Вслед за цветами и травой

Надежда БЕРКОВА, киновед, сотрудник
Экологического общества «Зелёное спасение»
В 2011 году «Ветер странствий» отметил на своих страницах 75-летие режиссёра и оператора-натуралиста Вячеслава Алиевича Белялова публикациями о его жизни и творчестве. Кто продолжает трудиться на этой уникальной ниве, снимая животных и природу Казахстана? Тема создания фильмов, передач о природе актуальна всегда. Благодаря кропотливым поискам сотрудника экологического общества «Зелёное спасение» мы знакомим читателей с автором и режиссёром телецикла «Царство природы» канала Сaspionet Виталием Черновым (на фото).


Многие годы собираю материалы об экологическом кино. Счастливый случай свёл меня с вами. Расскажите, пожалуйста, как всё складывалось? С чего начиналось?
– Любая деятельность начинается с интереса. Я вырос в посёлке Покатиловка в Западном Казахстане. Во время школьных каникул, как и все мои сверстники, работал в колхозе: в младших классах на току разгружал машины с зерном, старшеклассником – на косилке, стогометателе, на прессе… Но меня не привлекала перспектива остаться в колхозе комбайнёром или трактористом. Это не от того, что я не любил сельскую жизнь, а потому что меня влекла какая-то иная романтика. Свободное время я любил проводить на природе. Заберёшься, бывало, в балочку и начинаешь рассматривать там цветок, другой… Такие они маленькие и разные. Приходил на речку, подолгу разглядывал кувшинки. Помню горки, так мы называли обрывы у реки Барбастау, притока Урала. Когда-то миллиарды лет назад на месте  Приуралья было дно моря, мы находили там ракушечки, моллюсков. Называли их чёртовыми пальцами, собирали, раскалывали. Посыплешь, бывало, этой крошкой ранку, и всё быстро заживёт…
Как-то мы с другом детства Вовкой Кривошеевым сидели с удочками у речки. Он говорит: ≪Я хочу быть инженером≫. А я подумал: кем я хочу быть? Нет, не инженером… Кстати, Вовка выучился на инженера-строителя!..
Когда-то давно, кажется, ещё до школы, я посмотрел старый фильм, он назывался ≪Книга джунглей≫. Мальчик потерялся в лесу, там ему помогли выжить дикие животные. Меня с детства всегда манила и восхищала дикая природа. Сегодня мне кажется, что уже тогда мечтал снимать фильмы про природу. И чем старше становился, тем больше хотелось попасть в кино.
Я поехал в Алма-Ату, подумал, закончу кинотехникум, буду снимать природу. Но, оказалось, там изучали совсем другое: техническую часть, монтаж проекционной аппаратуры. Поступил, а доучивался уже после армии и работал в кинотеатре ≪Арман≫ старшим киномехаником. Помню, приводили экскурсии в наш кинотеатр, и я рассказывал о стереокино: левом и правом кадре на плёнке – об иллюзии стереофильмов. Вообще кино – это иллюзия, но если хорошее кино, то иллюзия кажется правдой…
Узнал, что есть такая студия ≪Казахтелефильм≫, что нужны механики в звукоцех. Здание студии располагалось ≪на горке≫, чуть выше нынешнего телекомплекса ≪Хабара≫ в Алматы. Мы с другом отправились туда с большим сомнением: возьмут ли нас? У меня уже было направление в Павлодарское областное управление кинофикации. Директор студии, тогда Маткаримов, сказал: ≪Напишем запрос в Госкино≫.
В первый день прихожу, осматриваюсь – так всё интересно. Для меня кино – это тайна. Я показывал сотни фильмов в кинотеатре, а как всё делается, я и не знал. Зашёл в монтажную, сидит представительный дядька в джинсах, какой-то материал про природу просматривает. Я спрашиваю: ≪А вы кто?≫. Отвечает сурово: ≪Я режиссёр. Что тебе надо?≫. Это был документалист Диас Гильманов. В этой монтажной меня охватила мания – хочу так работать! Потом мы подружились с Диасом. Как оператор он снял более 70 документальных фильмов и на некоторых был режиссёром. Самые интересные ленты о природе на ≪Казахтелефильме≫ снимал Анатолий Лаптев. Когда выходил очередной его фильм, я непременно смотрел. Особенно удивил красотой Маркаколь в ≪Озере студеном, ласковом≫.
