно найти зубы тигровой акулы и раковины моллюсков! В детстве я часто совершал походы по местным горам и речушкам и часто находил раковины моллюсков. Порою скалы ими были просто усыпаны! Уже тогда у меня появилась мысль о том, что в этой долине когда-то плескались воды древнего океана. А это десятки миллионов лет назад, а может, даже и поболее! Мне сложно представить, возможно ли восстановить этот некогда цветущий оазис и сохранились ли оздоровительные качества кызылкольской воды и грязи. Пусть это сделают специалисты. Но моя память бережно хранит те яркие детские воспоминания о благах, которые давало многочисленным отдыхающим это замечательное озеро – Кызылколь! Покидая этот некогда благословенный край, мы вдруг встретили синюю птицу, да не одну, а даже пару! И нам это показалось очень добрым знаком! Дзинь, дзинь!
Планируя это путешествие, мы с друзьями включили в наш маршрут организацию палаточного лагеря на берегу речки Чебактинки, несущей свои чистые горные воды от хребта Каратау сквозь просторные степи и живописные ущелья в направлении водохранилища Ынталы.
В советское время на том месте, где мы решили остановиться, размещался летний спортивный лагерь для ребят из Жанатасской спортивной школы, в которой во времена моего далёкого и счастливого детства мне тоже посчастливилось заниматься акробатикой. В п. Саудакент, что недалеко от озера Кызылколь, мы запаслись продуктами и водой для лагеря и направились к новому месту нашего маршрута. Через несколько километров свернули с асфальта на степную дорогу, по которой нам предстояло проехать чуть более десятка километров. Дорога оказалась каменистой, местами основательно размытой дождями. От тряски оборвало резиновое крепление трубы глушителя, а камнями подразбило фланцевое соединение, появился гул и рёв. Но ведь это же и есть приключение! И вот мы на месте. Перед нами крутой и извилистый спуск в живописную долину Чебактинки. Невероятно, но факт. Справа у дороги на отвесном склоне нас вновь встречает синяя птица – красавица сизоворонка! Добрый знак!

zoloto4
Аккуратно преодолеваем спуск в долину, благополучно минуем речной брод и последующее бездорожье,прорываемся сквозь ветви обильно разросшегося колючего кустарника, нещадно царапающего бампера и плоскости нашего автомобиля. А вокруг – буйство красок и царство весеннего благоухания! Словами невозможно передать наши волнение и трепет от заливистого пения степных жаворонков, от наслаждения теплом, солнцем и чистым степным воздухом, наполненным ароматом всевозможных трав и цветов! По тропинке мы проехали практически до самого берега речки, где и нашли для себя вполне удобное и укромное место. Здесь мы поставили палатки, искупались и позагорали, совершили восхождение на горы. Здесь же запустили в небо воздушный фонарик, который нам на радость поднялся очень-очень высоко и улетел очень-очень далеко! А вечером, накупавшись, наевшись и отдохнув, мы все дружно посидели у жаркого костра!
Утром, после пробуждения, поделились впечатлениями от сна в палатке, да ещё и в условиях дикой природы.
Оказалось, что четверо из нас сделали это впервые в своей жизни. Чувствовали все себя прекрасно! С большим удовольствием все неоднократно искупались в речке, сходили в очередной поход в гору, полюбовались здешними красотами, а мужчины даже успели починить автомобиль. Как настоящие экотуристы мы даже почистили от мусора пару площадок для отдыха. Весь мусор был собран нами в пакеты и вывезен в город Жанатас, где был утилизирован в мусорный бак. Но… пришла пора прощаться с этим приветливым уголком дикой природы. В этот день нам предстоял ещё долгий и трудный путь, сначала – в город горняков Жанатас, а затем – в Тараз, где замыкалось кольцо нашего автовояжа вокруг Каратауского хребта.
В этой поездке мы практически полностью выполнили намеченную программу, наши архивы наполнились тысячами прекрасных фотографий, появились новые идеи и мечты. А у меня лично на основе всего увиденного сложилось понимание того, что десятилетиями в пылу безудержной гонки за нефтедолларами в стране затаптывалось настоящее золото, лежащее у всех под ногами. Люди ленились наклониться и стряхнуть с него пыль забвения, и сделать так, чтобы оно заблестело и привлекло своим чудесным светом и красками пытливые взоры путешественников и туристов со всех  концов света.

zoloto5
Я также решил, что теперь наступило время качественного раскрытия ёмкого туристического потенциала казахстанского участка древнего и нового Шёлковых путей, лежащих по обе стороны Каратауского хребта. Что именно этот благодатный, тёплый и изобильный край и есть настоящий казахстанский туристический Клондайк, терпеливо ожидающий в мировой туристической истории своего звёздного часа! Полагаю, что ныне создались предпосылки к тому, чтобы поднять, обиходить и эффективно использовать имеющееся в этом регионе удивительное наследие глубокой древности тюркской и многих других цивилизаций, сложившихся вековых традиций, оставивших свой неизгладимый след и наложивших отпечаток на жизнь, культуру и быт кочевых народов Средней Азии. Дзинь! Дзинь!