Альпинизм: увлечение или спорт?

Наталья БОРОВАЯ
Завершающим аккордом в чемпионате мира по альпинизму 2012 года, организатором которого является Евро-Азиатская ассоциация альпинизма, стало подведение итогов соревнований в высотном классе. Судейство состоялось в конце ноября в Алматы.
Идею провести чемпионат мира по альпинизму подала Федерация альпинизма России в октябре 2011 года на международной конференции Евро-Азиатской ассоциации альпинизма в Баку. Тогда сторонники развития спортивного альпинизма на постсоветском пространстве поддержали инициативу, предложив провести ЧМ в 2012 году в трёх классах: техническом (состоялся в июле в Таджикистане на массиве ЗаминКарор), скальном (завершился в Украине 9 октября), высотном (заочный, судейство состоялось в Казахстане).
В мае 2012 года в судейскую коллегию чемпионата поступили предварительные заявки от 16 команд из 10 стран. По разным причинам к финишу пришли только пять из них.
…Как ни странно на российских интернет-порталах, связанных в том числе с темой альпинизма, проведение чемпионата вызвало, мягко говоря, негативную реакцию. И что только там ни писали: «функционеры от спорта уже не знают что придумать», количество стран-участниц ничтожно мало, поэтому что это за  «чемпионат мира»? И категории маршрутов слабенькие для чемпионата. И вообще, почему соревнования с таким названием проводит не UIIA?
Ответы участников чемпионата выглядели как оправдания. А жаль…
Видимо эта, простите, «мышиная возня» видна нам, казахстанцам, со стороны и многим непонятна. Нам бы столько соревнований и премий, как в России… Вернее, столько людей, готовых этим заниматься.Так вот, вроде бы все участники дискуссии заинтересованы в развитии альпинизма, но как касается реализации этого развития, у всех своё мнение как это делать. Причём настолько категоричное, не приемлющее никакое другое, что хочется воскликнуть: «Ребята, да очнитесь вы!». Не всё гладко в вашем альпинистском отечестве, но ведь ваши спортивные функционеры пытаются возродить, восстановить, утвердить систему, когда люди, которые хотят иметь подготовку, а позже разряды, звания, ЗАСЛУЖЕННЫЕ разряды и звания, чтобы эти люди знали, куда им пойти. Ну не в горы же сразу, да в одиночестве, а в секции! Особенно в юности.


В Казахстане недавно альпинисты лишились сильнейшей секции в ЦСКА (в защиту чиновников можно сказать лишь то, что ликвидирован был не только альпинизм). Якобы альпинизм не так стратегически важен для армии страны. И действительно, зачем стране, где государственная граница в несколько тысяч километров идёт по горам, подготовленные альпинисты?
И вынуждены наши спортсмены искать понимания и поддержки в других странах мира. Потому что у нас «спортивных функционеров» старой закалки осталось очень мало, они уже не в состоянии бороться с чиновничьей машиной.
Возвращаясь же к теме, нужен или не нужен чемпионат мира – хочется сказать: советские времена канули в Лету, сегодня мы можем делать выбор сами. Уважая мнение других. Ходить в горы с друзьями в удовольствие? Покорять вершины, заплатив деньги гиду? Совершать удивительно безумные восхождения соло, не претендуя ни на какие звания? Да, пожалуйста! – всё это личный выбор каждого из нас. Но есть объединяющая всех идея! Желание, чтобы альпинизм развивался в наших странах, а не где-то там…
Во время проведения судейской коллегии в Алматы мне удалось побеседовать с известным российским альпинистом, ответственным секретарём Евро-Азиатской ассоциации альпинизма и скалолазания, очень уважаемым мною человеком Владимиром Николаевичем Шатаевым:

Владимир Николаевич, как родилась идея проведения чемпионата мира и почему его проводит Евро-Азиатская ассоциация альпинизма и скалолазания, а не Международный союз альпинистских ассоциаций (UIAA), что было бы, согласитесь, логичнее?
– Я объясню. Идея родилась следующим образом. Евро-Азиатская ассоциация альпинизма, организованная в 1992 году, уже 20 лет проводит чемпионат EAAC (фактически чемпионат СНГ) по трём классам: технический, высотный и скальный. Со временем мы пришли к пониманию того, что для нас было бы очень желательно, чтобы мы официально получили утверждение чемпионатов в UIAA, для чего я скажу позже. В настоящее время UIAA отрицательно относится к пониманию альпинизма как спорта. Для европейских и американских альпинистов восхождения в горы, даже чрезвычайно сложные, – это хобби, увлечение. Они отрицают получение спортивных разрядов, званий мастера спота. Но… Примерно так же раньше Международный союз относился к скалолазанию и ледолазанию, но прошло чуть более 15 лет, и сейчас стали проводиться и чемпионаты мира по этим двум дисциплинам. Только 17 этапов кубков мира!

Так чего же вы хотите добиться проведением подобного чемпионата мира?
– Поддержки, патронажа UIAA. В какой-либо форме. Нам представители Международного союза посоветовали начать действовать самим, а в будущем, возможно, поддержка и появится. Как это произошло в случае с дисциплиной скайранинг. Увлечённые спортсмены сами стали проводить емпионаты мира, Европы, не входя на начальном этапе в состав UIIA.