Вы получили-таки специальное образование…
– Да. В 1979 году поступил в КазГУ на факультет журналистики. Для тех, кто отслужил в армии, были льготы, и поэтому, несмотря на тройки, я стал студентом-заочником. Специалистов для кино и телевидения готовили на кафедре телевидения и радиовещания. Но мы занимались и макетированием газеты, выполняли журналистскую работу, толком тогда ещё ничего не понимая. Конечно, я много узнал интересного, но всё равно не представлял, как создатся фильм. Начал книжки читать и понимать, что такое сценарный план, как должна строиться картина. Немало открыл, совмещая учёбу с практикой.
В конце 80-х появились первые независимые студии – ≪Катарсис≫ и другие, где снимали и заказное кино. На заказных фильмах я пробовал себя как автор сценария и режиссёр и почувствовал, что в сюжет можно включать кадры с природой. Вроде и разговор идёт о другом, а тут как отступление, взгляд в сторону – фрагмент первозданной природы…
На ≪Гала-ТВ≫ мне очень хотелось работать со Светланой Крымовой на цикле передач ≪Экос≫, посвящённых природе и экологии, но… режиссёром стал Дмитрий Пискунов. Да и Крымова предпочла его. Думаю, эту программу о природе надо было делать по-другому. Но не сложилось…
В 2002 году при агентстве ≪Хабар≫ открылся канал Caspionet. С рекомендацией звукорежиссёра канала Игоря Позденко взяли на работу с испытательным сроком. Начинал в рубрике Facеs – ≪Лица≫. Можно было снимать просто, без комментариев, но мне хотелось, чтобы в эпизоде была какая-то драматургия: начало, середина, высшая точка, конец… Уже тогда предложил: давайте такие же фрагменты о природе снимать! Рубрику назвали ≪Природа≫ – Nature. Я старался создать маленький сюжет, и чтобы в нём просматривался кусочек жизни и свой ≪герой≫ – белочка, птичка, бабочка. Здесь я уже был в своей стихии.
Что вы скажете о других программах, снимаемых на Сaspionet, и о проблемах, которые появились, когда вы начали работу над своим циклом фильмов?
– В основном на канале снимали журналы разного типа: ≪Приключения≫, ≪Наука и технологии≫, ≪Портреты≫, ≪Культура≫. Как в репортаже: говорящая голова что-то рассказывает, ≪перебор≫ закадрового текста, который порой не соответствует отснятой картинке. Но это издержки нашего телевидения: съёмка, монтаж ≪с колёс≫ – и в эфир.
В декабре 2010 года подоспел саммит ОБСЕ. И тут стало очевидно, что не хватает сюжетов о природе. Приглашает директор Айгуль Жумабаева: ≪Вот вы предлагали снимать документальные фильмы о природе, можете делать свою научно-познавательную программу≫. ≪Да, но нужно консультироваться с учёными. Один, говорю, я боюсь за это взяться≫. ≪Найдите тех, кто согласится работать≫. Пошёл в Институт зоологии, в Институт ботаники, поговорил с сотрудниками. Люди засомневались: тут надо вникать, нужно время… Я растерялся – остался один на один с проблемой. Но раз пообещал, значит, надо делать, отправился в экспедицию и стал снимать… Поневоле пришлось быть автором и режиссёром – всё в одном лице.
Конечно, нам не хватает студии телевизионных фильмов. Грешить на телевидение, всё сваливать на него не стоит. Потому что не дело канала снимать фильмы, большие программы. Руководство не может себе позволить роскошь отправить, к примеру, оператора и режиссёра на пару недель к гнезду орла наблюдать за рождением птенцов, даже не может выделить для командировки на несколько дней автомобиль. Задачи персонала телеканала – готовить информационные блоки, передавать новости. Вот сейчас, к примеру, популярны шоу, но на телевидении их не делают, их снимают профессионалы шоу-бизнеса.
