Сердце величественных Альп

Алексей КУЛИКОВ
Впервые в истории знаменитая вершина Западной Европы – Монблан «услышала» Государственный гимн Казахстана.

В начале сентября алматинский бизнесмен Александр Серазетдинов и альпинист Александр Софрыгин совершили восхождение и подняли Государственный флаг Республики Казахстан на вершине Монблана. Впервые в истории знаменитая вершина Западной Европы «услышала» Государственный гимн Республики Казахстан, который с чувством гордости прослушали горовосходители.
Монблан 4810 метров – высшая точка Западной Европы находится на границе Франции и Италии в районах Верхней Савойи и Курмайора; горный массив Монблана имеет протяжённость около 50 км и хорошо виден за сотни километров, так что даже пассажиры самолётов европейских авиарейсов могут оценить его величие и красоту. Как прошло восхождение, мы решили спросить у его идейного вдохновителя.

Добрый день Александр Дугласович, расскажите, как родилась идея экспедиции на Монблан?

– Идея появилась год назад, после нашего успешного восхождения на пик  Талгар в августе прошлого, 2013 года, – говорит президент компании ТОО «DICOSTA TECHNOLOGIES LTD» (дистрибьютор  всемирно известных компаний BOSE, Agilent Technologies/Hewlett-Packard, Keysight Technologies), кандидат химических наук, спортсмен-горнолыжник и офицер запаса Александр  Серазетдинов. – Один из его участников Василий Пивцов спросил меня тогда: «Александр, а что же дальше?» Я признался, что мне было бы интересно взойти на Монблан и предложил организовать экспедицию. К сожалению, всей нашей командой пойти на гору не получилось, поход был запланирован на начало сентября 2014-го в двойке с Александром Софрыгиным. Это время было выбрано не случайно, поскольку расписание Александра на летний сезон восхождений было достаточно напряжённым, да и моё тоже. Кроме этого в сентябре уже заканчивается сезон массовых восхождений в Альпах, что нас вполне устраивало. Первоначальная идея спортивно-познавательной экспедиции с целью восхождения на Монблан постепенно видоизменилась и приобрела новые черты. Связано это с тем, что за прошедший год в мире произошло много событий, показавших насколько он хрупок, как быстро забываются «уроки Истории»… Это и многое другое привело нас к решению пойти в экспедицию на Монблан с посланием мира от народа Казахстана. Взойдя на вершину, я произнёс на видеокамеру короткую речь о том, что в Казахстане мирно живут более 100 народностей, национальностей. И это одно из главных достижений нашей страны и нашего Президента! Впоследствии эта запись будет использована в создании фильма.

Кроме того, вы подняли Государственный флаг Казахстана и прослушали гимн Казахстана на вершине Монблана. Это очень патриотично.

– В этом году мы вместе c Александром Софрыгиным и Василием Пивцовым уже совершили ряд восхождений с этой же целью – поднятием Государственного флага и прослушивания гимна Казахстана на такие вершины, как пик Маншук Маметовой, пик Ленина. При этом гимн нашей страны на всех этих значимых вершинах прозвучал впервые в истории. Таким образом, государственные символы нашей страны прошли в этом году большой путь: от voshozhdenieВершин Заилийского Алатау до Памира и далее в Альпы (см. также «Ветер Странствий» № 5 (48) 2014 и видео с вершин: vk.com/bose_kz, q-14.kz ). Мы будем и дальше продолжать восхождения и способствовать поднятию духа патриотизма среди молодёжи и согласия народов Казахстана. Очень важно и то, что такие наши известные казахстанские альпинисты, как Ерванд Ильинский, поддерживают наши начинания.

Как стало возможным технически осуществить звучание государственного гимна на такой высоте?

– Мы используем самые современные технологии, поэтому взяли с собой наш любимый BOSE SoundLink Mini. Это портативная беспроводная BlueTooth акустическая система, построенная по уникальной технологии компании BOSE. Эта система ещё ни разу нас не подводила в горах и обеспечивала потрясающее звучание даже на высотах более 7000 метров.

Насколько просто или сложно казахстанцам попасть в Шамони?

