Свет над рекой

Галина МУЛЕНКОВА
Было время, когда мы с друзьями часто ездили отдыхать на Или, останавливаясь на разных берегах реки. Однажды отправились на левый берег и устроили лагерь на небольшом уютном полуостровке,где помещалось несколько машин и палаток. Ночью, когда обитатели нашего лагеря уже спали, мы с приятелем всё ещё пили горячий чай и обсуждали устройство пчелиных королевств. Он когда-то держал пчёл и разбирался в этом деле. Я слушала рассказ о мудрых насекомых и смотрела в небо. И вдруг увидела в отдалении, на другом берегу, конусообразный сноп света, идущий с большой высоты.

Откуда он исходил, было не ясно, но над землёй образовался освещённый участок, как будто с неба направили луч мощного прожектора. Мы сошлись на том, что с НЛО ведётся наблюдение, но за чем было наблюдать на пустынном берегу реки? Разве только за такими же неудачливыми рыбаками, как мы? Ещё долго мы с другом поглядывали на световое пятно, но ничего не менялось и не происходило, и мы разошлись по палаткам.
Нечто подобное наблюдал на берегу той же реки известный фотохудожник Владислав Якушкин, который снимает природу и постоянно находится в разъездах. Он ироничен и в меру скептик, но пару раз видел такое, что заставило его усомниться в своих убеждениях.

svet5
Однажды Владислав с друзьями выехал за Чилик. Миновав заброшенное село Нурлы, компания остановилась на берегу Или. Место было уютное – небольшой кусочек песчаной пустыни, вокруг туранги, рядом река. Решили переночевать, а утром продолжить путь, чтобы поснимать более дикие места.
– Пока ставили палатки, водитель смотрел по сторонам в бинокль и вдруг поинтересовался, где проходит вертолётный коридор. А перед этим я всё лето летал на вертолётах и был хорошо знаком с лётчиками, – вспоминает Владислав Якушкин. – В то время перелететь по прямой из Алматы в Талдыкорган было нельзя – по пути находился военный аэродром и вертолёты делали крюк, уходя по реке. Я сказал водителю, что коридор как раз там, куда он показывает.
– Ты представляешь, как обнаглели вертолётчики, уже прямо с борта рыбу ловят.
– Ну ты скажешь!
– А посмотри сам.
Он дал мне бинокль. Солнце к тому времени село, но сумерки ещё не опустились. Вижу, над речкой светит яркий фонарь. Это было похоже на светящийся объект, по сторонам которого мелькали красные и зелёные огоньки. Тут нас позвали ужинать, и мы уселись на расстеленный брезент. А наш шофёр пристроил бинокль на капот автомобиля и так привалил его вещами, чтобы можно было наблюдать за объектом. Прошло минут двадцать. Стало темнеть, и он, снова припав к биноклю, объявил, что вертолётчики решили сесть. Фонарь переместился вправо, было видно, что светящийся объект повис над землёй, и огоньки по-прежнему моргают.
Я говорю, это не вертолёт, он не может зависать по полчаса на одном месте, у него просто горючего не хватит. Потом мы разложили на брезенте свои спальные мешки и стали укладываться. Я посмотрел в небо и увидел, что все звёзды мигают: красный – зелёный. Я объяснил это тем, что осенью было уже довольно холодно, а песок, на котором лежал наш брезент, за день нагрелся и тёплый воздух создавал мираж.
Кроме бинокля у нас были телевики, и все мы наблюдали ярко-белый фонарь, но я не склонен мистифицировать, и то, что все яркие звёзды перемигивались красно-зелёным, позволяло думать, что это было физическое явление. А если бы тогда мы уехали, не понаблюдав за ночным небом, я бы ручался, что мы видели НЛО.