Если бы государство взялось за создание специальной студии, как раньше был ≪Казахтелефильм≫, тогда можно было бы снимать фильмы о природе для телеканалов – как на Би-Би-Си… А так, получается: я предложил делать свою программу, руководители мне помогли, чем могли, всё остальное – это моя проблема. Что касается стратегии: в планах сразу несколько мест съёмок, и отправляемся, куда позволяет ситуация… Каждую неделю нужно выдавать новую программу, отсюда постоянный цейтнот. Я уже до съёмок представляю себе содержание фильма, что-то запомнил, где лучше снимать, что выразительнее, что важнее. Много фотографирую, а потом, рассматривая фотографии, осмысливаю будущий сюжет, и в это время рождаются идеи закадрового комментария и монтажа. Когда есть вторая камера, сни- маю ею, но чаще рядом с оператором пользуюсь фотоаппаратом. Операторы постоянно меняются – и это специфика телевидения – берёшь на съёмки того, кто свободен. Львиную долю программ сняли три оператора – Гани Бекенов, Сержан Жумабаев, Нурлан Семгалиев.
Может быть, перед вами были какие-то примеры, кому вы хотели бы следовать?
– Мне рассказывали коллеги и старые егеря, как кропотливо работал над фильмами замечательный документалист Вячеслав Белялов. Меня до сих пор восхищает его трудолюбие и упорство. Он мог месяцами снимать отдельные эпизоды. ≪Беркуты≫, ≪Дом для серпоклюва≫ – как примеры, о которых мне рассказывал орнитолог Алматинского государственного природного заповедника Алтынбек Джаныспаев. Многие кадры ≪Сурка Мензбира≫ я видел ещё до монтажа, в просмотровом зале киностудии, где проверяли материал сотрудники ОТК. Белялов как оператор широко использовал ≪скрытую камеру≫, снимая методом наблюдения. Мы, к сожалению, не можем сегодня так снимать и снимаем по-другому – ≪врасплох≫, зверь выходит на нас, и ты быстро ставишь камеру на штатив…
Наш звукорежиссёр Елена Маслова в своё время поработала с Вячеславом Беляловым и, помня его советы, очень кропотливо подходит к использованию звуков природы. Занимается озвучиванием, что называется, с душой, отчего кадры ≪оживают≫! Что касается подготовки закадрового текста, убеждён, как в документальных фильмах, так и в телевизионных программах, он необходим как дополнение к изображению. Не нужно много говорить. Надо, чтобы человек сам почувствовал, всматриваясь в картины природы, как она прекрасна. Пусть сам откроет её для себя.
Как вы определили бы жанр своей программы? Считаете ли вы её экологической?
– Жанр нашей программы? ≪Уроки природоведения≫, ≪Царство природы≫ – это придумка переводчика нашего канала. Да, и она, конечно, экологическая! Ведь мы рассказываем об уникальных природных объектах нашей республики, о редких животных, к примеру – чёрных аистах. Стараемся привлечь внимание зрителя, обращаясь к нему напрямую: ≪Человек! Сохрани нас, пожалуйста!≫.