– Мы выбрали полёт Алматы – Киев – Женева через Амстердам. Безусловно, существуют и другие варианты. Далее, из Женевы большинство горовосходителей добираются до Шамони, откуда затем до станции трамвая на поезде или канатной дороге и далее начинают собственно восхождение. Мы же решили из Женевы доехать до городка Сен Жерве (Saint-Gervais), поскольку непосредственно в нём есть станция трамвая, который доставляет горовосходителей к началу маршрута у Нид д’ Эгле (Nid d’Aigle) на высоту 2372 м. Добраться из Женевского аэропорта в Шамони очень просто – туда ходят поезда и маршрутные такси, времени это занимает не более двух часов. Каждый год на Монблан пытаются совершить восхождения порядка 20 тысяч человек, что само по себе наносит урон природе и экологии в районе Монблана. Поэтому в нынешнем сезоне должно было вступить в силу нововведение властей, которое запрещает ставить палатки на высоте выше 3300 метров, а восходители должны ночевать в так называемых приютах. Таких приютов два: «Тет а Рус» (Tete Rousse), на высоте 3167 м и «Эгюий дю Гутер» (Aiguille de Gutter), расположенный на высоте 3817 метров. Есть ещё запасной, на высоте 4362 метра – хижина Валло (Vallot). Рядом с приютом «Тет а Рус» есть место, отведённое под палаточный лагерь, выше ставить палатки – запрещено. Попасть на ночёвку в приюты непросто, нужно заранее зарезервировать места на совершенно определённые даты через Интернет. До поездки нам этого сделать не удалось. Мы не были также полностью уверены, действуют ли уже новые правила в отношении ночёвок. Поэтому готовились к походу так, как готовились бы у нас в горах, где мы должны брать с собой всё необходимое: альпинистское и бивуачное снаряжение, одежду, еду, лекарства и пр. Взяли с собой двухместную лёгкую высотную палатку, всё необходимое для приготовления еды, спальники, пакеты Mounting House с сублимированными продуктами, поскольку рассчитывали, что будем ночевать в палатке, а также стандартное снаряжение – верёвка, кошки, ледорубы, страховочные системы, каски, высотные ботинки, соответствующую одежду и т. п. Баллоны с газом для JetBoil купили уже в Сен Жерве (Saint– Gervais). В общем, получились весьма объёмные (85 л) и тяжёлые рюкзаки. Людей на горе много, они идут практически всегда в сопровождении местных горных гидов, заранее резервируют места для ночёвки в приютах, там же питаются и поэтому несут на себе небольшие объёмом рюкзаки, не более 40–45 литров, и берут с собой только необходимое минимальное снаряжение. Нужно сказать, что экспедиция на Монблан стала для нас настоящим приключением и в какой-то степени испытанием. Дело в том, что мы всё организовывали сами без помощи каких-либо туристических фирм и гидов. Маршрут поездки, билеты, гостиницы, питание и пр. Кроме того, наши баулы со всем снаряжением и вещами не прибыли одновременно с нами в Женеву – их не успели перегрузить на наш следующий авиарейс в Киеве. Так что в нашу гостиницу «Валь де Исте» (Val d’Este) в Сен Жерве мы прибыли «налегке». Наш график движения сломался…Два дня ожидания багажа мы провели с пользой – проехались на горном трамвае под маршрут и как были в «городской одежде» прошлись для акклиматизации по морене вверх в направлении ледника и приюта «Тет а Рус», набрав за час ходьбы 500 «вертикальных» метров, и затем вернулись в Сен Жерве. На следующий день – побывали в горнолыжном курорте Contamines, пообщались с местными жителями и горными гидами из турагентства в Сен Жерве. Они подтвердили нам, что новые правила в отношении палаток уже действуют и на маршруте дежурят горные жандармы, которые следят за их исполнением. Таким образом, при отсутствии мест в приюте «Эгюий дю Гутер», нас ждала грустная перспектива – штурм вершины Монблана от приюта «Тет а Рус» и спуск обратно за один световой день, то есть 12 часов хода с набором высоты порядка 1700 м. Однако «свыше» было определено другое, после двухдневного ожидания наших баулов, освободились необходимые нам два места в приюте «Гутэ», и мы их тут же зарезервировали! Именно это и определило окончательно тактику нашего восхождения.

Сколько времени заняло восхождение? Какие трудности возникли на пути к заветной точке?

