Навыки сотрудников – средства конкурентной борьбы

Зайтуна АХИЯРОВА, директор Сертификационного центра индустрии гостеприимства при КТА и КАГиР
Нужны ли турфирмам и отелям Казахстана квалифицированные специалисты? Да, именно квалифицированные, а не дипломированные. Последних в нашей стране достаточно, поскольку ежегодно в профильных колледжах и вузах идёт огромный выпуск дипломированных специалистов. Однако в отрасли до сих пор остро стоит вопрос нехватки именно квалифицированных кадров, владеющих элементарными навыками работы по профессии и обеспечивающих достаточный уровень оказываемых услуг.

На самом деле, недостаточно иметь только диплом об окончании профессионального учебного заведения, тем более когда в вузах выдают диплом бакалавра, не определяющего конкретную квалификацию в отрасли. Как принято во всём мире, нужно ещё доказать профессиональному сообществу, что ты сможешь работать по профессии.
Общеизвестно, что основой любой организации и её главным богатством являются люди. Именно кадры являются основой, фундаментом для любых теоретических и практических принципов, методов и приёмов управления. При этом в современных условиях роль и значение человека в организации не только не снизились, а даже возросли. По словам американского экономиста Лестера Туроу, навыки сотрудников становятся средством конкурентной борьбы XXI века, то есть квалифицированный персонал становится единственным преимуществом перед конкурентами.
В экономически развитых странах работодатели признают: чтобы быть конкурентоспособными на рынке, необходимо иметь профессионально подготовленных сотрудников и серьёзно заниматься вопросами сертификации персонала. Они активно сотрудничают со сферой образования в области формирования качества рабочей силы.
КТА и КАГиР с целью улучшения подготовки специалистов для туристской индустрии нашей страны проводят планомерную работу по внедрению отраслевых рамок квалификаций в нашей стране.
Разработаны профессиональные стандарты и материалы для проведения процедур сертификации по 10 наиболее востребованным квалификациям в отрасли. Открыт Сертификационный центр индустрии гостеприимства при КТА и КАГиР (СЦИГ), обучены и имеют аттестаты экспертов-аудиторов по оценке персонала 11 представителей рынка труда.

kta

Национальная система квалификаций в РК предполагает не только разработку и внедрение отраслевых рамок квалификаций и профессиональных стандартов, но и обязательную сертификацию, то есть оценку и подтверждение квалификации согласно требованиям профессиональных стандартов.
Однако в отрасли эта процедура пока не закреплена нормативноправовыми актами. К слову, в России с января 2017 года вступает в силу федеральный закон «О независимой оценке квалификации».
У нас же есть только приказ по Министерству образования и науки РК (МОН РК) относительно правил проведения оценки уровня профессиональной подготовки и присвоения квалификации выпускникам учебных заведений технического и профессионального образования (колледжей), процедуру которой по всем отраслям проводит структура МОН РК. Разумеется, такая сертификация проводится больше формально, поскольку в ней нет участия независимых отраслевых центров.
С января текущего года сертификационному центру КТА и КАГиР со стороны МОН РК было дано разрешение провести независимую сертификацию выпускников колледжей четырёх регионов: г. Астана и Алматы, ЮКО и Алматинской области. Выпускники профильных колледжей этих регионов прошли сертификацию по следующим специальностям:
– Туризм – 113 чел.
– Организация обслуживания гостиничных хозяйств – 129 чел.
– Организация питания – 355 чел.

Сама процедура проходит в два этапа: теоретическое тестирование и выполнение практической части, принимаемая квалификационной комиссией в составе экспертов и работодателей.

Что даёт сертификация работодателям?
– Возможность выбирать персонал на рынке труда;
– уверенность в качестве труда персонала;
– мотивацию персонала в повышении профессионализма;
– достижение высоких экономических результатов.

