Семь футов под капчагайским килем

Олег БЕЛОВ
Как поднять парус и настроение? Ответ знают участники регаты «Транс-Капчагай» на Кубок акима Алматинской области. В ней приняли участие 15 команд по паруснoму туризму из Казахстана (Алматы, Щучинск), а также городов России (Севастополь, Сочи, Новосибирск, Новокузнецк, Верхняя Пышма).

В последние годы климат Жетысу заметно изменился. Июнь отличается грозами, частыми дождями и сильными ветрами. Но это не остановило бывалых морских волков и волчиц, которые прекрасно знакомы с сюрпризами семиреченской погоды.

Их путь начался в яхт-клубе Капчагая, откуда предстояло пройти более 200 километров по всему водохранилищу с запада на восток и обратно.

«По универсальности туристических маршрутов край Жетысу не имеет себе равных в Казахстане, – рассказала нам Жанар Алчимбаева, руководитель управления туризма Алматинской области. – И парусный туризм занимает особое место. Это прежде всего связано с озером Балхаш, протяжённость которого составляет 600 км, а также с водохранилищем Капчагай, которое также имеет впечатляющие размеры – его длина более 100 км. Такие масштабы позволяют проводить многодневные регаты. То, что к нам приезжают команды не только из Казахстана, но и из городов России, расположенных за тысячи километров, говорит о популярности этих соревнований и притягательности нашего края».

regata1

С первых минут после старта Капчагай показал, что регата не станет лёгкой прогулкой. Неожиданно подул встречный ветер, и часть экипажей оказалась запертой в узкой бухте яхт-клуба. Несколько лодок стало сносить на скалы. Строгие правила регаты не позволяют  использовать вёсла. Запрещено грести даже руками. В таких условиях приходится рассчитывать только на искусство управления парусом и умение маневрировать. К счастью, все яхты смоги справиться с первым испытанием и вырвались на капчагайский простор.

– Парусный туризм требует серьёзной подготовки, – поделился с нами руководитель регаты Олег Парамонов. – Очень важны слаженные действия команды, чтобы набрать максимально возможную скорость.

Лишь один небольшой катамаран в составе нашей регаты управляется в одиночку. Как правило, в команду входят от двух до пяти человек. Есть у нас и чисто женский экипаж «Шаман» из трёх сибирячек из Новосибирска. Капитан Елена Берёзкина однажды уже приводила эту команду к победе в регате. Большое значение имеет безопасность. Все участники регаты обязаны носить спасжилеты. У нас есть связь с каждой лодкой, а также со спасателями.

Одна из лодок – швербот «Киндза-дза» имеет мотор. Но включать его, по правилам регаты, можно только в экстремальных случаях. Участники могут перемещаться лишь благодаря силе ветра.

В чем главная особенность нынешней регаты?

– В этом году мы впервые сделали плавающий график и не стали заранее жёстко определять маршрут. Финальную точку для каждого дня мы определяем перед стартом в зависимости от ветра. Это позволяет нам преодолевать большие расстояния.

Казалось бы, мы не первый раз на Капчагае, но его размеры настолько велики, а берега настолько разнообразны, что каждый раз это новое приключение и новый незабываемый маршрут. В Капчагай нельзя войти дважды.

Встречаете ли вы на своём пути браконьеров?

– В основном нам попадаются рыбаки-промысловики, но мы стараемся обходить их сети стороной.

Вы достигните места впадения реки Или в Капчагай, так называемого подпора. Много ли мусора приплывает по реке из Китая?

– К сожалению, мусора много. Он приплывает по реке, немало мусора и от казахстанцев, отдыхающих на берегах Капчагая. Пластиковые бутылки и пакеты оседают в камышах, их выбрасывает на берег, носит по волнам.

Если найдётся спонсор в виде предприятия по переработке мусора, возможно ли проведение экорегаты, направленной на его сбор?

– Это хорошая идея, но она не подходит для парусных судов.

Они слишком зависимы от ветра и неудобны для активного маневрирования в береговой зоне и среди камышей. Для этой цели нужна моторная флотилия.

Кроме небольших моторных лодок необходимо и более крупное судно, на которое бы собирался мусор. Понадобятся услуги дайверов, которые бы доставали мусор со дна, это в основном стеклянные бутылки. Одним словом, это большой проект, давно назревший. Естественно, что после наших стоянок мы всегда оставляем чистый берег.

regata

Когда мы разместили анонс регаты в фейсбуке, многие стали спрашивать, как бы поучаствовать в ней…

– Мы всегда открыты для новых людей. Но нужно осознавать, что это довольно непростой вид туризма, требующий определённой квалификации.

Недостаточно просто уметь плавать и быть устойчивым к морской болезни. Нужно уметь собирать яхту, управлять парусами. Для начала можно принять участие в регате в составе опытного экипажа. После этого можно собирать свою команду.

Нужна надёжная лодка. Её стоимость может быть сопоставима со стоимостью автомобиля. Первые спуски на воду под руководством инструктора следует совершать на небольших водоёмах. Для алматинцев очень удобно озеро Сайран, расположенное в черте города. Когда экипаж приобретёт необходимый опыт, он может подавать заявку на участие в нашей регате. Мы строго подходим к отбору участников и допускаем только команды, имеющие необходимый опыт. Большая вода – это большая ответственность.

Где можно будет увидеть видеоотчёт о ваших соревнованиях?

– Каждый день я буду вести съёмку самых захватывающих моментов. Все они войдут в итоговую программу из серии «Жетысу – перекрёсток туристских троп», которую я выпускаю при поддержке акимата Алматинской области. Она выходит на своём канале на Youtube. Кстати, это единственная казахстанская программа в формате 4К.

На этом канале вы можете увидеть в лучшем качестве многие красоты Семиречья, и Капчагайская регата – это один из самых впечатляющих и романтичных маршрутов. Необитаемые острова, потрясающая панорама Северного Тянь-Шаня, загадки нацпарка «Алтын-Эмель» и ветер странствий в твоих парусах – это настоящее счастье, которое можно ощутить только здесь.

P.S. Победители регаты: в классе 13+ кв. м – яхта «Тигра» (Алматы, Александр Громов, Владимир Габель, Евгений Фирулев), в классе до 13 кв. м – яхта «Авентадор» (Верхняя Пышма – Щучинск, Андрей Черепанов, Дмирий Осипов).

 Фото автора и Павла МИХЕЕВА 

Ваш комментарий