– Маршрутов восхождения на Монблан существует несколько, все они хорошо описаны в литературе и в Сети. Два из них являются наиболее популярными – через Aiguille de Midi и через Aiguille du Gutter. Поскольку мы остановились в Сен Жерве, а не в Шамони, и по ряду других причин, мы решили, что пойдём через Aiguille du Gutter. Этот маршрут восхождения на Монблан относится к категории 2Б, не является технически сложным, но требует навыков скалолазания, умения в обращении с альпинистским оборудованием и достаточно высокого уровня физической подготовки. Первая часть маршрута – от конечной станции трамвая, до приюта «Тет а Рус», примерно 2,5 часа хода, технически была совсем простой– подъём по древней морене по хорошо набитой и маркированной тропе. На этом участке мы набрали первый вертикальный километр и достигли высоты 3200 м. Наша акклиматизация была хорошей, поскольку незадолго до восхождения на Монблан мы вместе побывали в экспедиции на пик Ленина, а Александр принимал участие ещё и в походе на пик Победы. Кроме того, в августе мы вместе с Александром совершили однодневное восхождение на пик Молодёжный, а перед самой поездкой в Европу я вместе с Александром Головановым и perehodАндреем Пятигорцем, ходил на восхождение на Пик Зои Космодемьянской. Первую ночь на маршруте мы провели в приюте «Тет а Рус» и наметили ранний выход для прохождения Гранд Кулуара (Grand Couloir), и около 6 часов следующего утра мы отправились в путь. Гранд Кулуар – это наиболее опасный отрезок пути на всём маршруте восхождения, поскольку существует достаточно высокая вероятность камнепадов, особенно в послеобеденное и вечернее время. Камни летят с большой высоты и с высокой скоростью (перепад высот Кулуара порядка 700 м). На его преодоление требуется от двух до трёх часов. Это маршрут по скальному контрфорсу, лазанье не очень сложное, а на наиболее сложных и крутых участках верхней части маршрута установлены металлические тросы, которые выполняют роль постоянных перил. После Кулуара начинается ледово-снежный участок маршрута. Наш второй день мы провели в приюте «Эгюий дю Гутер» (Aiguille du Gouter). Приют построен по последнему слову науки и техники и про- извёл на нас очень большое впечатление. Это большой жилой дом-комплекс, который включает в себя раздевалки с ячейками, спальные помещения, которые оборудованы великолепно, и кафе, в котором можно хорошо пообедать и поужинать. Ночёвка в этом приюте стоит 70 евро с человека (питание не включено). Переночевав в приюте, в 4.30 мы вышли на гору, и таких, как мы, не менее пятидесяти человек. Что касается этого отрезка пути – перепад высот составляет порядка 1000 м, а длина – около 3–3,5 км. В среднем темпе в зависимости от уровня физической подготовки прохождение этого участка занимает три-четыре часа. Две трети времени восхождения проходили в темноте, для меня это необычные впечатления, когда слышен скрип морозного снега под ногами; впереди ты видишь только напарника и вереницу фонариков других «восхожденцев». С рассветом нашему взору открылся красивый величественный пейзаж. Своеобразным является участок маршрута по узкому (не более 1 м) предвершинному гребню «ножу», на котором уклон временами достигает 40–45 градусов. На вершину мы выходили при великолепной погоде и отсутствии облаков; ветер стих, но всё же было достаточно прохладно – 10–12 градусов мороза. Постепенно гребень выполаживается, ты уже видишь вершину и «летишь» к ней на одном дыхании! Всё, идти дальше некуда, это вершина Монблана, 4810 м,6 сентября 2014 года, 8.00 утра. Поднимаем флаг Казахстана, через BOSE SoundLink Mini громко играет Государственный гимн РК. Все, кто в это время тоже находится на вершине, крайне удивлены – они такого никогда не видели, но смотрят на нас и слушают гимн нашей страны с большим уважением. Делаем фотографии, записываем видео и идём вниз. Александр торопит, на обратном пути нам нужно пройти Гранд Кулуар как можно раньше, пока солнце не осветило его склоны и не полетели камни… Спуск с вершины прошёл гладко.

Pik

Что произвело впечатление больше всего?

– Гора очень красивая, широкие просторы и невероятный пейзаж. Для меня наиболее трудным был скальный участок маршрута – подъём по контрфорсу Гранд Кулуара. Сказывался недостаток опыта передвижения по скалам и весомый рюкзак. Осталось также какое-то смешанное чувство, которого раньше на восхождениях я не испытывал. Вот, ты на вершине, на приличной высоте, почти 5000 м (как наш пик Талгар), а стоишь практически, как «в толпе» на трамвайной остановке. Вереница людей движется и вверх и вниз с Александром мы охарактеризовали восхождение на Монблан как «цивилизованный альпинизм». В общем, большая радость победы, безусловно, присутствует, но она слегка размывается от осознания того, что таких, как ты, на этой горе уже были и ещё будут тысячи… Вместе с тем, цель нашей экспедиции была достигнута, мы вместе с государственными символами нашей страны – флагом и гимном, побывали на вершине высшей точки Западной Европы. Хотелось бы отметить, что ходить в горы с Василием и Александром для меня большая честь, и я стараюсь делать всё возможное, чтобы не быть для них обузой. Ребята – высокие Профессионалы, я учусь у них каждую минуту и приобретаю те знания и опыт, на получение которых самостоятельно ушли бы многие годы! Я надеюсь, что и дальше у нас будет ещё немало совместных восхождений.