«Казахрыбхоз»: рыбовод рыбака видит издалека

Наталья БОРОВАЯ
В середине июня в Казахстане была аккредитована республиканская ассоциация общественных объединений рыболовов и субъектов рыбного хозяйства «Казахрыбхоз». На данный момент организация насчитывает 48 действительных и ассоциированных членов. В качестве последних выступают три общественных объединения, которые и учредили данную ассоциацию. Это ОЮЛ «Казрыбхоз», ОЮЛ «Казохотрыболовсоюз» и ОО «Федерация рыболовного спорта РК».
Основной состав – промышленные предприятия рыбного хозяйства, предприятия воспроизводственного комплекса и аквакультуры, спортивного и любительского рыболовства и рыбохозяйственной науки.
Почему созрела необходимость создать ассоциацию «Казахрыбхоз», не пересекаются ли её цели и задачи с целями и задачами давно существующего «Казохотрыболовсоюза»? С этими и другими вопросами мы обратились к председателю правления ассоциации Азису Шуткараеву.
– Идея создания неправительственной организации, – говорит Азис Васильевич, – которая могла бы консолидированно представлять интересы предприятий и организаций рыбного хозяйства на уровне республики, возникла ещё несколько лет назад. Мало того, она была создана, но, к сожалению, оказалась нежизнеспособной. Причин тому несколько, наиболее важной из которых были разные интересы основных направлений отрасли. К примеру, интересы крупных товаропризводителей, экспортирующих продукцию за рубеж, не совпадали с интересами мелких предприятий, специализирующихся в основном на добыче и реализации непереработанной продукции.
Такая же картина с деятельностью организаций специализирующихся на спортивно-любительском рыболовстве, искусственном выращивании рыбы (аквакультура) и др. Ещё одна немаловажная причина – это отсутствие профессионально подготовленного исполнительного органа, то есть все работали на общественных началах, так сказать, «на идею». Но когда предстояло делать акценты между общественной работой и бизнесом, то выбор, как вы понимаете, решался всегда в пользу последнего. Осознание этого момента плюс законодательная норма о неправительственных организациях в области охоты и рыболовства стали объединяющим фактором в этом вопросе.
Что же касается «Казохотрыболовсоюза», то это совсем другая организация, которая объединяет интересы любителей-рыболовов и охотников и имеет отношение только к определённой части рыбной отрасли. «Казахрыбхоз» же объединяет все направления, это и промышленная добыча, и переработка рыбной продукции, это аквакультура, это спортивное и любительское рыболовство, это проведение ресурсных исследований водоёмов (рыбохозяйственная наука), это и торговля рыбой и продукцией из неё.

Основные полномочия ассоциации?

– К основным полномочиям в соответствии с уставом ассоциации относятся: защита прав и законных интересов членов организации, касающихся осуществления деятельности в области рыбного хозяйства; мониторинг в области добычи и производства рыбной продукции; участие в разработке и общественная экспертиза проектов нормативных правовых актов в области рыбного хозяйства и другие вопросы, с которыми сталкиваются наши члены при осуществлении своей деятельности. Кроме того, в зоне нашего пристального внимания находятся вопросы снижения административных барьеров и коррупционных проявлений при принятии управленческих решений чиновниками различных ведомств.


Решением Комитета рыбного хозяйства наша организация была аккредитована на осуществление видов деятельности, среди которых наиболее важными являются координация деятельности общественных объединений рыболовов и субъектов рыбного хозяйства в области рыбного хозяйства, участие в комиссиях по закреплению рыбохозяйственных водоёмов и участков, распределению квот на вылов рыбы и других водных животных, распределению субсидий, выделяемых на развитие рыбного хозяйства, а также участие в рамках государственного социального заказа в организации помощи рыбным запасам в случае массового заболевания, угрозы их гибели и спасения молоди рыб, и другие полномочия.

Какие шаги уже предпринимает ассоциация по реализации своих полномочий?

– Несмотря на то что в новом качестве мы были созданы только в сентябре прошлого года, предпринято достаточно шагов, большая часть из которых уже воплощается в жизнь. Первое – это, конечно же, аккредитация в уполномоченном органе на осуществление очень важных видов деятельности, часть которых я уже озвучил ранее. Сроком на четыре года.
Практически во всех рыбохозяйственных бассейнах в различные комиссии, касающиеся развития отрасли и основных видов деятельности предприятий, как на местном исполнительном, так и в территориальных подразделениях республиканских органов включены наши представители.
Принято участие в нескольких важных совещаниях, в том числе с участием заместителя премьер-министра и коллегии Генеральной прокуратуры. Мы являемся членами общественного совета при Министерстве охраны окружающей среды. В настоящее время подготовлен проект Меморандума о сотрудничестве с Министерством охраны окружающей среды, а также получен положительный ответ из министерства о возможности проведения «круглого стола» с участием министра охраны окружающей среды.
Кроме того, в рамках Концепции по переходу РК к «зелёной экономике» нам предложено возглавить отдельную рабочую группу по разработке Программы развития рыбного хозяйства до 2020 года.
Это предложение мы расцениваем как огромное доверие со стороны министерства к деятельности нашей организации. Вот вкратце о первых шагах, которые предпринимаются нами в рамках своих полномочий.

Каковы приоритеты в вопросах развития и совершенствования законодательства в области рыбного хозяйства?

