Мнение относительно собачьих боёв разделилось

Казахстанские защитники прав животных предлагают рассматривать собачьи бои как жестокое обращение с животными и запретить их проведение.

СТРАВЛИВАНИЕ ПСОВ

Житель села Шамалган близ Алматы Куандык Мусаев пятнадцать лет занимается разведением псов породы тобет (название азиатской овчарки).
– Сейчас у меня пятнадцать собак породы тобет. Стоит мне увидеть хорошего пса этой породы, сразу же появляется желание купить его. Я также продаю щенков собак этой породы, – говорит он.
Репортер Азаттыка Асылхан Мамышулы встретился с Куандыком Мусаевым, когда тот вез своего пса на собачьи бои.
– В одно время порода казахской овчарки чуть было не исчезла. Такие бои способствуют отбору сильных собак, – говорит он.
На стадионе, рассчитанном на сотни мест и открытом в сентябре 2014 года в селе Узынагаш Алматинской области, каждый месяц собираются зрители, чтобы увидеть собачьи бои за металлической сеткой. Ведущий Абдрахман Ануарулы говорит, что проведение собачьих боев на стадионе разрешено районным акиматом и полицией.

Сами организаторы стараются не использовать выражение «собачьи бои». Подобно Куандыку Мусаеву, предпочитают говорить «отбор собак породы тобет, их испытание» или «собачий турнир».
– Собаки, выступающие в боях в трех весовых категориях, соблюдают определенные условия: они не должны лаять друг на друга, рычать, обнажать клыки. Если собака нарушает их, то считается, что она боится, и отстраняется от участия в боях. Настоящие собаки породы тобет сражаются безмолвно, – говорит Абдрахман Ануарулы.
10 ноября репортеру Азаттыка также удалось увидеть на стадионе в Узынагаше собак, привезенных из некоторых стран СНГ.
– Сейчас проводится чемпионат Евразии, он завершится весной следующего года. Спонсоры приготовили призы. За первое и второе место – автомобили, за третье – квадроцикл, – говорит один из организаторов, попросивший не указывать его имени и фамилии.
По его словам, для участия в турнире владельцы собак должны внести предварительный взнос в размере 200 долларов. Вместе с тем, по его словам, перед началом боев владельцы заключают пари, однако это делается не публично, по договоренности между собой.
В тот день состязания чемпионата Евразии на стадионе в Узынагаше шли с утра до вечера. Некоторые турниры проводились до третьего раунда. Одни хозяева, чьи окровавленные собаки оказались в проигрыше, жаловались на несправедливость проведенных состязаний, другие вели на осмотр своих питомцев к ветеринару. Было заметно, что никто из владельцев собак особо не расстроен по поводу полученных их питомцами травм. Они лишь говорили, что рассчитывают на реванш в следующих состязаниях.

ТРАВМЫ

Представители общественного фонда защиты животных «Kare-Забота» в Алматы собачьи бои расценивают как жестокое обращение с животными. По их мнению, собаки, участвующие в состязаниях, получают как телесные, так и душевные травмы.
– Некоторые собачьи бои сравнивают со спортивными поединками. Однако спортсмены на поединки выходят сознательно, получают лечение при травмах. А у собак выбора нет. После боев некоторые из них погибают в мучениях. Владельцы некоторых собак даже не помогают им умереть без мучений при помощи эвтаназии. Поэтому такую жестокость необходимо запретить законодательно, – говорит представитель фонда Ирина Фурсова.
Защитники животных говорят, что собачьи, петушиные, овечьи бои, относящиеся к национальным традициям в некоторых странах, со временем были признаны жестокими и претерпели изменения.
– В других странах традиции по проведению боев среди животных и птиц изменились, там поняли, что они не соответствуют нормам этики. В Испании, где коррида рассматривается как неотъемлемая часть национальной традиции, позже она законодательно была запрещена, – говорят представители фонда защиты животных «Kare-забота».
По этическим соображениям внесены изменения в кокпар – национальной вид спортивной игры верхом на конях в Центральной Азии. Несмотря на первоначальные протесты сторонников традиционной игры, в последнее время в кокпаре стали использовать не тушу козленка, а его муляж.
В соответствии с законодательством, за жестокое обращение с животными, повлекшее их гибель или увечье, предусмотрено наказание от взыскания крупного штрафа до ограничения свободы сроком на два года.
По словам Ирины Фурсовой, закон не запрещает собачьи бои, поэтому очень сложно доказать факт жестокого обращения с животными, можно сказать, что в стране почти никто не был наказан за совершение такого рода преступлений.
Представитель общественного фонда «Kare-забота» в пример приводит Правила содержания собак в городе Алматы, которые называет неоднозначными.
– В правилах пишется, что не допускается организация и проведение собачьих боев, допускающих жестокость по отношению к животным. В этой статье одно слово противоречит другому. Сами собачьи бои – это жестокость по отношению к животным, – говорит Ирина Фурсова.
Между тем такие как Куандык Мусаев, рассматривающий собачьи бои как способ отбора сильных псов, не согласны с мнением, что это истязание и жестокость по отношению к животным.
– О каком истязании собак можно говорить, когда я на них даже голоса не повышаю, – говорит он, обнимая свою собаку.

По сообщению Радио Азаттык

Комментарий “Ветра странствий”
Ситуацию оценивает президента фонд «ТӨБЕТ»-Қазақы Ит» Данияр Дәукей: 
- В первую очередь, в Исламе любая травля запрещена. У казахов, как мусульман, никогда не было такой традиции, как травля собак. Раньше травлей собак занимались дети, за что получали от старших. 
Во вторую очередь, төбет должен пасти скот, гонять волков, а не драться в ринге. Или охотиться.
Поэтому все, кто травит собак, должны вернуться к корням. Завести скот, держать тобетов для их прямого предназначения.
Тогда Всевышний вознаградит нас. 

Комментарии

  1. ОтветитьАлексей Мазницин
     

    Запретить бои законом!

  2.  

    Чудный представитель полиции на кадре…мдя