Оформление оружия через ЦОН: мечты и реальность

Андрей ЗУБОВ
Все, кто оформлял разрешение на покупку и хранение охотничьего оружия, знает, сколько нервов и времени это стоит. Разрешительная система продажи оружия не раз подвергалась критике как снизу, так и сверху. Но сегодня, когда Президентом страны поставлена чёткая задача по переводу сферы государственных услуг в онлайновое пространство, лёд, что называется, может тронуться. В скором будущем получить такое разрешение можно будет через ЦОНы. О том, когда может произойти подобная реформа, мы разговариваем с вице-президентом Казахстанской оружейной ассоциации «Корамсак» Сергеем Катновым.


– Опыт оформления оружия через электронную систему в мире есть. И далеко ходить не нужно. Приведу в пример Грузию. Там человек, пожелавший купить охотничье ружьё, идёт в психоневрологический диспансер, проходит положенное тестирование и получает заключение, что с ним всё в порядке. Это заключение вносится в специальную базу данных. Далее он вызывает участкового к себе домой.  Участковый осматривает жилище и даёт своё заключение, которое также вносится в эту же базу. После этого гражданин может сам зайти на портал полиции, где будет написано: «Разрешить!». Он распечатывает это разрешение, идёт в магазин и оформляет покупку.

Таким образом, исключается личный контакт гражданина и чиновника, следовательно, исчезает почва для бюрократизма и злоупотреблений. Эффективность такой работы все мы увидели, когда выдачу и замену паспортов перевели в ЦОНы. Вспомните: лет десять назад нужно было идти в паспортный стол, занимать огромную очередь, вокруг которой суетились «жучки»,  предлагающие решить вопрос за мзду… Сегодня вся процедура подачи заявления занимает не больше 15 минут: пришёл, отдал документы, через неделю получил.

Наверняка это нововведение нужно и МВД?

– Разумеется, и само МВД заинтересовано в такой модернизации. Дело в том, что вся наша разрешительная система в плане охотничьего оружия неповоротлива и громоздка. По закону человек, купивший оружие, должен в течение недели его зарегистрировать в органах МВД. Но, к сожалению, организовать должный контроль не всегда получается.
Вы наверняка помните историю, которая произошла пару лет назад в Астане. К мужчине, который возвращался домой поздно вечером, пристала в подъезде группа хулиганов. Он отбился от них, забежал в квартиру, схватил ружьё и произвёл несколько выстрелов через дверь. Погибла девушка… И когда следствие начало разбираться, выяснилось, что ружьё он купил давно, но не зарегистрировал. Вот так «вылез» ляп нашей разрешительной системы.
Другой случай произошёл со мной. Как-то к нам в квартиру пришли проверяющие из РОВД: мы хотим посмотреть, как хранится ваше ружьё. А у меня нет ружья! Оказалось, что прежний хозяин квартиры, которую мыкупили 14 лет (!) назад, имел оружие. То есть он должен был попасть в сферу зрения соответствующих органов 15 раз – ведь проверка проходит раз в год. Выходит, его никто не проверял…
Я как-то занялся несложным подсчётом. Прикинул, сколько у нас в районе города живёт владельцев оружия, сколько приходится на них проверяющих и сколько времени нужно одному проверяющему, чтобы осмотреть всё оружие. Вышло, что проверять сотрудник должен от 30 до 40 человек в месяц! Без выходных и праздников. А ведь ему ещё нужно заниматься и другими делами…
Вот поэтому в Министерстве внутренних дел и решили навести порядок в этом деле. В Министерстве транспорта и коммуникаций, которое отвечает за работы электронного правительства, уже прошло два совещания по созданию единой электронной базы.
Как мы видим работу этой базы? Мы стремимся к тому, чтобы человеку, собравшему все документы и представившему их в специальные органы и комиссии, ответ давал не чиновник, а электронная машина. Если всё в порядке – пожалуйста, иди в магазин за своим оружием.

 Получается, что в этой системе нужно увязать воедино психоневрологические клиники, управления внутренних дел различного уровня, магазины?

– Конечно. По магазинам скажу отдельно. Мы не исключаем бумажные бланки, потому что для магазина нужен отчётный документ именно на бумаге. Тогда продавец магазина входит в электронную базу данных (нужно отметить, что доступ к ней будут иметь только разрешительные органы и оружейные компании), проверяет, всё ли правильно у покупателя, и оформляет покупку. После этого продавец в базе отмечает: гражданин N оружие купил. И в этот момент у разрешителя в базе тоже появляется эта надпись.
Он теперь знает: в течение недели гражданин N должен прийти к нему, чтобы поставить оружие на учёт, через год его нужно проверить, а через пять лет гражданин N должен продлить разрешение.

Вы упомянули про два совещания. И когда же заработает это волшебство?

– Президент поставил задачу: перевести госуслуги в электронный формат до конца 2014 года. И, отмечу от себя, выдачу разрешений на оружие в том числе. В министерстве обещают к середине года внедрить систему на уровне областных ДВД, а к концу года – на уровне районных. То есть внедрение электронной системы разрешений на охотничье оружие и боеприпасы к нему переходит из разряда мечтаний в разряд конкретных действий.

Комментарии

  1.  

    и система до сих пор не работает
    и мзду до сих пор берут в ЛРО