Диана ВИНОГРАДОВА
Выражение «иди на улицу, подыши свежим воздухом» для алматинцев звучит как издёвка. В очередной раз, задаваясь вопросом: «Что же делать?», мы решили пообщаться с президентом Ассоциации профессионалов газобаллонного оборудования (ГБО) Ануаром Несипбековым, ведь с каждым годом тема газового оборудования становится всё более актуальной. Автолюбители всё чаще ищут замену традиционному топливу. Ни для кого не секрет что газ, выступающий в качестве топлива, гораздо более экологичен и безопасен для окружающей среды, чем бензин.
Таким образом, у многих автолюбителей встаёт вопрос о переводе своего автомобиля на газ. Целесообразно ли это? Будет ли экономия? Не выплывет ли полученная экономия в капитальный ремонт двигателя? Как это скажется на экологии города? Вопросов много…
Ануар, многим читателям будет интересно узнать немного истории, когда в Казахстане впервые предложили переводить транспорт на газ? И чего удалось добиться спустя время?
– Мало кто помнит, что в 80-х годах прошлого столетия большая часть транспорта в Алматы ездила на газе! Остались даже ещё специалисты, которые устанавливали в те годы ГБО, но после развала СССР, всё это моментально забылось и кануло в небытие, а очень жаль, мы (Ассоциация профессионалов газобаллонного оборудования) теперь будем стараться наверстать те показатели чистоты атмосферного воздуха города!
На сегодняшний день мнения автолюбителей кардинально разделились: одни считают, что использовать газ вместо бензина рентабельно, другие в сомнениях. В чём же превосходство газа?
– На самом деле, чтобы убрать сомнения и донести превосходства газа до владельцев автомобилей, достаточно просто этим монотонно заниматься, задействовать всевозможные СМИ, ведь дело не только в рентабельности, а в очистке нашего любимого города от смога, им дышим мы с вами сейчас, и что мы делаем для того чтобы наши дети не дышали ЭТИМ?! Нужно всеми возможными средствами доносить до жителей города полезную информацию! Ведь рентабельность нужно ещё доказать, а как доказать, если вообще об этом мало кто думает! Народ наш инертный!
Какова же стоимость установки оборудования? И как выбрать СТО соответствующего уровня квалификации? Оборудование каких производителей имеется на казахстанском рынке? И что используете вы?
– Стоимость установки с оборудованием колеблется от 100 тысяч до 450 тысяч тенге! То, что стоит меньше 150 тысяч, можно считать китайским или турецким контрафактом, уже не раз с таким оборудованием сталкивались. Это и редукторы, которые служат полгода, форсунки, служащие тысяч 20–30 километров, и газовые баллоны тонкостенные, как «консервная банка», всё дешёвое оборудование некачественное и зачастую используется «дядями Васями», которые не ответят при печальных последствиях сбоя оборудования, ведь такие криворукие установщики зачастую под видом профессионалов не то чтобы имеют сертификаты обучения, а обучались, скорее всего, посредством просмотра YouTube. Как выбрать СТО для качественной установки ГБО? Самый главный вопрос, который нужно задать установщикам, состоят ли они в Ассоциации профессионалов газобаллонного оборудования, так как это полный контроль за качеством оборудования и установки без последствий!
В Казахстане, и в частности в Алматы, представлен достаточно широкий спектр оборудования и комплектующих ГБО, производители: Италия, Германия, Евросоюз, Россия, есть Турция (качественное и некачественное оборудование), Китайское ГБО (чаще всего с лейблами европейских брендов), я, например, использую польское оборудование, оно не такое долговечное, как итальянское, но благодаря качественной установке и правильному оборудованию точно знаю, что не загорюсь и не взорвусь в авто!
Известно, что, бензин при сгорании образует огромное количество вредоносных выбросов, а газ? И каким образом можно минимизировать вред, который мы наносим окружающей среде?