Что даёт сертификация работникам?
– Определяет профессиональный уровень на текущий момент времени;
– официально признаёт их компетенцию и квалификацию;
– определяет линию дальнейшего повышения квалификации;
– повышает шансы трудоустройства;
– обеспечивает доверие к обладателю сертификата.
Учитывая, что большую часть персонала турфирм и отелей составляют выпускники профильных вузов, было предложено пройти сертификацию по конкретным квалификациям и выпускникам профильных вузов г. Алматы (в дополнение к диплому бакалавра).
К сожалению, предложение было принято только в АО «Университет нархоз», где 11 выпускников получили сертификат СЦИГ по квалификации «Менеджер по туризму».
Изучая информацию по трудоустройству сертифицированных выпускников, столкнулись с ещё одной проблемой, решение которой без
участия работодателей никак невозможно. Это тот самый опыт работы, который требует каждый работодатель от выпускника. Но если выпускникам колледжей как-то удаётся набрать хоть небольшой опыт во время производственной практики, и они могут трудоустроиться по месту практики, то выпускникам вузов практически отказывают на всех предприятиях туристской индустрии из-за отсутствия опыта.
Тут и возникает риторический вопрос: а где им набраться этого опыта, если их не допускают до работы по специальности?
Программы обучения в вузах на сегодняшний день содержат 3–10 процентов практического обучения. Как правило, это всего лишь практики, направленные на ознакомление с предприятиями. Помнится, в советское время выпускники попадали под категорию «молодой специалист» и имели возможность стажировки в течение года. Понятно, что в рыночных условиях, это нереально, но, может, стоит дать шанс выпускникам закрепиться в отрасли и в течение первых трёх месяцев дать возможность адаптироваться в производственных условиях? Разочаровавшись в поисках работы по специальности, они уходят в торговлю или другие места, куда их и берут с их дипломами.
И получается заколдованный круг: на предприятиях туристской индустрии по-прежнему не хватает специалистов, и помочь выпускникам, получившим специальное образование, получить пресловутый опыт работы тоже некому.

kta1

Решение этой проблемы видится в следующем:
– увеличение доли практического обучения в учебных планах и программах вузов;
– обеспечение реального (а не формального) сотрудничества работодателей со сферой образования в вопросах формирования качества образования;
– использование процедуры сертификации как инструмента, позволяющего не только оценить и подтвердить конкретную квалификацию заявителей, но и повлиять на качество подготовки специалистов в профильных учебных заведениях.
В этом вопросе не должно быть конфликта интересов, ибо квалифицированные специалисты в туристской индустрии – это имидж целой страны, а не только отдельно взятой отрасли.

Метки: , ,

Комментарии

  1.  

    Поддерживаю такие изменения! Всегда считала, что теория должна закрепляться практическими знаниями!

  2.  

    Практика всегда нужна!особенно в колледжах! даже в школах!чтобы ребенок заранее ощутил будущую профессию! или возможно попробовав другую отрасль, он найдет себя в ней…это нужно нашей системе

  3.  

    Жоғарғы оқу орнын 2008 жылы бітірдім. Оншақты жерге резюме тапсырдым. Бірақ бәрінің айтатыны: “Жұмыс тәжірибең жоқ”. Сөйтіп 3 ай тегін жұмыс істеп тәжірибе жинауға тура келді. Осы үш айды оқу практикасына енгізе салсақ, неміз кетеді.

  4.  

    Төрт жылдық бакалаврдың соңғы жылын тек қана пратикаға арнаған дұрыс. Жоғарғы оқу орындары студенттерге төртінші курстан бастап жұмыс орындарына резюме тапсыруға рұқсат ете беру керек.

  5.  

    “Кадрлар бәрін шешеді” деген сөздің ақиқатына көзім анық жетті. Кәсіпорынның деңгейі ондағы кадрлардың біліктілігімен өлшенеді.

  6.  

    Кеңес өкіметі тұсында жоғарғы оқу орнына түсу қиын, жұмысқа тұру оңай болатын. Жұмыссыз жүрсең, жауапқа тартылатынсың. Қазір оқуға түсу оңай, жұмыс табу қиын.

  7.  