И для чего нужна поддержка Международного союза?
– Одной из главных причин является то, что во многих странах государство выделяет бюджетные деньги только на официальные мероприятия. А под них можно проводить сборы. Можно составить и достойно обеспечивать сборную команду, получить экипировку. На чемпионаты России деньги выделяют местные комитеты, а не министерство спорта. Последние лет десять это всего 500 тысяч рублей в год. На всё! На все три класса: скалолазание, ледолазание и недавно добавился ещё скайранинг.

В России столько различных альпинистских номинаций… «Золотой ледоруб России», «Хрустальный Пик», женская премия «Стальной Ангел». И это не говоря о мировых премиях…
– Да, всё это есть. Но всё-таки цели и задачи у всех премий разные. Сам подход к определению победителей отличается. Вот, к примеру, мировой «Золотой ледоруб». Экспертная комиссия просматривает до 90 восхождений за год. Выбирают шесть из них. И только тогда начинается подготовка участников к презентации своих восхождений. На основании этих презентаций, отчетов, судьи решают, кто из шести достоин ледоруба. В эту шестёрку можно попасть при таких только условиях: экспедиция проходила в необжитом районе, это должно быть первопрохождение или первовосхождение. Причём в альпийском стиле. То есть командное восхождение, которое до сих пор часто у нас практикуется, по определению попасть в номинанты не может. А ведь были в России за последние годы выдающиеся восхождения – Западная стена К-2, Северная стена Эвереста (руководитель Козлов). Они заслуживают высокой награды.
Поэтому в разных странах стали появляться свои номинации. В России перечисленные вами выше. Чемпионат мира, организованный Евро-Азиатской ассоциацией альпинизма, отличается от других премий России (кроме официальных чемпионатов России), да и мировой «Золотой ледоруб», тем, что отличается сама схема его проведения. Команды делают заявки заранее, проходят маршрут, готовят отчёты и отдают на судейскую коллегию. Поэтому ситуации, когда из 16 заявленных команд до финиша дошли пять, вполне объяснимая.

Значит, вас не смущает результат проведённого чемпионата? Или что-то можно было сделать по-другому?
– В 2012 году мы перестраховались, побоялись, что будет много заявок, и сделали квоты. Для альпинистов Украины, Казахстана и России, занявших призовые места в техническом классе сделали ограничение – они могли выставить до трёх команд от страны, а остальные – до двух. В 2013-м решили сделать общее ограничение – «не более трёх команд от страны». Вся информация уже была вывешена на сайте www.mountchamp.com в декабре прошлого года. В том числе – по чемпионату мира по скальному и техническому классам. Кстати, в 2013 году мы решили сделать чемпионат в техническом классе заочным. Чтобы у команд было больше возможностей: время выбрать удобное для себя, объект, который им наиболее интересен, и т. д.
Говорить о какой-то массовости в чемпионате не приходится. Ведь самих восходителей не так много. В советское время в 1989–1990 годах я проводил статистику, тогда было больше 1400 альпинистов, совершивших за год восхождения 5Б категории трудности и выше. Сейчас я провожу такую же статистику – 140 человек. Это же о чем-то говорит?..

Прокомментируйте итоги чемпионата.
– Казахстанцы по праву заняли первое место. И хотя это не первопрохождение, но достаточно сложная комбинация из маршрутов Студенина и Мысловского. Парни прошли маршрут в хорошем темпе за восемь дней. Всё тактически грамотно. У судейской коллегии к ним не было никаких претензий. И они с большим отрывом по баллам вышли на первое место.
Второе место заняла команда Украины – за маршрут Кандакова на Хан-Тенгри, 5Б категории сложности. Третье – команда России. Парни открыли новый маршрут на пике Ленина! Это в наше-то время, когда, казалось бы, вся гора давно изучена! Да и прошли его в хорошем темпе.

Владимир Николаевич, с чемпионатом всё понятно. Можно задать несколько личных вопросов?
– Конечно.

Часто ли вы бываете в Алматы?
– Очень редко. Это четвёртый раз за всю жизнь. Слишком вы далеко (улыбается). Первый раз приезжал в 1970 году вместе с супругой Эльвирой и Геннадием Стариковым. Тогда мы дважды ходили на пик Комсомола по маршрутам 2А и 4Б. В алматинском клубе нас очень тепло встретили Туфан и Грудзинский. Второй раз – на сборы перед Эверестом-82. Потом был на Всесоюзном слёте туристов. Надеюсь, на следующий год вновь приеду. Здесь много друзей. Посчитали с Борисом Студениным и Ервандом Ильинским, сколько знакомы, оказалось – 47 лет! Вообще в Казахстане всегда были сильные альпинисты, они и сейчас есть, просто в меньшем количестве. Как и везде на постсоветском пространстве сейчас всё держится на отдельных сильных личностях, а не на коллективах. И это в основном багаж Союза. Надеюсь ситуация со временем всё-таки изменится.

Фото Николая РАДОСНОВА
и из архива экспедиции на пик Самони

Ваш комментарий