– Приоритеты в вышеизложенных вопросах ассоциация условно подразделяет по основным направлениям деятельности своих членов.

Первое. Приоритеты в промышленном рыболовстве и переработке:

– добыча и промышленная переработка рыбных ресурсов и других водных животных с использованием наилучших технологий;
– внедрение аспектов устойчивого и рационального использования объектов дикой природы и принципов ответственного рыболовства (ФАО);
– совершенствование принципов управления рыбным хозяйством путём изменения условий предоставления рыбохозяйственных водоёмов (участков) в долгосрочное пользование;
– укрупнение участков и сокращение их количества на водоёмах республиканского значения, сокращение числа пользователей и внедрение рыночных механизмов в условия предоставления участков и распределения квот на вылов рыбы и других водных животных;
– уменьшение доли экспорта непереработанной продукции за пределы РК.

Второе. Приоритеты в искусственном выращивании (аквакультура) и воспроизводстве:

– развитие аквакультуры как альтернативы для обеспечения внутреннего и внешнего рынков рыбной продукцией;
– загрузка производственных мощностей по переработке рыбной продукции и снятия напряжённости с естественных водоёмов;
– использование потенциала малых водоёмов для развития фермерских хозяйств и решения социальных вопросов сельских территорий;
– разработка Закона РК «Об аквакультуре» и других подзаконных актов в области аквакультуры;
– разработка комплекса мер государственной поддержки основных направлений в области аквакультуры (кормопроизводство, посадочный материал, заготовка и содержание производителей, предоставление водоёмов и земельных участков для нужд аквакультуры и др.).

Третье. Приоритеты в спортивном и любительском рыболовстве и рыболовном туризме:

– развитие рыболовного туризма, спортивного и любительского (рекреационного) рыболовства;
– привитие культуры отдыха и бережного отношения к объектам живой природы и среды их обитания;
– интуррыболовство по принципу «поймал – отпустил»;
– законодательное установление требований по прохождению рыболовного минимума при осуществлении рыболовства;
– использование туристических ваучеров и разработка требований при осуществлении любительского рыболовства иностранными туристами и др.

Что в первую очередь необходимо менять в существующем законодательстве?

– Менять надо много. Президент и руководство страны, несомненно, прилагают усилия для развития малого и среднего бизнеса. Но движется всё это очень медленно. Как нам кажется, в отдельно взятом рыбном ведомстве надо чаще интересоваться, что по этому вопросу думает само бизнес-сообщество и что нужно предпринимателю для развития.
Вроде всё делается правильно, но не работает. А причина в специфике и специалистах. При принятии управленческих решений и нормативных правовых актов мнение самих бизнесменов, для кого и принимаются эти решения, просто необходимо.
К примеру, я слышал рассказ о том, что один очень важный человек вполне всерьёз с большой трибуны рассуждал о том, что ловить рыбу с икрой это всё равно что резать на мясо отёлую (беременную) корову. Представляете, если человек, рассуждая таким образом, будет руководить рыбным хозяйством. Ведь охранять природу и животный мир тоже надо умеючи.
Рыбу с икрой не только можно, но и нужно ловить, ибо именно в это время её вкусовые качества являются наиболее приемлемыми для употребления. После икромёта она практически не пригодна в пищу, консистенция мяса слабая, и ей необходимо определённое время для нагула. Другое дело, сколько её надо ловить (речь идёт о допустимом объёме изъятия (лимит, квота). Так вот, ловить её необходимо столько, чтобы оставшаяся часть популяции с избытком покрывала изъятую часть. На этом построен основной принцип промышленного рыболовства. Конечно, надо признать, что в данном вопросе роль рыбохозяйственной науки очень важна, так как от правильности её выводов зависит восполняемость ресурсов. Ну а в том, что рыбу в период непосредственного нереста (икрометания) необходимо оградить от всякого вмешательства человека, объяснять, я думаю, не надо.

Мне известно, что по действующему закону, компания, выращивающая рыбу, не имеет на неё права без получения квоты на вылов от государства. Но это же неправильно!

– В основном такая ситуация у нас в вопросах использования естественных водоёмов. Механизм передачи водоёмов для выращивания рыб в отдельных водоёмах, при наличии там естественной ихтиофауны, по сути отсутствует, или правильнее будет сказать, не отрегулирован до конца. Поэтому на сегодня озёрно-товарных ферм у нас практически нет.
Есть и другие примеры, когда из-за отсутствия нормативной и законодательной основы приходится мириться с абсурдными фактами. Так, большинство водоёмов СКО, Костанайской и Акмолинской областей подвержены периодическим заморам и очень зависимы от капризов погоды. Строятся дамбы, плотинки и другие сооружения, чтобы удержать воду, и практически ежегодно зарыбляются молодью рыб самими пользователями, а квоты на вылов выделяют органы рыбоохраны, и только после оплаты стоимости биоресурсов. Хотя все знают, что без зарыбления там ничего не будет. И пользователь платит! Потому что передача естественных водоёмов для развития озёрно-товарных хозяйств не отрегулирована действующим законодательством.
Проблемы развития аквакультуры в стране – это отдельная и большая тема, которой можно посвятить отдельную статью. Ясно одно, что без законодательной основы развитие данного направления обречено на провал.
Но в общем-то, для того и создана наша ассоциация, чтобы пошагово решать, даже самые, казалось бы, неразрешимые задачи.

Фото автора

Метки: , , , , ,

Ваш комментарий