svet4

В другой раз Владиславу Якушкину позвонил приятель и задал странный вопрос:
– Хочешь снять НЛО?
– Уловив в моём голосе скепсис, он стал настаивать на том, что в одном из горных ущелий Заилийского Алатау они летают как по расписанию каждое утро. На другой день он приехал за мной. В его машине стоял ящик пива, и я подумал, что с такими запасами мы не только НЛО, а зелёных человечков увидим. Поехали в горы. У приятеля на одной из турбаз работала сестра, она жила там же в служебной квартире. Я стал её расспрашивать, и она заверила, что объекты летом летают постоянно.
Ущелье извилистое, и только в одном месте оно «простреливается» взглядом по прямой. Правее и левее этот вид загораживают окрестные горы, а как раз с её балкона видно всё ущелье. Я заранее установил на балконе штатив, приготовил фотоаппарат. В 4.20 разбудил приятель – пора. Спросонок сижу на балконе, холодно, спать хочется. В 4.40 появляется яркий светящийся предмет и летит прямо на нас. Это место находится рядом с Алматинским заповедником, и там нет никаких вертолётных площадок, к тому же вертолёт громко тарахтит. Вдруг объект белого цвета со светящимися по сторонам цветными огоньками резко повернул в сторону и чуть ли не под острым углом ушёл в сторону Кыргызстана. Когда я проявил плёнку, увидел вокруг белого пятна другие огоньки, то ли синие, то ли зелёные. Я решил организовать экспедицию, напросился ещё раз в гости. Мне хотелось узнать, откуда ЭТО летит, и если я буду снимать с определённой точки, то смогу вычислить скорость полёта, а если объект залетит на фон горы, то смогу приблизительно определить его размеры. Всё приготовил, и в три часа ночи мы с приятелем пошли вверх по ущелью. Стали подниматься в гору, и в это время по ущелью пополз туман. В ту ночь мы ничего не увидели. Просидев на склоне до первых лучей солнца, мы вернулись в дом, и я стал расспрашивать хозяйку. Сестре моего приятеля было не до фантастики, но она всё же разглядела, что тело было вполне материальным, медного оттенка и формой напоминало кувшин без ручек.
Потом были дела, работа, и я не смог повторить попытку. Спрашиваю у приятеля, как там инопланетяне, летают? Он говорит, к осени стали появляться реже, а летом летало рядом с домом и всегда в определённое время. Я прагматичен и не могу подтвердить, что это было НЛО. Думаю, что объекты, которые я когда-либо наблюдал – это оптическое явление, и 99 процентов необъяснимого имеет физические корни. Но и отрицать того, что это может быть неопознанный летающий объект, не могу.

svet

Мы с Владом Якушкиным однажды вместе утекали с Тянь-Шаня. Я – потому что поступило сообщение, что на горной дороге перевернулся грузовик с армейцами, он – потому что уже снял район Хан-Тенгри и пика Победы во всех возможных ракурсах и при любом освещении. У меня в кузове той машины были друзья, и улететь нам с Владом помог известный альпинист Юрий Голодов, который руководил экспедицией на Центральный Тянь-Шань. Втроём мы пересекли ледник Южный Иныльчек, обратились за помощью к киргизским альпинистам, и борт вывез нас в зелёный лагерь Майдаадыр. Мы слышали, что на другое утро вертолёт уходит в долину, и также знали, что в группе чехов у одной участницы помутился рассудок. Уехать наземным транспортом оттуда было невозможно.
По связи все лагеря узнали о случившемся с армейской командой, нам искренне сочувствовали, а у нас созрел план. Как это много раз бывало, меня выручали бардовские песни, и после ужина я должна была невзначай забрести с гитарой к вертолётчикам, чтобы растопить лёд их сердец. Рядом находился пограничный пост, и когда мы с Владом бродили по окрестностям, коротая время до вечера, то увидели в цветущих кустарниках ручей, вдоль которого в гравий были аккуратно вставлены пластиковые стаканы с водой. Возможно, какой-нибудь любитель насекомых ловил их таким способом, но мы отправились к вышке погранпоста и вызвали командира, объявив, что у него под самым носом иностранцы измеряют уровень радиации. Нам выдали письмо, в котором было ясно сказано: журналистов отправить в город первым рейсом. И единственным. В ответ мы должны были отправить куда-то фотографии и их описание. Но к вертолётчикам я на всякий случай наведалась, а когда глубокой ночью вернулась в нашу большую палатку, где стояли две допотопные кровати, то увидела Влада, который лежал в своём спальном мешке и прижимал к груди дорогущую американскую фотокамеру.
– Чешка приходила, посветила мне в лицо фонарём и сказала, что сейчас придёт ко мне жить. Вот, сунула мне болгарский перчик.
– Отобьёмся, – пообещала я и вдруг почувствовала, что моя кровать заходила ходуном.
– Влад, это что, землетрясение?
– Я ничего не чувствую, – ответил фотограф со своей кровати.
Куча версий зароилась в моей голове. Возможно, чешка увидела, как я вошла в палатку, где она намеревалась поселиться, и раскачивает мою люльку снаружи? Или в этом диком горном краю неслышно приземлились инопланетяне? Или…
В это время тряска прекратилась и перед распахнутым входом в палатку появилась голова лошади, которая просто почесала бока о спинку кровати, выпирающую через брезент.
Утром вертолётчикам пришлось облегчать машину, чтобы увезти всех желающих. Когда загрузились в борт, чешка вдруг выпрыгнула и за ней пришлось гоняться. Видимо, на высоте у неё случилось обострение психического заболевания и вся команда хапнула с ней по полной программе. Так что, кроме наблюдений за НЛО, нам есть, что вспомнить.