    Билл Гейтс те, Стив Джобс та университтетті бітірмей тұрып, жеке бизнестерін бастап кеткен. Олар дипломдарын араға ұзақ жылдар салып барып алды. Генийлердің жолын бізге де нәсіп етсін.

  8.  

    Менің бір танысым жоғарғы оқу орнын мұғалім болып бітірді, бірақ ол қабатында шаштараздың оқуын оқып алды. Қазір шаштараз болып істейді. Табысы айына үш мың доллар. Егер ол мұғалім болғанда айыны ары кетсе 80-90 мың теңге табар еді.

  9.  

    Студенттер аз отырып, көп қозғалу керек. Олар уақытының тең жартысын университет қабырғасында, қалған жартысын жұмыс орындарында тәжірибе ретінде өткізу керек. Сол кезде ғана жұмыссыздық мәселесі шешіледі.

  10.  

    Студенттерді практикалық жұмыстарға тарта білсек, біріншіден олар тегін жұмыс күші, екіншіден, өздері жұмысқа дағдыланып, тәжірибе жинайды.

  11.  

    Жоғарғы оқу орындарында кәсіптік мамандықтардың саны артса, кермет болар еді. Мысалы “Аспаз”, “Киім тігу”, “Автомобиль жөндеу”, “Компьютер мен ұялы телефон жөндеу”, “Бет әрлеу” және т.б. Осы мамандықтарға сұраныс көп.

  12.  

    полностью соглашусь с вышесказанным! ребятам нужно стажироваться, на практике понять работу.

  13.  

    Не надо думать что профессий как повар, электрик или автомеханики не серьезные. На самом деле самые нужные, и всем советую молодым пройти курсы или заочные обучения этих профессий, в жизни они точно пригодятся

  14.  

    Адам қандайда бір мамандықты қолға алып оқығаннан кейін сол маман иесін жетік біліп шығу қажет. Өз еліне пайдасы тиетінди нəтижеге жету қажет деп білемін.

  15.  

    Біз осы өмірге келгеннен кейін белгілі бір мамандықты бітіріп диплом алуғс тиістіміз жəнеде сол дипломға лайықты білім алып белгілі маман иесі болғанымыз дұрыс

  16.  

    Қазіргі таңда диплом алсам болды дейтін азаматтарымыз бар бірақта олай ойламауымыз керек өйткені тек диплом ештемсе шешпейді білімін болмаса

  17.  

    Диплом алғаннан кейін өз мамандығына сай білім алуымыз тиіс өйткені қазіргі танда білімділердің заманы болды

  18.  

    Біздің заман жастардың заманы жастарымыз тек липлом алмай сол дипломды ақтайтындай білім алып елімізге тек жақсылық əкелуі тиісті

  19.  

    Білімді азаматтар қашанда қоғамға қажетті тек диплом алып оны біліміммен ақтай алмасақ дипломнын неге керегі бар

  20.  

    Білімді адам болғанға не жетсін. Жоғары оқу орынды немесе колледжді қызылға бітіріп оны ақтай алмаса ол əділетсіз болады

  21.  

    Еліміздің болашағы білімді жастардың қолында. Елбасымыз жастарға үлкен үміт күтіп отыр сондықтан сол үмітті біліммен ақтауымыз керек

  22.  

    Диплом алған бөлек ал сол дипломды таза өз біліммен сол маман иесі болуға дайын болатындай таза еңбекпен алуымыз қажет.

  23.  

    Мен биыл бірінші курс студентімін психология мамандығында оқимын мен болашақта өз маманымнын хас шебері болып 4 жыл алған білімімді дəлелдеп еліме өз қызметімді сініргім келеді.

  24.  

    Как говорит наш Президент в стране не хватает и всегда не хватало професиональных специалистов с практикой. Очень хорошо проделанная работа. Такие возможности желающим создает МОН РК. Надеемся что будем развиваться в гору.

  25.  

    Я радуюсь, когда вижу доказательства того, что у нас что-то развивается. Тогда чувствую, что мы действительно на правильном пути.