– Мало кто знает, что кпд бензина составляет 85–95 процентов, и остаток несгоревшего бензина догорает в катализаторе, при этом в атмосферу выбрасывается угарный газ (CO), который является продуктом неполного сгорания автомобильного топлива. Присутствие оксида углерода в атмосферном воздухе не может ощущаться человеком по запаху либо цвету. Оксид углерода считается «вдыхаемым ядом», способным создавать дефицит кислорода в тканях тела, что может вызвать головную боль, головокружение, тошноту, потерю сознания и даже смерть.
Диоксид азота (NO2) – газ желтовато-бурого цвета, сильно ухудшающий видимость, придаёт коричневый оттенок воздуху, высокотоксичен, вызывает бронхит, понижает сопротивляемость организма к респираторным заболеваниям. Исследования Всемирной организации здравоохранения показывают, что воздействие диоксида азота может приводить как к острым, так и к хроническим воздействиям на здоровье человека, особенно у людей, страдающих хроническими заболеваниями дыхательных путей, и у детей.
Углеводороды (СН) в присутствии диоксида азота под воздействием солнечных лучей окисляются и образуют ядовитые кислородсодержащие соединения с резким неприятным запахом – фотохимический смог. Полициклические ароматические углеводороды, содержащиеся в сажах и смолах, – сильные канцерогены. Некоторые классы углеводородов способны вызывать мутации.
Формальдегид – бесцветный газ, обладающий резким запахом в больших концентрациях, раздражает глаза и дыхательные пути, оказывает общетоксическое действие, вызывает поражение ЦНС, обладает раздражающим, аллергенным, мутагенным, канцерогенным действием.
Пыль (взвешенные частицы, размером менее 10 мкм) может стать причиной заболеваний слизистых оболочек и органов дыхания, а также конъюнктивитов и дерматитов.
Сажа и бензпирен-3,4 являются канцерогенами, то есть повышают вероятность возникновения злокачественных опухолей. Газ же при нормальном, отрегулированном двигателе сгорает полностью и не содержит такого большого количества яда в своём составе!
Расскажите вкратце, что именно делает ассоциация, чем помогает? Откуда возникла идея создания ассоциации? Каковы планы?
– Идея создания ассоциации возникла после поездки в горы зимой 2015 года. Мы часто с дочерью ездим кататься на лыжах в горы, но в основном на Акбулак, а в тот день поехали на Шымбулак, когда спускались с гор, вид города был просто обезображен смогом чёрно-зелёного цвета, далее, соответственно, я начал искать, кто занимается вопросами очистки города от смога, и пришёл к выводу, что НИКТО ЭТИМ ОРГАНИЗОВАННО НЕ ЗАНИМАЕТСЯ! А когда нет чёткой централизованной организации любого процесса, часто возникают проблемы, а в случае установки ГБО проблемы – это возгорания авто, взрывы баллонов и не дай бог летальные исходы! Чем же ассоциация занимается? Если просто списком, то:
-Ведение деятельности в поддержку движения по очистке города от смога
-Объединение всех участников процесса установки ГБО
-Создание стандартов и инструкции по пошаговой установке оборудования ГБО в рамках ассоциации
-Помощь в ТО автомобилей с установленным ГБО, но не зарегистрированными в базе данных МВД
-Проведение теоретического и практического обучения потенциальных установщиков и увеличение общего количества специалистов, которые смогут заниматься монтажом ГБО, так и дальнейшим ТО (техобслуживанием)
-Ведение реестра специалистов и контроль их профпригодности и знаний
-Объединяет усилия, чтобы оградить жителей города от нечестных, безответственных и бесконтрольных «разовых» установщиков, после некачественной установки ГБО которыми может в дальнейшем вырасти в реальную проблему в масштабах города Алматы.
Ассоциация планирует обучение нечестных на руку установщиков ГБО, которые под видом оборудования производства Италии, часто используют ГБО китайского или турецкого производства, что сильно влияет на ходовые качества автомобиля и его дальнейшую безопасность, некачественно и бесконтрольно устанавливая, они не несут дальнейшей ответственности, часто меняют места своей дислокации, делая невозможным дальнейшее проведение ТО автовладельцем по адресу установки ГБО, в таких случаях автовладельцы вынуждены искать и обращаться к настоящим профессионалам, которые устраняют причины вызывающие неправильную работу ДВС.