svet3

Там же, на Центральном Тянь-Шане, Влад видел на большой высоте красный объект, хотел попробовать снять его, но знакомый вертолётчик сказал, что это аэростат – надутый гелием шар, и им нередко приходится видеть такие во время полётов. А однажды толпа альпинистов наблюдала летающий объект, напоминающий по форме горящую электрическую лампочку, над ледником Звёздочка под пиком Победы. У нас в группе оказался парень, который тоже не дружил с головой. С первого дня он залёг в палатке и стал вещать, что непременно прилетят инопланетяне и заберут его. Я посоветовала ему успокоиться, заверив, что вряд ли рядовой инженер их заинтересует. Но именно он первым увидел объект, зависший на небольшой высоте. Мы стали кричать соседям, и весть быстро разнеслась по лагерям. Все высыпали из палаток на улицу и наблюдали, как объект потянулся вверх, потерялся в облаке, снова вынырнул. Мы решили не спать и наблюдать за небом. Человек семь-восемь сидели по обеим сторонам длинного стола в палатке, служившей кухней. Повар жарил яичницу, я присела на скамеечку спиной к плите и тихонько пела, а в небе, как ни странно, всё мигало и много чего передвигалось. Вдруг с улицы послышались голоса, и я увидела примкнувший к задраенному оргстеклом окну фигуру. Белая голова, белые плечи… Я застыла, и вся группа перевела взгляд на окно. Тут фигура заговорила по-немецки и отклеилась, а мы выдохнули, потому что в экспедиции был седой немец, который выбрался из своего спального мешка, накинул белую куртку и вместе с товарищем встал в лунном свете покурить возле кухни.

svet1

Когда в горах тучи и сильно дует, может показаться, что все звёзды летят в одном направлении, но это ветер несёт тяжёлые облака, а в ясную погоду на высоте такое небо, какого в городе не видывал никто. Но и днём в горах мы наблюдали летающие объекты. Так, в середине 90-х мы стояли маленькой экспедицией в ущелье Баянкол. Место дикое, кишащее зверями. По утрам на песке у реки видны кошачьи следы, по ночам воют волки, кто-то видел медведя. Трое швейцарцев приехали рано, в июне, когда ещё даже чабаны не поднимаются на джайляу. Была с нами ещё одна двойка, которая сразу ушла на Мраморную стену, а мы выгуливали клиентов по окрестностям. 1 июля двойка из-за лавинной опасности вызвала со склона горы вертолёт, а мы на всякий случай сняли лагерь, надеясь, что по пути заберут и нас. По плану борт должен был прилететь за нашей группой 2-го, и из Баянкола мы перебрасывались под Хан-Тенгри. Пока я гремела чайником в единственной оставшейся стоять палатке, швейцарцы без дела лежали на траве. Вдруг они встревожено стали меня звать: был полдень, и в небе пролетал светящийся белый объект, как нам показалось, круглой формы. Его скорость не была молниеносной, но он летел значительно быстрее самолёта. Через час в обратном направлении пролетела светящаяся платиновая сигара, а потом мы наблюдали, как вертолёт пролетел над ледником к Мраморной мимо Баянкольского ущелья и вернулся тем же путём. Я подумала, что под Хан-Тенгри стоит целый Международный лагерь и там куча народу, а здесь мы одни, а в небе что-то летает. Мы снова поставили палатки, но на этот раз рядом, чтобы легче было отбиваться. И слава богу, что нами никто не заинтересовался. А в 2003 году, когда в Непале отмечалось 50-летие первовосхождения на Эверест, наша группа под руководством Казбека Валиева совершала треккинг под высочайшую гору Земли. На высоте 5100, из лоджии Лобуче, мы с восходительницей на Эверест Людмилой Савиной наблюдали в вечернее время ярко-оранжевый крупный объект, который пролетел вверх понад горами.

Как-то раз я сидела в гостях у вдовы очень известного в стране пилота. Вокруг стола расположились члены экипажа, с жёнами и взрослыми детьми. По журналистской привычке я стала приставать с вопросами, не видали ли они чего необычного в небе? Один из них поведал, как в молодости стажировался где-то в северных краях России, как молодёжь обучал опытный экипаж и как однажды надо было ночью выполнить санитарный рейс. Был туман, но на задание отправили именно молодых. Они понимали, что уже прибыли на место, но не могли разглядеть, куда можно приземлиться. Ситуация стала критической, как вдруг над их машиной появился яркий свет. Было ясно, что их сопровождают. Четыре луча из того аппарата упёрлись в землю, помогая экипажу приземлиться. Объект завис, а потом исчез так же быстро, как появился. И уже стоя на земле, вертолётчики вытерли пот и сказали в небо: мы не знаем, кто вы, но спасибо! Имени своего лётчик просил не называть.