Чтобы подготовить грамотный, ёмкий сюжет на определённую тему о той или иной местности, в экспедициях вы общаетесь, сотрудничаете с работниками национальных парков, заповедников…
– За кадром остаются впечатления от встреч с удивительными людьми. В природном парке ≪Алтын-Эмель≫ нас сопровождали два инспектора. Едем, у дороги знак – шипы, на шипах написано имя одного из инспекторов и ≪…мы тебя убьём≫! А он говорит: ≪Да мне плевать! Не пропускал и не буду пропускать! У нас здесь джейраны и чуть-чуть осталось архаров…≫
Человек знает, что ему угрожают, но сознательно продолжает защищать животных, в этом смысл его работы. Обратил внимание: одних сотрудников заменили, а старых инспекторов оставили. Они давно здесь работают, с основания сначала хозяйства, потом парка. И их даже новые директора не меняют, видимо, понимают: не поставишь на это место какого-то родственника. Всё чаще замечаю: то там, то тут встречаешь неравнодушных людей. И это радует. Что-то меняется в сознании. Будто человек однажды понимает: кто, если не я? Зарплата там у них мизерная, но они всё равно продолжают работать. Жаль, что общение бывает коротко. Всё с налёта: приехали, переночевали, сняли, уехали, поговорить толком не удаётся… Помню, в прошломгоду поехали в Сарканд в Джунгар-Алатауский государственный национальный природный парк. Коллектив у них хороший, какой-то свой мир: молодые девчонки, увлечённые природой, лазают по горам и описывают растительный мир Джунгарских гор, замдиректора Саят Егимбаев со знанием дела рассказывал о местах произрастания яблони Сиверса – прабабушке всех современных культурных сортов яблок.
Своим подходом к делу удивил директор Каратауского природного заповедника Жасар Адильбаев. История жизни у него необычная, был моряком, плавал на гражданских судах по морям-океанам, вернулся на родину, стал руководителем, защищает природу, и вокруг него такие же надёжные и отважные помощники.
Немало в национальных парках, заповедниках и людей случайных. Руководители берут своих, родственников.
За долгие годы работы на телевидении изъездил все области Казахстана, где только не был. И всегда поражался, приедешь, думаешь, какая-то тьму-таракань – Кызылорда – ветер, пыль! И вдруг у реки видишь замечательное место. И так всегда – в любом уголке страны есть столько удивительно красивого. Человеку нужно просто научиться всматриваться в окружающий мир и так общаться с природой. Просто взять фотоаппарат, сделать снимки…
Мы начали разговор с воспоминаний о детстве. Я подумала о том, что движет нами в моменты творческие, какие знания, впечатления, глубоко засевшие в памяти…
– Мне всегда хотелось рассказать о том, что сохранилось во мне с детства. Интересно, когда я приехал в Алма-Ату, возникло ощущение – чего-то не хватает. И я понял, что здесь нет того запаха весны, что есть на моей родине. Когда долго-долго лежит снег, потом он начинает таять, появляются ручейки, и от земли идёт запах весны… Я всё так же отчетливо помню его. В Алма-Ате весна по-своему прекрасна, но здесь она другая, нет того запаха земли. Какие-то важные ощущения сохраняются в нас с детства. Я запомнил запах леса – это запах древесной смолы. Мы ездили на луга в пойму Урала – там есть свой особый запах. Потом мы живём этими запахами детства. Когда я ездил по Казахстану, я ловил эти родные запахи, думал, почему здесь запах такой же, необыкновенный запах любви, привязанности к родной природе. И что-то похожее есть во мне с привязанностью к цвету: здесь в городе другой цвет у растений, нежели в Семипалатинске…
Ландыш в моей жизни имеет особый запах. На последний звонок, 25 мая, в школу из лугов привозили ландыши. Праздничный вечер, и мы, мальчишки, волнуясь, дарили ландыши девочкам. Я всё время помню и жду этот запах весны – запах любви.


Эти ассоциации до сих пор живут во мне. Когда я сейчас что-то снимаю, вкладываю в свой материал то, что когда-то пережил. Всё очень просто. Где-то, когда-то видел много лет назад, теперь еду туда снимать. Просто тогда я это не снял. Мне бы очень хотелось сделать сюжет о родных местах, Западном Казахстане, где я вырос, запечатлеть ту необыкновенную ковыльную степь. Хотя многие земли уже распаханы…
Как-то я был в Чарынской ясеневой роще, у меня болела голова. Инспектор природного парка говорит: ≪Ты подойди к ясеню, прижмись…≫ Я подошёл к ясеню, обнял его огромный ствол и, может быть, я внушил себе это желание, но у меня прошла головная боль. Будто ясень забрал её у меня.

Фото из архива Виталия Чернова

Ваш комментарий