Обучать сотрудников станций технического осмотра ТС.
Все эти пункты – постоянный рабочий процесс, в планах внедрение программного обеспечения по электронному документообороту, что позволит сократить срок переоформления техпаспорта с двух-трёх недель до трёх-пяти рабочих дней!
Бытует мнение, что использование газа уменьшает моторесурс, из-за него «прогорают клапана». Что вы думаете по этому поводу?
– Разработчики оборудования предусмотрели отключение газовых форсунок при больших оборотах двигателя, в этом случае в автоматическом режиме после 4000 оборотов двигателя в минуту включаются бензиновые форсунки! Да, бывают проблемы с двигателем, и чаще всего это не вина газа, а вина автовладельцев, которые не следят за двигателем вовремя и правильно. При соблюдении всех условий содержания двигателя и оборудования ГБО проблем не возникнет!
Что меняется в конструкции автомобиля при установке газобаллонного оборудования? И как правильно эксплуатировать автомобиль на газе?
– В конструкции ничего не меняется, добавляется дополнительное оборудование, которое не затрагивает основные узлы и агрегаты автомобиля. По эксплуатации авто на газе самое главное – начальная установка качественного оборудования качественными установщиками, ну а дальше соблюдать стандартные процедуры: своевременная замена топливных фильтров и своевременное прохождение техосмотра!
Ануар, а ваша компания занимается установкой ГБО в рассрочку или кредит?
– Наша ассоциация – это некоммерческая организация, и мы по закону не имеем права заниматься установкой ГБО, но совместно с участниками рынка разработаны кредитные инструменты, информация о них присутствует практически у всех СТО, устанавливающих ГБО!
Какие документы необходимы для установки ГБО? Какое количество ГБО вы продали в этом году?
– Процедура установки пошаговая, и она действует одинаково на просторах Таможенного союза, согласно регламенту она такая:
Передача заявления в технадзор УАП ДВД, после получения разрешения, подписание договора с СТО, далее, после установки – прохождение внеочередного стандартного технического осмотра, затем снова сдача копий документов в технадзор УАП ДВД и только потом, по истечении минимум двух недель, получение последней бумажки для спокойного переоформления техпаспорта авто. Нудно, долго, нервозно, но мы этот процесс сократим и облегчим для всех участников рынка ГБО!
Возникают ли у владельцев авто ГБО дополнительные расходы?
– Расходы, кроме установки, куда входит стоимость оборудования, возникают в процессе оформления внесения изменений в техпаспорт, это прохождение внеочередного техосмотра автомобиля, госпошлина за техпаспорт, оплата налога на транспорт (в случае если он не оплачен), оплата штрафов владельца в автоЦОНе, других специальных платежей нет!
Какие проекты осуществляются для улучшения экологической обстановки в городе? Чего ждут жители города по вопросам улучшения экологии?
– В данный момент действует программа акимата города по субсидированию участников рынка ГБО через банки второго уровня, для снижения процентной ставки кредитования.
Есть ли в Казахстане необходимая инфраструктура по заправке автомобилей газом?
В этом направлении очень хорошо работают поставщики газа, теперь можно спокойно ездить из Алматы в Астану и Усть-Каменогорск, по трассе достаточно газа, чтобы не переживать из-за заполненности топливных баков, как газовых, так и тем более бензиновых.
Что может помешать переводу транспорта на голубое топливо?
– Три момента: отсутствие денег на установку, навязанное мнение об опасности ГБО и газа, и третье – отсутствие денег на установку. Но… Бензин во всём мире дорожает и дешеветь не будет – это факт. Как избежать растущих расходов автомобилисту? Переходите на газ, уважаемые автовладельцы, экономьте денежные средства и одновременно улучшайте экологию нашего любимого города и земли в целом! Только совместно мы все добьёмся положительных результатов! Актуальность проблемы понимают все. Цели поставлены, задачи определены на государственном уровне, значит, проблема будет решена!
Метки: Диана Виноградова